Слайд 1Теория обучения (Дидактика)
Педагогические технологии
___________________
профессор кафедры педагогики ВлГУ,
д.п.н., проф.
Е.Н. Селиверстова
доцент кафедры педагогики ВлГУ,
к.п.н., доц. Л.А. Романова
Слайд 2
Современная педагогическая теория содержания образования
Слайд 3План
1. Педагогическая теория содержания образования И.Я. Лернера и М.Н.
Скаткина как проявление современного личностно-ориентированного подхода к пониманию сущности образования.
2. Характеристика структурных элементов в составе содержания образования.
Слайд 4Сущность современной образовательной ситуации состоит в смене образовательной парадигмы –
переходе от традиционной (познавательной, просвещенческой) образовательной парадигмы к личностно-ориентированной (гуманистической)
Слайд 5 «Образовательная парадигма дает представление о совокупности устойчивых характеристик
образовательного процесса, которые определяют принципиальную схему построения теоретической и практической
деятельности в области образования в данный исторический период …»
Корнетов Григорий Борисович
Слайд 6Традиционная образовательная парадигма
(цель образования – получение научных знаний об
окружающей действительности; ребенок – созерцатель созданной для него наукой и
передаваемой с помощью учителя картины мира, а затем ее носитель; научное знание, отличаясь строгостью, доказательностью, объективной достоверностью, является обезличенным; образование – способ «информационного натаскивания»)
Слайд 7Личностно-ориентированная
образовательная парадигма
(цель образования состоит в ориентации на обогащение
личностного опыта школьника; ребенок – полноценный субъект учебной деятельности и
познания; научное знание – личностно значимо; образование – способ «окультуривания» человека)
Слайд 8Авторы современной педагогической теории содержания образования
Лернер Скаткин
Исаак Яковлевич Михаил Николаевич
(1917 – 1996) (1900 – 1991)
lerner.edu3000.ru
Слайд 9Содержание образования - это
педагогическое понятие, раскрывающее состав и структуру социального
опыта, который должен быть освоен школьниками в процессе их вхождения
в мир культуры
педагогическая модель социального опыта
чему учить?
Слайд 10Основная идея педагогической теории содержания образования И.Я. Лернера и М.Н.
Скаткина –
!!! сближение человека, образования
культуры, т.е. идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования
Культурологическая теория
содержания образования,
которая содержание образования
не сводит к науке
Слайд 11Другие идеи:
полнота состава содержания образования, соответствующего составу культуры
целостность содержания
образования, основанная на соответствии его структуры структуре культуры
уровневый подход к
пониманию содержания образования
Слайд 12Уровни рассмотрения содержания образования:
теоретическое представление о составе (элементах), структуре (связях)
и функциях социального опыта в его педагогической трактовке, т.е. педагогическая
формулировка целей обучения
уровень учебного предмета
уровень учебного материала
уровень реального процесса обучения
уровень сознания школьника (достояние личности)
Слайд 14Схема анализа элементов содержания образования
сущность (что это такое?)
функция в составе
содержания образования
условия реализации элементом своей образовательной функции (состав элемента)
особенности механизма
освоения
связи с другими элементами
Слайд 15Знания - это
совокупность сведений из какой-либо области
воспринятая, осознанная и зафиксированная
в памяти информация из какой-либо области
Слайд 16Образовательные функции знаний:
формирование картины мира
вооружение методологическими подходами к познавательной и
практической деятельности
!!! Знания – это инструмент деятельности
Слайд 17При каких условиях знания выполнят свои образовательные функции?
Представленность
в содержании образования:
знаний из различных сфер
различных видов знаний
Слайд 18Сферы знаний, которые должны войти в состав содержания образования:
логические –
совокупность знаний из формальной логики устраняют возможность
формализма, способствуют осознанности приобретаемого знания
методологические – знания о знаниях, о способах их получения и систематизации обеспечивают сознательность, системность, формирование личностной позиции, мировоззрения
философские создают основу для формирования мировоззрения
историко-научные показывают эволюцию представлений, идей, теорий, а также судьбы людей, стоящих за научными открытиями
межпредметные – знания из различных областей, привлекаемые для разъяснения, уточнения основных знаний, обеспечивают интеграцию формируемой картины мира
Слайд 19Виды знаний, которые должны войти в состав содержания образования:
факты (научные
и житейские)
понятия
термины
основные научные идеи
теории
оценочные знания !!!
знания о способах деятельности !!!
Слайд 20Механизм освоения знаний:
восприятие информации
осмысление информации
сохранение информации в памяти
Слайд 21Связь знаний с другими элементами содержания образования
основа для сознательного действия
(инструмент действия)
основа эмоционально-ценностных отношений к действительности
З
ОЭЦО
УН
ОТД
Слайд 22Умения и навыки, т.е. известные способы действия
Умение – это
комплекс действий, выполняемых:
на основе приобретенных знаний о способе действия
в соответствии
со строго обозначенными задачами и условиями их выполнения
!!! Умение – это знание в действии
Слайд 23Навык - это
умение, доведенное до разумного
автоматизма
Слайд 24Образовательная функция умений и навыков:
воспроизводить культуру, ориентируясь на сохранение
ее традиций
Слайд 25При каких условиях умения и навыки выполнят свою образовательную функцию?
Необходимо разнообразие видов умений в соответствии с различными сферами знаний,
определяющими различные стороны картины мира:
предметные
учебные (надпредметные)
- организационные
- практические
- интеллектуальные
Слайд 26Механизм освоения умений и навыков –
многократное решение типовых задач на
основе известного алгоритма (образца) действия
многократное воспроизведение известного алгоритма действия для
решения одинаковых или сходных задач в условиях, близость которых к известному образцу легко осознается школьником
Слайд 27Связь умений и навыков с другими элементами содержания образования
знания переходят
на уровень практического или интеллектуального действия
создается основа для разработки новых
способов действия, для творческого применения знаний в новых условиях
З
ОЭЦО
УН
ОТД
Слайд 28Опыт творческой деятельности – готовность к творчеству
Творчество:
процесс создания
принципиально новых материальных или духовных ценностей
способность человека, обеспечивающая ему взаимодействие
с действительностью, в результате чего порождаются изменения не только в действительности, но и в личности
Творчество – это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью
Слайд 29Виды творчества:
художественное творчество: создание новых художественных образов и эмоций (художественно-творческая
деятельность)
научное творчество: открытие новых научных знаний и способов действия (творческая
познавательная деятельность – исследование)
техническое творчество: создание новых средств и предметов труда (материальных продуктов) (творческая практическая деятельность – изобретательство)
(Серг.Леонид.Рубинштейн)
Слайд 30Образовательная функция опыта творческой деятельности:
обеспечивает готовность школьника к поиску решения
новых проблем, к творческому преобразованию действительности, к преобразованию и развитию
культуры
Слайд 31При каких условиях опыт творческой деятельности выполнит свою образовательную функцию?
Необходимо,
чтобы были сформированы черты творческой деятельности как достаточные условия для
того, чтобы каждый мог развить свои природные способности до их высших для данного человека пределов
Слайд 32Основные черты творческой деятельности
самостоятельный перенос знаний и умений в новую
ситуацию
видение новой проблемы в новой ситуации
видение новой функции объекта
самостоятельное комбинирование
известный способов деятельности в новый
видение структуры объекта
альтернативное мышление
построение принципиально нового способа решения проблемы, который не является комбинацией известных способов
Слайд 33Механизмы освоения опыта творческой деятельности
обнаружение трудностей (проблем)
формулирование проблем
открытие (создание) принципиально
нового знания, способа действия, художественного образа, материального продукта
вдохновение
интуиция
озарение
воображение
Слайд 34Связь опыта творческой деятельности с другими элементами содержания образования
знания и
умения переходят на уровень их свободного применения
создается основа для
проявления в познании чувств и эмоций, формирования интереса и увлеченности
З
ОЭЦО
УН
ОТД
Слайд 35Опыт эмоционально-ценностных отношений
состоит не в знаниях и умениях,
хотя и предполагает их, а в эмоционально-оценочных отношениях к миру,
к деятельности
Вл.Ник. Мя́сищев: отношения человека к окружающему миру и к себе самому являются наиболее специфичной характеристикой личности, более специфической, чем ряд других ее компонентов – темперамент, характер, способности и т.п.
Слайд 36Отношения предполагают:
совокупность доминирующих мотивов и потребностей
положительные и отрицательные активные реакции
человека
избирательная направленность активности, через призму которой человек воспринимает мир и
выбирает свою позицию
Слайд 37Отношения проявляются в:
эмоциях
интересах
оценках
убеждениях
Система отношений человека делает его жизнь
небесстрастной, показывая, ради чего и для чего он предпринимает то
или иное действие или выбирает определенную форму поведения
Слайд 38Отношения личности
представляют собой «костяк» ее субъективного мира (Ломов Борис Фед.)
обусловлены
индивидуальными ценностями (идеалами, эталонами, нормами), которые руководят поведением
определяют жизненную позицию
человека, т.е. его доминирующие мотивы и стремления
Слайд 39Эрих Фромм о двух кардинально противоположных жизненных позициях:
позиция «иметь»: «Я
есть то, чем обладаю» (центрация человека на средствах существования)
позиция «быть»:
«Я есть то, что со мной происходит (центрация человека на содержании жизни, на том, чем она личностно наполнена)
Слайд 40Образовательные функции опыта эмоционально-ценностных отношений:
регулирует соответствие жизни и деятельности человека
его потребностям, определяя избирательность отношений
расширяет и «окультуривает» сферу потребностей, систему
индивидуальных ценностей и мотивов
Слайд 41Механизм освоения опыта эмоционально-ценностных отношений
Отношения вырабатываются в процессе:
включения
человека во взаимодействие с другими людьми
переживания этого взаимодействия
Слайд 42При каких условиях опыт эмоционально-ценностных отношений выполнит свою образовательную функцию?
учет
сложившихся ценностей, потребностей и мотивов школьников
разнообразие видов и форм деятельности
организация
сотрудничества
вовлечение школьников в продуктивную познавательную деятельность
«провокация» переживаний в процессе обучения
Слайд 43Связь опыта эмоционально-ценностных отношений с другими элементами содержания образования
Создается основа
для:
перевода знаний в убеждения
превращения познания в ценность
расширения и углубления
индивидуальной картины мира
развития потребности в поиске нового
З
ОЭЦО
УН
ОТД
Слайд 44Способы и уровни усвоения основных компонентов содержания образования
«Усвоение» - процесс
превращения содержания материала и стоящего за ним отрезка социального опыта
в достояние личности
Основной способ первоначального усвоения знаний - восприятие и осознание исходной информации. Осознание происходит в форме ассоциации знакомого с незнакомым, установления связей с ранее изученным и усвоенным. Воспринятое и осознанное так или иначе запоминается. В итоге образуются знания, т.е. образ действительности.
Умения и навыки усваиваются в процессе воспроизведения известной схемы действий по образцу, в известной ситуации, многократного повторения, воспроизведения, репродуцирования, т.е. тренажа.
Опыт творческой деятельности (черты творчества) усваивается в процессе постановки и решения проблем.
Способ усвоения опыта эмоционально-ценностного отношения состоит в переживании, в деятельности чувств при встрече с тем или иным объектом действительности.
Слайд 45Уровни усвоения основных компонентов содержания образования
Различают следующие уровни усвоения знаний:
I
– осознанное восприятие и запоминание
II – применение по образцу и
в сходных ситуациях
III – творческое применение в новых ситуациях
Каждый компонент содержания образования имеет свой уровень усвоения:
Знания – I, II, III
Умения и навыки – I, II, III
Опыт Творческой деятельности – III
Опыт эмоционально-ценностного отношения – I, II, III
Слайд 46Литература
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.,
1982.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2008.
Селиверстова Е.Н. От
школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты процесса обучения: Учебное пособие. – Владимир, 2017.