Разделы презентаций


Три «Памятника» в русской литературе

Содержание

Цели работыПривить навыки сравнительного анализа поэтических произведений разных авторовВоспитать художественный вкус и внимание к поэтическому словуРазвить речь учащихся, умение анализировать, сравнивать.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Три «Памятника» в русской литературе.
Ты прав,Певец:ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул

вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром,ни вихорь быстротечный.
К.Ф.Рылеев «Державин»


Учитель: Поправко Т.В.
Три «Памятника» в русской литературе.Ты прав,Певец:ты будешь жить;Ты памятник воздвигнул вечный:Его не могут сокрушитьНи гром,ни вихорь быстротечный.К.Ф.Рылеев

Слайд 2Цели работы
Привить навыки сравнительного анализа поэтических произведений разных авторов
Воспитать художественный

вкус и внимание к поэтическому слову
Развить речь учащихся, умение анализировать,

сравнивать.
Цели работыПривить навыки сравнительного анализа поэтических произведений разных авторовВоспитать художественный вкус и внимание к поэтическому словуРазвить речь

Слайд 3Задачи для учителя
Обеспечить прочтение стихотворений М.В.Ломоносова «Я знак бессмертия себе

воздвиг…»,Г.Р.Державина «Памятник»,А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Провести словарную работу. Сравнить

лексику произведений названных авторов, а также художественно-изобразительные средства языка.
Научить сопоставлять произведения по плану.
Подготовить учащихся к обобщающей работе по таблице «Итоги урока моими глазами».

Задачи для учителяОбеспечить прочтение стихотворений М.В.Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвиг…»,Г.Р.Державина «Памятник»,А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».Провести

Слайд 4Гораций-родоначальник темы поэтического памятника.
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид

выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его ,

не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет- время бегущее.
Нет, не весь я умру , лучшая часть меня
Избежит похорон…

Эти слова- начало стихотворения римского поэта первого века до н.э. Горация.Знаменитый поэт, автор сатир и од, первым представил поэтическое творчество как памятник, который крепче и долговечнее, чем пирамиды и медные статуи.Обращаясь к музе трагической поэзии Мельпомене, он говорит о том, что его поэзия будет жить, пока в храм Капитолия входит жрец. Главную свою заслугу Гораций видит в том, что он открыл римской поэзии новые формы стиха.Поэт сам подводит итог своему творчеству, считая его достойным бессмертной славы.
Ода(греч.)-торжественное,патетическое стихотворное произведение.В древнегреческом искусстве –хоровая песня с танцами.Гораций разлучил оду и музыку, превратив оду в собственно литературный жанр.

Гораций-родоначальник темы поэтического памятника.Создал памятник я, бронзы литой прочней,Царственных пирамид выше поднявшийся.Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихойНе

Слайд 5«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
В восемнадцатом веке

тему памятника использовал М.В.Ломоносов.Стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»(точный перевод

оды римского поэта Горация) положило начало традиции обращения русских поэтов к теме назначения поэта и его поэзии.

1711-1765

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»   В восемнадцатом веке тему памятника использовал М.В.Ломоносов.Стихотворение «Я знак бессмертия

Слайд 6***
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный

аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе

я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом,
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество моё молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
1747

Комментарий

Памятник М.В.Ломоносову в Москве. Здание МГУ.

***Я знак бессмертия себе воздвигнулПревыше пирамид и крепче меди,Что бурный аквилон сотреть не может,Ни множество веков, ни

Слайд 7«Памятник»
После Ломоносова Г.Р.Державин дерзнул целиком,как говорили в восемнадцатом веке, «склонить»

оду Горация «на русские нравы».Державин не повторяет мыслей далёкого предшественника,а

высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию.

1743-1816

«Памятник»После Ломоносова Г.Р.Державин дерзнул целиком,как говорили в восемнадцатом веке, «склонить» оду Горация «на русские нравы».Державин не повторяет

Слайд 8Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше

пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт

его не сокрушит.
Так!- весь я не умру, но часть моя большая,
От тлена убежав,по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдёт обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон,Нева, с Рифея льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! Возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
1795

Комментарий

Памятник Г.Р.Державину в Казани.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,Металлов твёрже он и выше пирамид;Ни вихрь его, ни гром не сломит

Слайд 9«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
Завершил традицию поэтического памятника в нашей

поэзии А.С.Пушкин. Поэт подводит итог своей деятельности, утверждая, что право

на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что лирой пробуждал «чувства добрые».

1799-1837

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»Завершил традицию поэтического памятника в нашей поэзии А.С.Пушкин. Поэт подводит итог своей деятельности,

Слайд 10Exegi monumentum
Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастёт народная

тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа
Нет, весь я не умру-

душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит-
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян,и финн,и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
21 августа 1836

Комментарий

Памятник А.С.Пушкину в С.-Петербурге (М.К.Аникушин. 1957).

Exegi monumentumЯ памятник воздвиг себе нерукотворный,К нему не зарастёт народная тропа,Вознёсся выше он главою непокорнойАлександрийского столпаНет, весь

Слайд 11Памятник А.С.Пушкину в Москве (А.М.Опекушин.1875).
Памятник А.С.Пушкину-лицеисту в городе Пушкине (Р.Р.Бах.

1899).

Памятник А.С.Пушкину в Москве (А.М.Опекушин.1875).Памятник А.С.Пушкину-лицеисту в городе Пушкине (Р.Р.Бах. 1899).

Слайд 12План анализа (единый для всех стихотворений).
1.Выразительно прочитайте стихотворения.
2.Какие черты биографии

поэтов нашли отражение в стихотворениях?
3.Какими видят поэты границы своего поэтического

бессмертия? В чём заслуга поэтов перед Отечеством и народом?
4.Как прослеживается личностное авторское начало в стихотворениях?
5.С какими словами обращаются творцы к Музе? Каковы отношения между ними?
6.Какие изобразительно-выразительные средства используют поэты? Определите стихотворный размер. Обратите внимание на интонацию.
7.В чём видели М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и А.С.Пушкин назначение поэта? Каким должен быть, по их мнению, настоящий поэт?
8.Найдите стихи, продолжающие традицию великих русских поэтов в современной литературе.
План анализа (единый для всех стихотворений).1.Выразительно прочитайте стихотворения.2.Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?3.Какими видят поэты

Слайд 13Итоги урока моими глазами(найти ответы по текстам поэтических произведений).

Итоги урока моими глазами(найти ответы по текстам поэтических произведений).

Слайд 14Комментарий к стихотворению «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
Аквилон(лат. северный ветер)-

в древнеримской мифологии – бог северного ветра.
Где быстрым шумит струями

Авфид…- Река в Южной Италии на родине Горация.
Где Давнус царствовал в простом народе…-Давн, легендарный царь на родине Горация(Ломоносов указывает на Петра Первого)
Чтоб внесть в Италию стихи эольски…-Своей главной заслугой Гораций считал освоение мелодической метрической системы древнегреческой лирики(Ломоносов создал стройную теорию силлабо-тонического стихосложения, внёс вклад в становление русского литературного языка).
И первому звенеть Алцейской лирой.- Имеется в виду легендарный древнегреческий поэт Алцей(Алкей)


Комментарий к стихотворению «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»Аквилон(лат. северный ветер)- в древнеримской мифологии – бог северного ветра.Где

Слайд 15Комментарий к стихотворению «Памятник»
Рифей(лат.-Рифейские горы)-древние географы иногда так называли Уральский

Хребет.
Фелица-Державин вспоминает свою оду «Фелица»(1782),посвящённую Екатерине Второй. В «Фелице» поэт

новаторски соединил похвальную оду с сатирой, бичующей нравы придворных. В рамках одного произведения он пользовался языковыми средствами высокого, среднего и низкого «штилей».Смелые нововведения в области поэтического языка Державин и называет «забавным русским слогом».
Чело(устаревшее слово, архаизм)-лоб.
Комментарий к стихотворению «Памятник»Рифей(лат.-Рифейские горы)-древние географы иногда так называли Уральский Хребет.Фелица-Державин вспоминает свою оду «Фелица»(1782),посвящённую Екатерине Второй.

Слайд 16Комментарий к стихотворению «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
Exegi monumentum –Я

воздвиг себе памятник (лат.) Эпиграф взят из оды римского поэта

Горация.
Александрийский столп- колонна-памятник Александру I на Дворцовой площади в Петербурге (1834).Строителям было дано задание: воздвигнуть самый высокий памятник-монумент в мире. И строители выполнили его.А.С.Пушкин демонстративно накануне открытия уехал в деревню, не желая участвовать в официальном торжестве. Поэту приписывается эпиграмма на памятник: «В России дышит всё военным ремеслом: И ангел делает «на караул» крестом».
Пиит (устаревшее,архаизм)-поэт.
И милость к падшим призывал…-Речь идёт о многократных напоминаниях А.С.Пушкина вернуть из ссылки декабристов.
Комментарий к стихотворению «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»Exegi monumentum –Я воздвиг себе памятник (лат.) Эпиграф взят из

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика