Слайд 2 Это народный праздник, который у православных христиан посвящен Спасителю. Отмечается
он 29 августа, а в народе Третий Спас зовется также
Хлебным, Холщевым, Ореховым, малым и, наконец, Спас на полотне.
В этот день празднуем и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Константинополь, и начало сбора орехов, крестьяне сеют озимую рожь, а горожане начинают торговать полотнами и холстом.
Слайд 3 В этот день святят новые колодцы. Чистят к осени целебные
источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая
теплое времечко.
Слайд 4 В России третий спас считается прежде всего Хлебным – поскольку
накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы
хлебов. К этому дню приурочивали уборку последних нив и обрядов, связанные с ними. Считалось, кто не успеет до третьего спаса закончить уборку хлебов, будет голодать всю следующую зиму, так как зерно просто-напросто сгниет.
Слайд 5С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.
Название спаса
говорит само за себя - время собирать орехи. До этого
времени все орехи должны были созреть. Сельчане ходили в лес на сборы орехов. Расстилали скатерти, и ходили по лесу. Собрав орехи в фартук, они насыпали их на скатерть и носили их в церковь для освящения.
Слайд 6 Затем в этот день потчевали всех разнообразием этого ценнейшего продукта.
Считалось, что тем больше попробуешь орехов с каждого стола, тем
больше будет денег в семье.
Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сел России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей.
Слайд 7 А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья.
На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому
Спас называют еще и Холщевым. Мамы и бабушки шили из них красивые рубашки и сарафаны. В народе по этому случаю говорили:
Князья в платье, и бояре в платья,
Будет платье и нашей братье.
Слайд 8Приметы связанные с орешником.
Веники из орешника вязали на третий спас.
Ими лечили многие недуги и болезни. Но нельзя было орешник
смешивать с другими деревьями: такие веники из орешника должны стоять отдельно от других, иначе не принесут никакой пользы.
Поговорки:
«Коль хорошо Третий Спас, будет зимой квас»,
«Много орехов на Спас – через год запасешь хлеба про запас».
И действительно, было замечено, что если соберешь хороший урожай орехов, то на следующий год будет обильный урожай пшеницы. Особенно данная примета касается озимых сортов.
Слайд 9В тайге собирали кедровые орехи, а в более южных областях
– лесные (фундук).
29 августа подходил к концу Успенский пост и
людям можно было кушать все – любые овощи и фрукты, мясо и мед.
Орехи в то время были отменным лакомством – их окунали в сладкий сироп или мед, высушивали в печи, засахаривали.
Слайд 10 На Ореховый Спас в старину принято было устраивать ярмарку –
продажу.
Люди выставляли изделия собственного производства на продажу, и каждый человек,
даже живущий в полной бедности, должен был что – нибудь приобрести на ней.
Считалось, что это принесет богатство в дом или хотя бы денежный достаток в следующем году.
Слайд 11 По народным приметам на Ореховый Спас последний отлет ласточек и
журавлей:
«Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает».
«Если журавль
отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет – так зима позже».