Разделы презентаций


Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты

Содержание

Цель комплексного курса: формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты



Моисеева

А.Н., к.п.н.,
доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО

ОГПУ
Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспектыМоисеева А.Н., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

Слайд 2Цель комплексного курса:
формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному

нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных

традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Цель комплексного курса:	формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении

Слайд 3Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного

при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;формирование образа мира как

Слайд 4Требования к личностным результатам:
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание

доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Требования к личностным результатам:развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

Слайд 5Требования к метапредметным результатам
овладение способностью принимать и сохранять цели

и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
формирование

умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Требования к метапредметным результатам овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить

Слайд 6Требования к метапредметным результатам
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных

заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Требования к метапредметным результатамумение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

Слайд 7Требования к метапредметным результатам
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Требования к метапредметным результатамготовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого

Слайд 8Требования к предметным результатам
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального

народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
Требования к предметным результатам знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы

Слайд 9Основные культурологические понятия учебного курса
«культурная традиция»
«мировоззрение»
«духовность (душевность)»
«нравственность»

Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция»«мировоззрение»«духовность (душевность)» «нравственность»

Слайд 10Изучение религий и воспитание в школе
Интеграция ребенка в культуру:

приобщение к культуре семьи, народа, социокультурной группы, общества, мировой культуре

(социализация, инкультурация)
Изучение религий и воспитание в школе 	Интеграция ребенка в культуру: приобщение к культуре семьи, народа, социокультурной группы,

Слайд 11Основной принцип, заложенный в содержании курса
Общность в многообразии, многоединство,

поликультурность


(отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного

мира)
Основной принцип, заложенный в содержании курса 	Общность в многообразии, многоединство, поликультурность		(отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей

Слайд 12Формирование у обучающихся начальных представлений о религиозной культуре и светской

этики осуществляется посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на

общую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса
Формирование у обучающихся начальных представлений о религиозной культуре и светской этики осуществляется посредством: ориентации содержания всех модулей

Слайд 13С 2011 года осуществлено введение в школах образовательных стандартов нового

поколения
Комплексный курс ОРКСЭ способствует освоению новой структуры стандарта и обеспечивает

взаимодействие участников образовательного процесса при формировании образовательных программ
С 2011 года осуществлено введение в школах образовательных стандартов нового поколенияКомплексный курс ОРКСЭ способствует освоению новой структуры

Слайд 14 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая

и методологическая основа ФГОС общего поколения

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая и методологическая основа ФГОС общего поколения

Слайд 15Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития

и воспитания школьников

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Слайд 16Базовые национальные ценности
идеологию содержания образования
основное содержание программ духовно-нравственного развития

и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия

школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации
Базовые национальные ценности идеологию содержания образованияосновное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан Россиисодержание, формы и

Слайд 17Базовые национальные ценности
патриотизм
социальная солидарность
гражданственность
семья
труд и творчество
наука
традиционные российские религии

— представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного

мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература
природа
человечество
Базовые национальные ценностипатриотизмсоциальная солидарностьгражданственность семьятруд и творчествонаука традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни

Слайд 18 Содержание всех модулей курса группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:

1. Отечество
2. Семья
3. Культурная традиция

Содержание всех модулей курса группируется вокруг трех базовых национальных ценностей: 	1. Отечество	2. Семья	3. Культурная традиция

Слайд 19Духовно-нравственное воспитание: общие философско-педагогические характеристики (Г.С. Батищев, Л.П. Буева, А.Ф.

Лосев, В.А. Лекторский и др.)

Духовно-нравственное воспитание: общие философско-педагогические характеристики (Г.С. Батищев, Л.П. Буева, А.Ф. Лосев, В.А. Лекторский и др.)

Слайд 20Отношение к субъективному внутреннему миру
Личностная направленность
Целостность
Иерархичность
Решение смысложизненных

проблем
Практическая ориентированность, связь с определенной культурой
Основано на определенном мировоззрении

и системе морали
Интегрирует в культурную традицию, формирует образ жизни
Отношение к субъективному внутреннему миру Личностная направленностьЦелостность Иерархичность Решение смысложизненных проблемПрактическая ориентированность, связь с определенной культурой Основано

Слайд 21 Психолого-педагогический аспект реализации курса ОРКСЭ

Психолого-педагогический аспект реализации курса ОРКСЭ

Слайд 22Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей

культурой и религиозной или светской традицией и не включает в

себя критических оценок других религий и мировоззрений
Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и

Слайд 23Преодоление противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса

Преодоление противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса

Слайд 24 1. Учитель не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу

разные взгляды, подходы, мировоззрения
2. Учителем должно учитываться, что содержание всех

модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия
1. Учитель не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения	2. Учителем должно учитываться,

Слайд 25Формирование взаимопонимания и уважения к позициям и взглядам учеников, изучающих

разные модули

Формирование взаимопонимания и уважения к позициям и взглядам учеников, изучающих разные модули

Слайд 26При проведении курса рекомендовано не разделять учеников одного класса на

группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и

30-го уроков — общее для всех модулей.
На 31-34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями
При проведении курса рекомендовано не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках.

Слайд 27Ребенок, изучающий курс ОРКСЭ – младший подросток

Ребенок, изучающий курс ОРКСЭ – младший подросток

Слайд 28Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Центральное

новообразование подросткового возраста – чувство взрослости
Образовательный кризис связан с переходом

с начальной на основную ступень общего образования
Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослостиОбразовательный кризис

Слайд 29Отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни

должен проходить в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства

Отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни должен проходить в контексте определенного культурного и

Слайд 30 Организационный аспект реализации курса ОРКСЭ

Организационный аспект реализации курса ОРКСЭ

Слайд 31Место комплексного учебного курса в учебном плане
На изучение нового

учебного курса отводится 34 часа. Учебный процесс рассчитан на 2

четверти: последняя четверть 4 класса (17 уроков) и первая четверть 5 класса (17 уроков)
Место комплексного учебного курса в учебном плане На изучение нового учебного курса отводится 34 часа. Учебный процесс

Слайд 32Приказ Министерства образования Оренбургской области от 16.12.2011 №01/15-8629
Реализовывать учебные

часы на изучение данного курса в 4 классах в 2011-2012

учебном году можно за счет часов школьного компонента
Приказ Министерства образования Оренбургской области от 16.12.2011 №01/15-8629 	Реализовывать учебные часы на изучение данного курса в 4

Слайд 33Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его

согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для

изучения один из шести учебных модулей
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных

Слайд 34В рамках подготовки к введению в школе предмета «Основы религиозных

культур и светской этики» ГБУ РЦРО в период с октября

по ноябрь 2011 года было проведено социологическое исследование среди родителей учащихся третьих классов, чьи дети в 2012-2013 учебном году начнут изучать новый учебный курс
В рамках подготовки к введению в школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики» ГБУ РЦРО в

Слайд 35Считаете ли Вы себя верующим человеком?

Считаете ли Вы себя верующим человеком?

Слайд 36К какой религиозной конфессии Вы себя относите?
- 72% относят себя

к православным,
- 21% считают себя мусульманами
Доля респондентов отнесших себя

к буддистам и иудеям невелика и составляет менее 1%.
К какой религиозной конфессии Вы себя относите?	- 72% относят себя к православным, 	- 21% считают себя мусульманами	Доля

Слайд 37Отношение родителей к введению предмета

Отношение родителей к введению предмета

Слайд 38Риски, связанные с введением курса

Риски, связанные с введением курса

Слайд 39Распределение респондентов в зависимости от того, какой модуль они предполагают

выбрать для своего ребенка

Распределение респондентов в зависимости от того, какой модуль они предполагают выбрать для своего ребенка

Слайд 40Условия выбора модуля


22,8% - семейные традиции
22,3% - интерес ребенка

к изучению именно этого модуля курса
24,3% - затруднились ответить

на вопрос
Условия выбора модуля22,8% - семейные традиции 22,3% - интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса 24,3%

Слайд 41С чем могут быть связаны трудности выбора модуля нового предмета?
39,2%

- настороженным отношением к введению нового курса
33,6% - недостаточностью информации

о содержании модулей курса
С чем могут быть связаны трудности выбора модуля нового предмета?39,2% - настороженным отношением к введению нового курса33,6%

Слайд 42Выбор модуля для изучения и возможность в дальнейшем его изменения


Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без

согласия его родителей (законных представителей) не допускается
Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок
Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета
Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка
Выбор модуля для изучения и возможность в дальнейшем его изменения Принятие решения о записи ребёнка на изучение

Слайд 43Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в

2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных

культур и светской этики» 15 марта 2010 г. рекомендовал субъектам Российской Федерации предусмотреть организацию возможности смены модуля для тех родителей (законных представителей), которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор после первого этапа апробации курса (IV четверть 4-го класса).
Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных

Слайд 44Подготовительная работа с родителями
Форма работы: собеседование; родительское собрание
Задача:

создание установки на сотрудничество.
Предполагаемый результат: мотивация и стимулирование заинтересованности родителей

в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми
Подготовительная работа с родителями 	Форма работы: собеседование;  родительское собрание	Задача: создание установки на сотрудничество.	Предполагаемый результат: мотивация и

Слайд 45Привлечение родителей предполагает:
создание условий для понимания родителями целей, задач

и путей реализации заявленной программы, а также предполагаемого результата;
активизацию позиции

родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
углубление и расширение личностно ориентированного компонента за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Привлечение родителей предполагает: создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной программы, а также

Слайд 46Необходимое количество детей в классе или параллели, выбравших тот или

иной раздел курса, для организации отдельной учебной группы

Необходимое количество детей в классе или параллели, выбравших тот или иной раздел курса, для организации отдельной учебной

Слайд 47В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закреплёнными Законом Российской Федерации

«Об образовании», решение о возможном количестве учебных групп и организации

изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями
В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закреплёнными Законом Российской Федерации «Об образовании», решение о возможном количестве учебных

Слайд 48 Подготовка учителей к преподаванию комплексного курса

Подготовка учителей к преподаванию комплексного курса

Слайд 49Обучать детей по курсу могут исключительно учителя с необходимой квалификацией,

прошедшие соответствующую подготовку.

Обучать детей по курсу могут исключительно учителя с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

Слайд 50Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в

общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций

(культовых сооружений).
Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате.
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу

Слайд 51Приказ Министерства образования Оренбургской области от 16.12.2011 №01/15-8629
Рекомендуем к преподаванию

данного курса привлекать учителей, преподающих предметы культурологического цикла

Приказ Министерства образования Оренбургской области от 16.12.2011 №01/15-8629Рекомендуем к преподаванию данного курса привлекать учителей, преподающих предметы культурологического

Слайд 52Система оценки знаний по вводимому курсу
Образовательное учреждение самостоятельно в

выборе системы оценок (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации

«Об образовании»)
Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и др.).
Система оценки знаний по вводимому курсу Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок (пункт 3 статьи 15

Слайд 53При проведении курса предлагается качественная взаимооценка в виде создания и

презентации творческих проектов учащихся.
Результаты подготовки и защиты творческих продуктов

и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.
При проведении курса предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов учащихся. Результаты подготовки и

Слайд 54Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не

предусматриваются

Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются

Слайд 55Методические задачи
разработки технологий и содержания преподавания курса в целом

и отдельных модулей с учётом региональных условий и возможностей образовательного

учреждения;
выстраивания системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами;
организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;
организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.
Методические задачи разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учётом региональных условий

Слайд 56Организация педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс
Родительские собрания
Домашнее

задание в виде вопросов обращенных к опыту родителей
Открытые занятия

Организация педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курсРодительские собранияДомашнее задание в виде вопросов обращенных к опыту

Слайд 57Виды деятельности родителей
Пролонгированные домашние задания:
интервью;
написание эссе;
обсудите вместе;
подбор иллюстративного материала;
подготовить рассказ;
подготовка

творческо-исследовательских проектов;
приготовить блюдо, поделку, макет….
Внеурочные мероприятия:
организация и проведение экскурсий;
участие в

итоговом мероприятии (зрители, соавторы)
Виды деятельности родителей	Пролонгированные домашние задания:интервью;написание эссе;обсудите вместе;подбор иллюстративного материала;подготовить рассказ;подготовка творческо-исследовательских проектов;приготовить блюдо, поделку, макет….	Внеурочные мероприятия:организация и

Слайд 58Презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов:
«Как я понимаю православие?»
«Ислам –

религия мира»,
«С чего начинается Родина?»
«Герои России»
«Вклад моей семьи в

благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»
«Мой дедушка (отец, брат) – защитник Родины»
«Традиции и ценности моей семьи»,
Презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов:«Как я понимаю православие?»«Ислам – религия мира», «С чего начинается Родина?»«Герои России»«Вклад

Слайд 59В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены:
1) презентации

творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ;
2)

номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;
3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;
4) дегустация блюд национальной кухни народов России.
В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены: 	1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения

Слайд 60Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному учреждению образования рекомендуется в период

проведения курса сформировать методическое объединение из учителей, преподающих предметные модули

Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному учреждению образования рекомендуется в период проведения курса сформировать методическое объединение из учителей,

Слайд 61Управление внедрением ОРКСЭ
Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ

(общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников)
Контроль за качеством проведения

уроков (открытость для администрации и родителей). Контроль – форма помощи учителю.
Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеучебной деятельности .
Проведение психолого-педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся
Управление внедрением ОРКСЭ Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ (общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников)Контроль

Слайд 62О работе методического объединения и совершенствовании учебно-методического обеспечения введения учебного

курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Данилюк А.Я.)
Первая группа

проблем – нарушение важнейшего педагогического правила «Не навреди».
Вторая группа проблем – недостаточный учет социальной зрелости ребенка, попытка возложить на него взрослые проблемы
Третья группа проблем – формирование односторонних, искаженных представлений о представителях других конфессий
Четвертая группа проблем – создание ситуации выбора, в которой нет правильного варианта, любое решение приводит к неполному, искаженному пониманию.
Пятая группа проблем – подача учителем своих субъективных представлений как общезначимых культурных норм
Шестая группа проблем – использование иллюстративного материала, который не согласуется с содержанием
О работе методического объединения и совершенствовании учебно-методического обеспечения введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 63Другие методические недоработки
Недостаточно представлены связи между модулями, вопреки тому,

что преподаются не отдельные учебные предметы, а комплексный учебный курс;
Отсутствуют

методики и формы организации творческой, проектной деятельности учащихся, задания имеют преимущественно репродуктивный, тестовый характер, фрагментами просто повторяют задания учебника;
Интеграция урочной и внеурочной деятельности, работа с родителями методически обеспечена только на том уровне, на котором она представлена в учебнике, нет заметного продвижения в этом направлении;
Иногда в методических разработках теряется связь с учебником
Другие методические недоработки Недостаточно представлены связи между модулями, вопреки тому, что преподаются не отдельные учебные предметы, а

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика