Слайд 1Воспитательное мероприятие
«Трудом ковалась победа»
Для детей 12-17 лет
Слайд 2Цель:
расширить представление учащихся о великой роли тружеников тыла для фронта,
для Красной армии, для победы.
Слайд 3Задачи:
Воспитать чувство восхищения, гордости, сострадания, милосердия и уважения к труженикам
тыла;
Способствовать развитию чувства гордости за свою страну сопричастности поколений к
истории отечества;
Сформировать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту страны.
Слайд 4Актуальность
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется
сказать о подвигах тружеников тыла. В первые дни войны они
встали у станков, осваивали новые специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
Слайд 6Все достижения советской экономики в годы Великой Отечественной войны были
бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень
тяжелых условиях, не жалея сил, проявляя исключительную стойкость и упорство в выполнении поставленных задач, освоении новых профессий. Лишь благодаря этому удалось сравнительно быстро преодолеть все сложности перестройки экономики СССР на военный лад, чтобы обеспечить войска всем необходимым для достижения победы.
Слайд 7Труженики тыла:
Рабочие оборонных и градостроительных предприятий
Изобретатели и ученые
Труженики сельского хозяйства
Творческая
интеллигенция: писатели, поэты, музыканты, художники
Слайд 8Рабочая сила
В годы войны резко снизилась численность рабочей силы. Если
в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2
млн. рабочих и служащих, то в 1942 г. — всего 18,4 млн. Сокращение количества рабочих и служащих было тесно связано с ростом численности вооруженных сил, которая с июня 1941 г. по май 1945 г. выросла с 5,4 млн. до 11,4 млн. человек.
Слайд 9Рабочая сила
В годы войны оказалось в крайне сложном положении сельское
хозяйство. В 1941-1942 гг. были потеряны важнейшие сельскохозяйственные районы. На
40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. До минимума были сокращены капиталовложения в село. Исключительно острым оставалось положение с трудовыми ресурсами на селе.
Слайд 10С 1941 по 1944 увеличилось производство:
Самолетов – в 3,3 раза
Авиамоторов
– в 5,4 раза
Танков – в 2 раза
Дизельных моторов –
в 4,6 раза
Слайд 11Сельское хозяйство
Несмотря на успехи промышленности, 1942 год был особенно трудным
для сельского хозяйства страны. Из-за оккупации противником важных продовольственных районов
СССР существенно сократились посевные площади и валовой сбор зерновых. Потери, понесенные сельским хозяйством, были значительны, резко ухудшилось его материально - техническое снабжение, остро ощущалась нехватка рабочей силы. Все это сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции. Перед тружениками деревни была поставлена задача освоить новые земли на востоке. За короткое время были увеличены посевные площади на 2.8 млн. гектаров.
Слайд 13Медицина
Большую помощь бойцам оказали медики, в частности, главный хирург Красной
Армии академик Н.Н.Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными
препаратами позволил резко, с 65 до 25%, снизить смертность среди раненых.
Слайд 14Работники науки и культуры
На нужды фронта, в интересах победы трудились
работники науки и культуры. Наука сосредоточилась на разработке военно-технических проблем,
мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны. В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по расщеплению ядра урана под руководством академика И.В .Курчатова. Советские танки Т-34, KB превзошли лучшие немецкие образцы. В «борьбу умов» внесли вклад авиаконструкторы А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин (создатель штурмовиков, лучшим из которых стал ИЛ-2 — «летающий танк»)
Слайд 17Молодежь – фронту
Во втором полугодии 1941года в работу включились 360
тысяч учащихся 8-10 классов.
Уже на третьем году войны доля
рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60%
Слайд 19Простой вопрос
Перечислите категории тружеников тыла?
Слайд 20Уточняющий вопрос
Вы действительно думаете, что «Тыл – это половина победы,
даже больше» (Г.К. Жуков)?
Слайд 21Обобщающий вопрос
Почему к середине 1942 г. выпуск военной продукции предприятиями
страны превзошел по объему германский?
Слайд 22Творческий вопрос
Представьте: Вы художник военного времени. Устно опишите, что бы
Вы изобразили на агитационном плакате.
Слайд 23Оценочный вопрос
Как вы думаете, если бы не было поддержки тыла,
смогла бы наша страна одержать Победу над фашистской Германией?
Слайд 24Практический вопрос
Что Вы знаете о тружениках тыла нашей Республики?