Слайд 1Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в.
Учитель истории МОУ СОШ №1
г.о. Звенигород Бортникова Т.И.
История России
11 класс
Слайд 2Цель урока:
Обучающая - определить истоки и последствия социально-экономических противоречий, привести
учащихся к выводу о том, что особенности российской модернизации догоняющего
типа стали следствием сохранения пережитков крепостничества, многоукладности экономики второй половины XIX – начала ХХ вв. и незаинтересованности чиновничье-бюрократического аппарата в глобальных изменениях
Развивающая – развивать у учащихся исследовательские способности, умения и навыки сравнения, анализа, умения доказывать свою точку зрения
Воспитательная – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к проявлениям свободы личности, прививать отношение к историческим деятелям, проявляющим активную жизненную позицию, как норме человеческой жизнедеятельности
Слайд 3План изучения материала
Национальный и социальный состав населения.
Промышленность и банковская система.
Сельское
хозяйство.
Слайд 4Расширяем словарный запас
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики.
Модернизация - процесс перехода
от традиционного общества к обществу индустриальному.
Монополии — хозяйственные объединения, сосредоточивающие в своих руках
бо́льшую часть производства и сбыта какого-либо товара.
Средний класс - социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.
Финансовая олигархия- политическое и экономическое господство группы представителей крупного монополистического капитала.
Слайд 5Национальный и социальный состав населения.
Слайд 6Национальный и социальный состав населения.
Самостоятельная работа с
текстом учебника о социальном составе населения (с. 8-9)
Изучив сведения о социальном составе российского общества, сделайте выводы:
Отражала ли сословная структура Российской империи нужды экономического развития?
Какие слои населения могли принять активное участие в процессах модернизации? Какую долю населения страны они занимали?
Кого называем маргиналами?
Имело ли место это явление в других странах? Чем оно отличалось и какими факторами было обусловлено?
Какие негативные последствия претерпевало российское общество от увеличения числа маргиналов?
Слайд 7Промышленность и банковская система
Основные направления модернизации:
Развитие металлургической, химической, машиностроительной отраслей
промышленности
Расширение железнодорожной сети
государственные заказы, льготы
строительство казенных заводов
протекционистская
таможенная политика
привлечение иностранного капитала
Слайд 8Основные формы монополистических союзов
Слайд 9Работа с картой
Изучите карту и определите основные промышленные центры России.
Назовите
самый распространенный вид монополий в России начала ХХ в. и
укажите районы их размещения.
Укажите районы размещения иностранного капитала, соотнесите их с перечнем отраслей промышленности данного региона.
Слайд 10Промышленность и банковская система
Металлургический рынок России контролировали два промышленных гиганта:
«Продамет» (1902 г.), объединявший заводы юга России, и объединение уральских
промышленников «Кровля» (1903 г.). На долю первого синдиката приходилось около 80 % сбыта всего листового железа, стальных балок и швеллеров.
Слайд 11Промышленность и банковская система
На угольном рынке страны действует синдикат «Продуголь»
(1907 г.), который, объединив 17 крупнейших угольных предприятий Донбасса, сосредоточил
в своих руках сбыт 60 % всего производимого в стране угля. Всего же в этот период было создано более 50 синдикатов практически во всех отраслях промышленного производства. Крупнейшие - «Трубопродажа», «Продаруд», «Продвагон», «Нобель-мазут», «Треугольник», «Гвоздь» и «Дрожжи».
Слайд 12Доля России в мировом промышленном производстве в %
О чем свидетельствуют
статистические данные?
Слайд 13Промышленность и банковская система
Концентрация банковского капитала
Вложение капитала в промышленность
Сращивание
банковского и промышленного капитала
Финансовая олигархия
Путилов А.И.
Слайд 14Сельское хозяйство
Имущественное расслоение крестьянства
Кулаки (2-3 %), главным источником богатств
которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество.
Зажиточные крестьяне
(более 4 лошадей, столько же коров) – 15%;
Безлошадники– 25 %;
Бедные (отсутствие коровы) – до 10 %.
Малоземелье;
Отработки в пользу помещика за аренду земли;
Выплаты государству за освобождение от крепостной зависимости;
Отсутствие прав;
Телесные наказания;
Контроль земских начальников.
Слайд 15Сельское хозяйство
Применение вольнонаёмного труда крестьян
Использование сельскохозяйственной техники
Совершенствование приёмов землепользования
Применение
отработочной системы
Сохранение помещичьего землевладения
Повышение урожайности
Увеличение поставок на внутренний и внешний
рынок
Низкая производительность хозяйства
Слайд 16Особенности сельского хозяйства:
зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному перенаселению
и истощению земель;
зависимость от цен на зерно на внешнем рынке
в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;
маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15-20% всех крестьян);
месторасположение России - "зона рискованного земледелия", что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;
сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне. Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.
Слайд 17Социально-экономические проблемы, определившие особенность российской модернизации:
в социальной сфере - устаревшая
социальная структура и рост социальной напряженности;
в экономической сфере – в
области промышленности и сельского хозяйства – разнообразие укладов хозяйственной деятельности: капитализм в промышленности и феодализм в сельском хозяйстве;
отставание от ведущих стран Запада;
высокая степень регулирования экономики со стороны государства.
Слайд 18Домашнее задание.
Подготовить ответ на вопрос: «Особенности социально-экономических отношений в России».
Подготовить проекты развития
России по алгоритму:
- Метод модернизации: реформа или революция.
- Возможная форма
правления.
- Силы, способные осуществить переустройство России.
- Перспективы развития России в экономической, политической, социальной сферах.
Слайд 19Источники и интернет-ресурсы
История России, ХХ – начало XIX в. 11
класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В. Мироненко/ -
М.: Просвещение, 2013.
История России XX век http://moodle.tomedu.ru/mod/book/view.php?id=1092&chapterid=207
http://www.itogi.ru/polit-tema/2010/1/147684.html
http://prvregion.narod.ru/data/hstpm/bilim_chpz3.htm
http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/11-klass/rossiya-na-rubezhe-xix-xx-vv/sotsialno-ekonomicheskiy-stroy-rossii-k-nachalu-xx-v
http://infodon.org.ua/uzovka/1126
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2,
http://www.hellopiter.ru/The_neva_prospectus.html