Разделы презентаций


ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИ-ЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Содержание

Объект и предмет психолингвистики. Психолингвистика и традиционное языкознание. Язык, речь, речевая деятельность. Основные особенности психолингвистических подходов к изучению языка как достояния человека. Специфика материала психолингвистических исследований. Роль эксперимента в психолингвистике.ВОПРОСЫ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИ-ЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Prepodavatel

ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИ-ЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙPrepodavatel

Слайд 2Объект и предмет психолингвистики.
Психолингвистика и традиционное языкознание. Язык, речь,

речевая деятельность.
Основные особенности психолингвистических подходов к изучению языка как

достояния человека. Специфика материала психолингвистических исследований.
Роль эксперимента в психолингвистике.

ВОПРОСЫ

Объект и предмет психолингвистики. Психолингвистика и традиционное языкознание. Язык, речь, речевая деятельность. Основные особенности психолингвистических подходов к

Слайд 3Объект и предмет психолингвистики
Объектом ПЛ является совокупность речевых событий

или речевых ситуаций, то есть язык как система знаков.

Объект и предмет психолингвистики Объектом ПЛ является совокупность речевых событий или речевых ситуаций, то есть язык как

Слайд 4Предметом лингвистики является выявление системы языковых средств, используемых в коммуникации.

В качестве примера обратимся к такой языковой категории как валентность.

Валентность – это возможность сочетания одного элемента с другими элементами. Выделяют семантическую и синтаксическую валентность. В предложении
Круглый квадрат выпил трапецию
сохранена синтаксическая валентность (род, число, склонение, падеж), но отсутствует семантическая валентность.
Предметом лингвистики является выявление системы языковых средств, используемых в коммуникации. В качестве примера обратимся к такой языковой

Слайд 5По такому же принципу построены предложения Глокая куздра штеко будланула

бокра и курячит бокренка
или стихотворение из сказки «Алиса в

стране чудес»:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
Перевод Д.Г. Орловской
КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ОПИСАННУЮ В СТИХОТВОРЕНИИ СИТУАЦИЮ?
По такому же принципу построены предложения Глокая куздра штеко будланула бокра и курячит бокренка или стихотворение из

Слайд 6Чарльз Осгуд – один из столпов ПЛ – в 1954

году писал:
«ПЛ изучает те процессы, в которых интенции (то есть

желания) говорящих преобразуются в сигналы принятого в данного культуре кода. И эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Другими словами, ПЛ имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояния сообщений с состояниями участников коммуникации». Отношение говорящего или слушающего к сообщению и сам процесс передачи некоторой информации от одного индивида к другому (т.е. речевая деятельность) – вот предмет ПЛ.
Чарльз Осгуд – один из столпов ПЛ – в 1954 году писал:«ПЛ изучает те процессы, в которых

Слайд 7Джон Миллер – также видный ученый-психолингвист – в 1963 году

подчеркивал:
центральная задача ПЛ – описание процессов говорения, а не

понимания.
Джон Миллер – также видный ученый-психолингвист – в 1963 году подчеркивал: центральная задача ПЛ – описание процессов

Слайд 8Иной предмет ПЛ выделял Дик Слобин в 70-е годы:
«ПЛ

использует теоретические и эмпирические (то есть практические) приемы как психологии,

так и лингвистики, для исследования мыслительных процессов, лежащих в основе овладения языком и его использования» (здесь выделяются такие процессы языка как, во-первых, языковая способность (каждый человек способен усвоить любой язык): во-вторых, функции нашего сознания (уже произошло усвоение языка, он заложен в сознании) и, в-третьих, - деятельность, то есть использование данного языка.
Иной предмет ПЛ выделял Дик Слобин в 70-е годы: «ПЛ использует теоретические и эмпирические (то есть практические)

Слайд 9В 80-х годах ХХ века изменилась не только трактовка языковой

способности и речевой деятельности, но и трактовка самого языка. Если

раньше он понимался как система средств кодирования или декодирования, то теперь трактуется в первую очередь как система ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. Другой вопрос, используется ли эта система для ориентировки самого человека или с ее помощью обеспечивается ориентировка других людей.
В 80-х годах ХХ века изменилась не только трактовка языковой способности и речевой деятельности, но и трактовка

Слайд 10Алексей Алексеевич Леонтьев в конце 90-х годов ХХ века дал

современное определение предмета психолингвистики.
Предметом психолингвистики является выявление соотношения личности

со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной составляющей образа мира человека – с другой. Тем самым на первый план выдвигается человеческий фактор и подчеркивается, что психолингвистика должна изучать процессы производства и восприятия знаков языка.
Алексей Алексеевич Леонтьев в конце 90-х годов ХХ века дал современное определение предмета психолингвистики. Предметом психолингвистики является

Слайд 11Отличительные черты ПЛ по сравнению с традиционным языкознанием:
Языкознание традиционно понимается

как наука о языке как средстве общения, ПЛ упор делает

прежде всего на исследование человеческого фактора;
Для ПЛ язык всегда ситуативен, т.е. важнейшую роль играет конкретный контекст (в традиционном языкознании язык выше ситуации). По словам А.А. Леонтьева, лингвист изучает то ЧТО усваивается, какие слова, фразы, текст в целом. Психолог и психолингвист изучают то, КАК говорящие в действительности конструируют и понимают слова, фразы, текст конкретные;
В лингвистике текст рассматривается статически – как законченный продукт написания или говорения. В ПЛ текст рассматривается динамически – как продукт речевой деятельности. Для ПЛ существенны такие характеристики текста, как цельность, скважность, связность, истинность. Кроме того ПЛ подходит к тексту достаточно широко. Она может рассматривать как текст и рисунок, и иллюстрацию;
В ПЛ на первом плане – эксперимент. Даже говорят о принципе эксперимента в этих науках. При помощи эксперимента моделируются, создаются собственно психолингвистические методы исследования
Отличительные черты ПЛ по сравнению с традиционным языкознанием:Языкознание традиционно понимается как наука о языке как средстве общения,

Слайд 12Язык – система знаков, с одной стороны, и конкретный язык

– с другой.
Речь - конкретное говорение, облеченное в звуковую (включая

внутренне проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результаты (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Речевая деятельность – 1) использование языка (такая же деятельность, как и трудовая, игровая и пр.), 2) говорение, аудирование, чтение, письмо, т.е. процессы говорения и понимания.
Язык – система знаков, с одной стороны, и конкретный язык – с другой.Речь - конкретное говорение, облеченное

Слайд 13Работа Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об

эксперименте в языкознании»,
Л.В. Щерба выделил три аспекта языковых явлений.
Первый

аспект – это речевая деятельность, под которой ученый понимал процессы говорения и понимания.
Вторым аспектом он считал языковую систему – прежде всего словарь и грамматику.
Третий аспект – это языковой материал как совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы.
Работа Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», Л.В. Щерба выделил три

Слайд 14При этом Щерба подчеркивал, что речевая деятельность обусловливается сложным речевым

механизмом человека, или психофизиологической речевой организацией индивида, которая:
а) никак не

может просто равняться сумме речевого опыта (говорения и понимания) данного индивида, а должна быть какой-то своеобразной переработкой этого опыта;
б) может быть только психофизиологической;
в) вместе с обусловленной ею речевой деятельностью является социальным продуктом;
г) служит индивидуальным проявлением языковой системы, выводимой из языкового материала;
д) судить о характере этой организации можно только на основании речевой деятельности индивида.
При этом Щерба подчеркивал, что речевая деятельность обусловливается сложным речевым механизмом человека, или психофизиологической речевой организацией индивида,

Слайд 15РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА

РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА

Слайд 16Основные особенности психолингвистических подходов к изучению языка как достояния человека.

Специфика материала психолингвистических исследований.
Психолингвистика изучает индивидуальные варианты, отклонения от

нормы.
Психолингвистика исследует весь широкий спектр проявления речи. Она изучает:
Детскую речь,
Речь мужчин и женщин,
Речь на чужом языке при его изучении,
Речевые ошибки,
Особенности речи в человеко-машинной системе.
Речь в стрессовых ситуациях,
Речь под влиянием того или иного расстройства психической сферы человека, в частности при акцентуализации (усилении определенных психических свойств или черт характера) и психопатии (значительной дезорганизации психической деятельности),
Ошибки, связанные с дефектами речи,
Паталогию речи,
Речь билингвов и полиглотов,
Речь как проводник информации между подсознательным, сознанием и действительностью.
Неречевое поведение не является объектом анализа в традиционной лингвистике – это скорее область этнографии. Но поскольку анализу подвергается и речь, сопровождающая такое поведение, то такие явления рассматриваются этнопсихолингвистикой как разделом психолингвистики, которая описывает особенности той или иной культуры в ее языковом проявлении. Тут уделяется внимание описанию неречевого поведения людей разных национальностей – в частности, языку жестов и мимике.
Основные особенности психолингвистических подходов к изучению языка как достояния человека. Специфика материала психолингвистических исследований. Психолингвистика изучает индивидуальные

Слайд 17Роль эксперимента в психолингвистике
«Исследователь, - писал Щерба, - тоже

должен исходить из так или иначе понятого языкового материала. Но,

построив из фактов этого материала некоторую отвлеченную систему, необходимо проверять ее на новых фактах, т.е. смотреть, отвечают ли выводимые из нее факты действительности. Таким образом, в языкознание вводится принцип эксперимента. Сделав какое-либо предположение о смысле того или иного слова, той или иной формы, о том или ином правиле словообразования или формообразования и т.п., следует попробовать, можно ли сказать ряд разнообразных форм, применяя это правило».
Роль эксперимента в психолингвистике «Исследователь, - писал Щерба, - тоже должен исходить из так или иначе понятого

Слайд 18Русский психолингвист Л.В. Сахарный отмечал, что у сторонников традиционных методов

лингвистического анализа имеется ряд возражений в отношении эксперимента. Обычно они

сводятся к следующему:
Материалы экспериментов очень интересны, но мало ли что могут сказать испытуемые по заданию экспериментатора? Как доказать, что в эксперименте выявляются действительно языковые правила?
В эксперимента создаются заведомо искусственные ситуации, что для естественного функционирования языка и речи не характерно.
В спонтанной речи иногда проявляется то, что никаким экспериментом организовать не удается, то есть возможности экспериментальных методик достаточно ограничены.
Русский психолингвист Л.В. Сахарный отмечал, что у сторонников традиционных методов лингвистического анализа имеется ряд возражений в отношении

Слайд 19Сахарный считал, что на эти вопросы можно ответить следующим образом:
Вопрос

в том, что изучается в эксперименте – язык или речь?

Традиционная лингвистика признает, что иначе чем через речь на язык выйти нельзя. Но если изучать язык через спонтанные тексты, почему нельзя изучать его через тексты, полученные в экспериментах?
Хотя ситуации в эксперимент бывают и искусственными, принципиальные особенности речевой деятельности, выявляемые в эксперименте, характерны для речевой деятельности и в других, неэкспериментальных ситуациях. Нельзя провести четкую грань между типичными и нетипичными, естественными и искусственными ситуациями.
Эксперимент не является единственно возможным методом психолингвистического исследования. Психолингвистика не отрицает ни материала, ни метода наблюдения, которыми располагает традиционная лингвистика. Психолингвистика этот материал использует, но использует под несколько иным углом зрения, в более широком контексте и материала, и методов.
Сахарный считал, что на эти вопросы можно ответить следующим образом:Вопрос в том, что изучается в эксперименте –

Слайд 20Домашнее задание
Подумать и записать, где могут применяться результаты ПЛ исследований.
Привести

свои доказательства утверждения, что «эксперимент – это душа ПЛ исследований».

Домашнее заданиеПодумать и записать, где могут применяться результаты ПЛ исследований.Привести свои доказательства утверждения, что «эксперимент – это

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика