Слайд 1ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ПАНТЕЙЗМ И НОВАЯ КОСМОЛОГИЯ
БЕЛАН АЛЕКСЕЙ
ДММ-107
Слайд 2Пантеизм
Доминирующей и наиболее теоретически организованной частью натурфилософии эпохи Возрождения являлся
пантеизм.
Пантеизм – от греч. theos, что означает Бог -мировоззрение своеобразного
компромисса между еще влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. В самых общих чертах это учение о совпадении Бога и природы, получившее истоки еще в трудах Ксенофана и стоиков. Пантеизм оказался золотой серединой между теологией (Все в Боге) и собственно натурфилософией (Бог во всем).
Слайд 3В рамках пантеизма развивали свои теории
Николай Кузанский (крупнейший немецкий мыслитель,
теолог и математик XV века) развивал идею целостности, бесконечности и
динамичности окружающего мира.
Итальянский ученый, монах-францисканец Джордано Бруно (XVI век) полагал, что природа есть Бог в вещах, она чувствительна и одушевлена. Окружающий мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных миров, пусть даже и самый лучший.
Слайд 4Учение пантеизма
Пантеизм развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в
самой природе. Философы опирались на неоплатоническое учение об эманации (происхождении
Универсума (Вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого Божества) и развивали идеи вечного вневременного «порождения» природы безличным богом.
Слайд 5Главная проблема
Главная проблема, занимавшая пантеистов – соотношение Бога и природы,
ответ на вопрос, что же есть Бог и что есть
человек. Века назад натурфилософы старались все чудесное объявить естественным, природным, потенциально познаваемым, лишить ауры сверхъестественного. В помощь развивающимся точным и естественным наукам добавились мистические, помогающие объяснить вечную связь человека и окружающей Вселенной. Например, из астрономии возникла астрология, предсказаниям и прогнозам которой верят многие из современных людей.
Слайд 6Лепту в развитие пантезма внесли:
Иоанн Скот Эриугена и Мейстер Экхарт
(религиозный пантеизм), Бенедикт Спиноза (труд «Этика»), Джон Толанд (автор термина
«Пантеизм», труды «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» и «Пантеистикон, или способ празднования общества Сократа» ), Мозес Мендельсон («Немецкий Сократ»).
Слайд 7НОВАЯ КОСМОЛОГИЯ
Представители: Николай Коперник, Галилео Галилей
Слайд 8Теория Николая Коперника
Не существует единого центра для всех небесных
орбит или сфер.
Центр Земли является не центром мира, а
лишь центром тяготения и лунной орбиты.
Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.
Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.
То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.
Слайд 9Теория Николая Коперника
В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей
гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно
движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Слайд 10Механистическая картина мира Галилео Галилея
Доказал истинность теории Коперника, за
что римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника даже
в качестве гипотезы
Галилей открыл ряд фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения; равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде; сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его
Слайд 11Механистическая картина мира Галилео Галилея
Открытие законов механики Галилеем и
законов движения планет Кеплером, давшими строго математическую трактовку понятия этих
законов и освободившими понимание их от элементов антропоморфизма, ставило понимание мира на физическую почву. Тем самым впервые в истории развитие человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание
Слайд 12Учения Галилея
Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от
религии. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью
математики и опыта, а не с помощью Библии. В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки - природа и человек. Предмет религии - “благочестие и послушание” , сфера моральных поступков человека.
Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гносеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.
Слайд 13Логика. Опытное исследование природы
Традиционная логика, по его словам, пригодна для
исправления логически несовершенных мыслей, незаменимо при передаче другим уже открытых
истин, но она не способна приводить к открытию новых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей. А именно к открытию новых истин и должна, согласно Галилею, приводить подлинно научная методология.
Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т.е. планомерно поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.
Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим) – методология изучения явлений.
Слайд 14Взгляд на материю
Поскольку механистическое понимание природы не может объяснить ее
бесконечное качественное многообразие, Галилей, в известной мере опираясь на Демокрита,
первым из философов нового времени развивает положение о субъективности цвета, запаха, звука
Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей основе из бескачественных частиц вещества принципиально отличается от воззрений натурфилософов, приписывавших материи, природе не только объективные качества, но и одушевленность. В механистическом взгляде Галилея на мир природа умерщвляется