Слайд 1Курс «Современные методы социологических исследований», 2013
Контент-анализ
в социологических исследованиях
Слайд 2Контент-анализ =
стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа
которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции
количественный анализ
текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Слайд 3Г. Лассуэлл
1927 г. «Техника пропаганды в первой мировой войне»: социальные
модели поведения, которыми манипулирует пропаганда воюющих стран (газеты, журналы, бюллетени,
проповеди…):
«мы» защищаемся, «враг» – коварный агрессор;
«враг» разрушил райское благоденствие и поэтому должен быть уничтожен;
«мы» победим, «враг» будет уничтожен
Англия: доводы гуманности
Германия: великая германская культура, нуждающаяся в защите
«менты» («mention») – упоминания,
слово – «символ», «знак» - единица анализа
Слайд 4Г. Лассуэлл (2-ая мировая война):
насколько совпадают публикуемые материалы с тезисами
немецкой пропаганды
частота появления про- и антиамериканских, британских и немецких тем
в информационном источнике
определение политической линии той или иной газеты, в выявлении того, какой вклад — позитивный или негативный вносили американские издания в поддержание морального духа народа в связи агрессивными действиями фашистской Германии
Верховный Суд США - решения о закрытии некоторых изданий (газета «Истинный американец»)
Слайд 5Б. Берельсон: расовая дискриминация в США (1946 г. совместно с
Сальтером)
Объект анализа - короткие рассказы из 8 наиболее популярных американских
изданий (1937-1943 гг.)
Категории анализа: нац. пренадлежность героя, роль-положение, вид изображения (с симп., без симп.) ….
Подача героев разной национальности (в % ко всем упоминаниям каждой национальности)
Слайд 6Структура национальных групп (в % ко всему населению и к
числу действ. лиц)
А.Шай: ведущие амер.газеты и журналы (1949-1950 гг.) –
только иллюстрации – главная фигура иллюстрации (уровень профессиональной подготовки героя)
Слайд 7Б. Берелсон «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (нач. 50-х гг) -
фундаментальное описание контент-анализа (виды, критерии, единицы к.-а.)
Л.Левенталь – подборка биографий
в изданиях «Saterday Evening Post» и «Collirs» (рейтинг внимания к представителям разных кругов):
М.Шпигельман, К.Тервиллингер, Ф.Феринг (1950): комиксы (тираж 17 млн. + 9 млн. – около 60 млн.читателей):
Высший слой – стремление к гуманным целям
Средний – к целям эгоистическим
Низший – к личным удовольствиям (наслаждениям)
Женщины – добрые дела, благополучная семейная жизнь, романтическая любовь
Мужчины – стремление к власти (любовь очень низко(
Соотношение между симп./несимп. героями 3:1 (М), 5:1 (Ж)
81% - юмор.комиксы, 56 % - город, 50 % - звери (антропоморфны), М в 2 раза чаще, чем Ж
Слайд 8Требования к «документам» («текстам») для контент-анализа
исследуемое содержание (текст) должно позволять
использовать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации),
интересующие исследователя элементы содержания должны встречатьс с достаточной частотой (принцип статистической значимости).
E.g.: сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Слайд 9Основные направления применения контент-анализа:
выявление того, что существовало до текста
и что тем или иным образом получило в нем отражение
(текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);
определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия)
Слайд 10Этапы проведения контент-анализа
!!! Необходим материальный носитель информации
Первый этап. Определение совокупности
изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым
должно отвечать каждое сообщение: тип источника, тип сообщений, сопоставимый размер…
Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. Выборка: репрезентативная или целевая (в зависимости от цели, доступности, массовости)
*Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.
Слайд 11Основные процедуры контент-анализа:
3. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в
целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
4. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
г) длительность трансляции по радио или ТВ;
д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
5. Процедура подсчета
6. Интерпретация полученных результатов
Слайд 12Категории анализа = ключевые понятия (смысловые единицы)
имеющиеся в тексте
и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы
в программе исследования, должны быть:
а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач;
б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;
в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.
Слайд 13Исследовательские инструменты
Программа
классификатор контент-анализа,
протокол итогов анализа = бланк контент-анализа,
регистрационная карточка или кодировальная матрица,
инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и
кодировкой единиц счета
каталог (список) проанализированных документов.
Слайд 14Классификатор контент-анализа =
общая таблица, в которую сведены все категории (и
подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее задача – предельно четко
зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании.
Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа
Протокол (бланк) контент-анализа содержит:
1) сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.);
2) итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и категорий анализа).
Слайд 15Классификатор контент-анализа (на примере брачных объявлений) – фрагмент (пример)
Слайд 16Пример регистрационной карточки
Наиболее употребительны такие единицы счета, как:
объем внимания: время-пространство
/ (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания
и т.п), появление признаков в тексте;
частота их появления (интенсивность)
Слайд 17Пример регистрационной карточки
Простые способы измерения: удельный вес той или иной
категории можно вычислить с помощью формулы:
Слайд 18Матрица случайностей Ч.Осгуда
Выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со
всеми остальными.
Напр., единица А встречается в 30% анализируемых текстов
(Р = 0,3), а единица В — в 50% текстов (Р = 0,5), тогда ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна: РАВ = РА • Рв=0,3 • 0,5 = 0,15.
В действительности же признаки А и В совместно встретились лишь в 5% текстов АВ = 0,05.
Слайд 19Специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу: формула коэффициента Яниса (с)
для
вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений,
аргументов:
где: f — число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста.
в случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле:
Слайд 20Количественный контент-анализ (содержательный)
основывается на исследовании слов, тем и сообщений,
сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения.
Качественный контент-анализ (структурный): исследователя интересует
не столько что говорится, сколько как говорится (способе презентации сообщения)
Слайд 21Для описания и сравнения особенностей речевого
поведения росс. политиков - несколько
параметров:
Индекс многословия (лаконичности) - это средний объем ответа политика на
один вопрос интервьюера
Индекс речевого лидерства для текстов интервью получается простым суммированием величин двух второстепенных параметров:
индекса тематической новизны (постоянное введение
собственных новых тем, а не простое следование темам беседы, которые предлагаются другими участниками) и индекса оценки вопросов (постоянное стремление оценивать высказывания партнеров и словесно выражать свои оценки)
способность к коммуникативному сотрудничеству
Слайд 22Способность к коммуникативному сотрудничеству (т.е. налаживанию и поддержанию
продуктивного взаимодействия в процессе беседы: складывается из
четырех составляющих :
+ переформулирование в ответе вопроса партнера (журналиста) с уточнением;
+ повторы в ответе слов и выражений, содержащихся в формулировке вопроса (вопрос: "Почему? Разве вы сделали ему (Ельцину) что-то плохое?" Ответ: "Нет, ничего плохого я ему не делал и никогда не сделаю.”);
+ словесное выражение в ответе согласия с формулировкой или содержанием вопроса (вопрос: «Насколько затронул экономику Москвы нынешний финансовый кризис?» Ответ: "Конечно, он ее затронул"; или вопрос: "И вы считаете, что нам удастся здесь найти общий язык с США?" Ответ: "Да, я считаю что мы сможем выйти на взаимоприемлемые формулировки").
- антонимическое переформулирование вопроса (например, вопрос: "Тем не менее на прошлых выборах, наверное, не столько Ельцин выиграл у Зюганова, сколько проиграл Зюганов как человек, олицетворяющий скомпрометированную коммунистическую идею?" Ответ: "Ну, во-первых, никто не победил. Все проиграли...". Или вопрос: "Что же будет весной?" Ответ: "Ничего не будет, просто жрать будет нечего и топить нечем" и т.п.)
наиболее дипломатичный и тактичный политик (Е.Примаков)
Слайд 236 типов контент-анализа (Р.Мертон)
в зависимости от целей и объекта:
Объем внимания
(подсчет символов)
Анализ отношения:
положительное, отрицательное, нейтральное
(критерии? + общий контекст)
модальность сообщения: разрешение («разрешено», «допустимо»), запрет («нельзя допустить»), долженствование («обязан», «должен», «святой долг»), желательность («следовало бы», «хорошо было бы» «имело бы смысл», побуждение к действию («надо освоить», «давайте подумаем вместе»)
характер сообщения (прямой/косвенный): «по мнению…»
Слайд 246 типов контент-анализа (продолж.)
Анализ по элементам (фотографии к статьям, песни
в радиопрограмме, сцены в фильме…)
Тематический анализ материалов (определение всего многообразия,
явных/скрытых, выделение крупных классов)
Структурный анализ (направлен на анализ взаимоотношения различных тем) – редко (пропаганд. компании)
Ориентированный на изучение взаимоотношений различного рода материалов с целью достижения единой цели – редко (пропаганда)
Слайд 25Контент-анализ советской прессы
Ну и что с того, что внутри пустой,
зато какой блеск!
Придут из ОБХСС, скажи, что все это золотая
рыбка подарила…
Думаешь, легко мне эта дубленка досталась? Пришлось кое-кому горло перегрызть