Разделы презентаций


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Содержание

ТЕМА №4 Основные принципы функционирования рыночнойэкономики

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
РАЗДЕЛ № 1
Общая экономическая теория.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯРАЗДЕЛ № 1Общая экономическая теория.

Слайд 2ТЕМА №4
Основные принципы функционирования рыночной
экономики

ТЕМА №4 Основные принципы функционирования рыночнойэкономики

Слайд 3ЗАНЯТИЕ №2
Рынок как конкурентная система хозяйства. Сущность, функции, структура и

инфраструктура рынка

ЗАНЯТИЕ №2Рынок как конкурентная система хозяйства. Сущность, функции, структура и инфраструктура рынка

Слайд 4УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Конкуренция и ее виды.
Сущность, функции и структура рынка. Рыночная

инфраструктура.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:Конкуренция и ее виды.Сущность, функции и структура рынка. Рыночная инфраструктура.

Слайд 5РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: а) основная
Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./

Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.:

Юристъ, 2003. – С. 95-108.

Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – С. 95-108.

Экономическая теория: Учебник в трех частях. Часть I. Общая экономическая теория. Переходная экономика / Под общей ред. док. экон. наук, доцента О.А. Эткало. – Ярославль: Изд-во Военного финансово-экономического института, 2004.- С. 159-177.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: а) основнаяЭкономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С.

Слайд 6 б)дополнительная
1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред.

заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой.

- М.: Изд-ва Рос. экон. акад., 2000. – С. 45-77.
2. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 31-56.
3. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: в 2 кн. Кн.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- С. 58-79, 79-112, 142-146,167-195,225-260.
4. Эткало О.А. Сборник тестов по экономической теории. – Ярославль: ФВФЭУ, 2002. – С. 33-37.
б)дополнительная1.	Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И.

Слайд 7Вопрос №1 Конкуренция и ее виды

Вопрос №1   Конкуренция и ее виды

Слайд 8Конкуренция (от лат. concurere - сталкиваться) означает соперничество между отдельными

субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации

(купли и продажи) товаров.
Конкуренция (от лат. concurere - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия

Слайд 9Функции конкуренции:
нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить

прибыль;
стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;
дифференциация товаропроизводителей;
воздействие на производство

с целью рационального распределения ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии с потребностями общества, спросом и нормой прибыли;
ликвидация неэффективных предприятий;
стимулирование снижения цен и повышения качества товаров
Функции конкуренции:нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;дифференциация

Слайд 11«Модель пяти сил конкуренции» М.Е. Портера:

1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2.

Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки

зрения цены.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.
«Модель пяти сил конкуренции» М.Е. Портера:1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и

Слайд 12Различают конкуренцию:

1) функциональную (конкуренция определенного товара);
2) видовую (по цене и

качеству);
3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм

которых достаточно подробно исследован К. Марксом в III томе «Капитала»;
5) совершенную и несовершенную, получившую распространение в западной экономической литературе.
Различают конкуренцию:1) функциональную (конкуренция определенного товара);2) видовую (по цене и качеству);3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);4) внутриотраслевую

Слайд 14Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого

участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им

можно пренебречь.
Основными теориями конкуренции являются:
1. Поведенческая теория конкуренции.
2. Структурная концепция конкуренции.
3. Функциональная теория конкуренции.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько

Слайд 16Характерные черты конкурентных рынков

Характерные черты конкурентных рынков

Слайд 17Вопрос №2 Сущность, функции и структура рынка. Рыночная инфраструктура

Вопрос №2   Сущность, функции и структура рынка. Рыночная инфраструктура

Слайд 18Что такое рынок?
1. На уровне обыденного мышления рынок предстает как

любое место торговли. Это и биржа (фондовая, товарная или труда),

и супермаркет, и парикмахерская, и торговая лавка, и банк, и многое другое. В этом смысле рынок совсем не обязательно должен ассоциироваться с рыночной системой. Он существовал и в командной экономике, и даже в условиях традиционного хозяйства (рабовладение, феодализм).

2. Рынок - это совокупность актов купли-продажи. В этом смысле рынок уже можно рассматривать и как единое целостное явление, и как несколько самостоятельных секторов в зависимости от объектов купли-продажи.
3. Рынок - это институт или механизм, имеющий высокую степень саморегулирования и связывающий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков). Механизм саморегулирования рынка действует через законы рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, убывающей предельной полезности, возрастание вменённых издержек и многие другие).

Что такое рынок?1. 	На уровне обыденного мышления рынок предстает как любое место торговли. Это и биржа (фондовая,

Слайд 19Основные подходы к трактовке экономической категории «рынок».
1. Основан на выделении

политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в

качестве основных характеристик рынка рассматриваются:
а) рынок как способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства.
б) рынок как способ поведения хозяйствующих субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);
в) рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).
Основные подходы к трактовке экономической категории «рынок».1. Основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных

Слайд 20Основные подходы к трактовке экономической категории «рынок».
2. С позиций экономической

теории рынок - это система экономических отношений по поводу предпринимательской

деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.
Основные подходы к трактовке экономической категории «рынок».2. С позиций экономической теории рынок - это система экономических отношений

Слайд 21Основными признаками рынка являются:
обмен товарами и услугами по эквиваленту;
распределение благ

по факторам производства;
механизм воспроизводства, регулирующий обновление и развитие основного капитала;
саморегулирование

экономического равновесия;
средство стимулирования рационального использования ресурсов ради максимизации выгод (прибыли).
Основными признаками рынка являются:обмен товарами и услугами по эквиваленту;распределение благ по факторам производства;механизм воспроизводства, регулирующий обновление и

Слайд 22 Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает:

1) согласие обменивающихся сторон;
2) эквивалентную

возмездность;
3) свободный выбор партнеров;
4) наличие конкуренции.

Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает: 1) согласие обменивающихся сторон;2) эквивалентную возмездность;3) свободный выбор партнеров;4) наличие конкуренции.

Слайд 23Функции рынка:
1) саморегулирование производства под воздействием рыночного равновесия спроса и

предложения. Посредством рынка осуществляются обратные хозяйственные связи (потребитель - рынок

- производство), т.е. рынок вызывает мотивацию увеличения предложения (развития производства);
2) стимулирование производителей к созданию новой продукции, к минимизации издержек производства ради максимизации прибыли;
3) регулирование пропорциональности в связях регионов и сферах деятельности;
4) обеспечение эквивалентности на основе общественного «эталона», способствующего соизмерению затрат и результатов;
5) демократизация хозяйственной деятельности.
Функции рынка:1) саморегулирование производства под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения. Посредством рынка осуществляются обратные хозяйственные связи

Слайд 24Функции денег:
Мера стоимости - выражение стоимости товаров в деньгах, которые

позволяют оценивать товары идеально до их появления на рынке.
Средство обращения

- как посредник деньги появляются мимолетно в обмене. Т - Д - Т.
Средство накопления - как излишек в товарном мире деньги сберегаются, будучи изъятыми из обращения. Собранные по частям денежные средства служат источником инвестиций в новое производство
Средство платежи - способность денег выступать платежным средством в ситуации, когда не совпадают по времени акты получения товара (услуги), производства работ с уплатой денег.
Мировые деньги - чистое золото в весовых единицах, без национального мундира
Функции денег:Мера стоимости - выражение стоимости товаров в деньгах, которые позволяют оценивать товары идеально до их появления

Слайд 26Структура рынка:
1. По географическому положению:
местный;
региональный;
национальный;
мировой.
2. По проявлению конкуренции:
свободный (совершенной конкуренции);
монополистической

конкуренции;
олигополический;
монопольный (монопсонный).
3. По объему продаж:
розничный;
оптовый.
4. По механизму регулирования:
совершенной конкуренции;
несовершенной конкуренции;
регулируемый

(под контролем государства).
Структура рынка:1. По географическому положению:местный;региональный;национальный;мировой.2. По проявлению конкуренции:свободный (совершенной конкуренции);монополистической конкуренции;олигополический;монопольный (монопсонный).3. По объему продаж:розничный;оптовый.4. По механизму

Слайд 27Элементы рыночной инфраструктуры

Элементы рыночной инфраструктуры

Слайд 28Выводы по лекции:
Рынок – это многосложная сфера взаимодействия покупателей и

продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем

воздействии институциональных норм и правил.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.п.
Конкуренция – одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов.
Выводы по лекции:Рынок – это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение

Слайд 29Задание на самоподготовку:
1. Дополнить конспект лекции материалом из основной и

дополнительной литературы.
2. Выписать в словарь основные термины и понятия темы

и выучить их.
Задание на самоподготовку:1. Дополнить конспект лекции материалом из основной и дополнительной литературы.2. Выписать в словарь основные термины

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика