Слайд 1Академические навыки
и стратегии чтения
занятие 2
Преподаватель: Ковзик Глеб Олегович
Слайд 2Возвращение к предыдущим темам
Мы рассмотрели:
Вводные начала образовательных технологий
Основы деловой и
академической коммуникации
Основы самопрезентации и публичного выступления
Академический навык конспектирования
Слайд 3Два метода конспектирования
Метод Б. Гейтса
Метод Корнелла
Слайд 4Ментальные карты как конспект
MindMap (ментальная карта/интеллект-карта/карта мыслей) – ещё один
способ концентрирования академического текста.
Используется графическая запись текста в виде диаграммы:
древовидная структура, игра с объёмом и размером объекта, использование ассоциативных образов.
Литература:
Дэвид Сиббет. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы = Visual Meetings/ How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. М.: Альпина Паблишер, 2013. 280 с.
Слайд 5Стратегия чтения академического текста
Слайд 6Зачем читать академические тексты?
Преемственность, или как правильно поставить исследовательский вопрос,
выяснить, что уже разработано;
Вхождение в академический дискурс, или как другие
авторы изучают данную проблему;
Освоение методологии исследования, или как научиться делать так же, как и другие ученые;
Обнаружение источниковой базы для исследования, или как выполнить исследование при помощи источников (статистики, фото, гимнов и т.д.);
Нахождение научных работ по схожей проблематике, или как познакомиться с умными людьми нетрадиционным способом.
Слайд 7Принципы критического чтения
Точная реконструкция исследовательского вопроса, рассмотренного автором в своей
работе.
Определение гипотезы автора.
Критический анализ и перепроверка выводов автора.
Непредвзятость и объективность
к прочитанному тексту.
Слайд 8Стратегия медленного чтения
Медленное чтение – это аналитическое чтение (Мортимер Адлер).
1. Определить тип и тематику книги.
2. Как можно более
кратко изложить, о чем повествует книга.
3. Перечислить основные части по порядку и проанализировать каждую часть книги тем же способом, что и целое.
4. Определить, какие проблемы стремится решить автор.
Слайд 9Стратегия медленного чтения
Медленное чтение – это интерпретирующее чтение (Мортимер Адлер).
1. Найти общий язык с автором, интерпретируя его ключевые слова.
2. Найти главные утверждения автора, выделив важные предложения.
3. Обнаружить аргументы автора или построить их из совокупности утверждений.
4. Определить, какие проблемы автор решил, а какие нет; в последнем случае выяснить, известно ли автору о нерешенной проблеме.
Слайд 10Стратегия медленного чтения
Медленное чтение – это критическое чтение (Мортимер Адлер).
1.
Не начинать критиковать, не завершив процесс анализа и интерпретации. (Не
заявлять о том, что вы согласны с автором, возражаете против его аргументов или примете решение позже, до тех пор пока вы не будете в состоянии сказать «я понимаю».)
2. Не возражать «из любви к спорам».
3. Учитывать разницу между знанием и мнением, обосновывая все критические суждения.
4. Показать, где автору не хватает информации.
5. Показать, где автор владеет неверной информацией.
6. Показать, где автор нелогичен.
7. Показать, где анализ или изложение автора не завершены.
Слайд 11Стратегия быстрого чтения
Быстрое чтение – это… очень… сложно.
В основе этого
навыка память, концентрация внимания и
зрительное восприятие.
Чем больший объем вашей
памяти, тем легче держать в
уме контекст;
Чем выше концентрация внимания, тем точнее и быстрее
осваивается прочитанное;
Чем шире поле зрительного восприятия, тем больше можно
прочесть слов в строке (или даже в нескольких строках).
Слайд 12Стратегия быстрого чтения
Способы освоения данного навыка:
Постоянная тренировка памяти.
Отказ от мусорных
информационных ресурсов
(да-да, прощай Tik-Tok, Periscope
и видеоролики про танцующих свинят)
3.
Обязательный минимум ежедневного чтения
(энное кол-во страниц из газет, журналов, книг)
4.
Слайд 13Литература для самостоятельного изучения
Андреев О. Техника быстрого чтения: самоучитель по
программе школы Олега Андреева. М.: Смартбук, 2011.
Адлер М. Как читать
книги. Руководство по чтению великих произведений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
Слайд 14Критическое мнение
о прочитанном
Или как правильно и без оскорблений объяснить,
что это
не так?
Слайд 15Собственное критическое мнение
Основные принципы конструктивного собственного мнения:
Объективность превыше всего;
Не допускается
некритическое, эмоционально сконструированное мнение;
Предполагается, что собственное мнение может привести к
дискуссии с защитой своей позиции.
Слайд 16Примеры корректного высказывания
Представляет также интерес у исследователей к концепции «Великой
идеи» [Username]. Её исключительно религиозно-духовное содержание подчеркивают, например, [Author1], [Author2].
Слайд 17Примеры корректного высказывания
Думается, что в такой оценке [Username] сказалось игнорирование
им такого важного фактора, как […]
В отечественной науке исследовательский интерес
к творческому наследию [Username] пробудился на рубеже 1990-х гг.
Слайд 18Примеры корректного высказывания
Отметим, наконец, концепцию [Username] о закономерности развития научного
исследования:
Слайд 19Примеры некорректного высказывания
Эта работа имеет недостатки (почему?).
Здесь, кажется, явно чего-то
не хватает (чего?).
[Расплывчатое изложение позиции, написанное вследствие факта непрочитанного произведения
автора].
Слайд 20Примеры некорректного высказывания
Теория автора неправильная. Я так считаю (кто вы?).
Автор
меня бесит (what?).
Автор пишет бред, потому что это не сходится
с моим личным опытом (ахах, лол).
[Ложь, написанная ради наполнения текста «водой»].
Слайд 21Корректное собственное мнение: я или мы?
В западном академическом сообществе общепринятой
является традиция указания личного авторства (т.е., употребление личного местоимения в
тексте).
В отечественном академическом сообществе – пока что нет, но тенденция перехода к данной традиции вполне очевидна.
Слайд 22Задание на дом
Прочитать, используя стратегию медленного чтения, одну академическую статью,
придумать к тексту 8 вопросов, дав письменный ответ на каждый
объемом 250-300 слов.
Для поиска научных работ воспользуйтесь ресурсом Киберленинка.
Прислать до 06 октября (включительно) свой файл. Прикрепите электронную ссылку на источник – без неё работа не будет проверяться.