Слайд 1Теоретические основы проектирования и реализации досуговых программ
Слайд 2Проблемы
Духовно-нравственный кризис;
Доминирование потребительского пассивного досуга;
Разрушение детской игровой субкультуры;
Снижение воспитательного
потенциала образовательных учреждений;
Неприятия детьми догматических информационных форм воспитания.
Слайд 3Главные функции досуга: просветительская, коммуникативная, самореализации/социализации,
рекреативная, профориентационная, прокреативная, гедонистическая
Досуговая программа
включает в себя многообразие форм
и направлена на создание условий для демонстрации ребенком своих физических, интеллектуальных, эмоциональных возможностей.
Слайд 4Направления культурно-досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования:
гражданско-патриотическое;
досугово-развивающее;
художественно-эстетическое;
научно-техническое;
спортивно-оздоровительное;
профориентационное.
Слайд 5Основные формы работы
Игровая программа
Праздник/концерт/ярмарка
Ролевая игра
Конкурс/фестиваль
Квест
Акция
Интеллектуальные турниры
Интерактивная выставка
Творческая мастерская
Дискуссионные клубы
(диспут, дебаты)
Экскурсия
Длительная досуговая программа
Программы каникулярного периода
Слайд 6 Досуговая программа – это культурная среда (эстетическая и среда
общения);
культурное событие (фактор личностного роста ребенка);
культурный процесс (поле
творчества и творения), в котором создаются культурные образцы жизнедеятельности взрослых и детей.
«Поле деятельности воспитания есть, прежде всего –культурное поле осмысления жизни » - В.П.Бедерханова
Слайд 7Игровая досуговая программа – комплексное средство развития личности учащихся, совокупность
разнообразных видов творческо-игровой деятельности участников, объединенных сюжетным ходом и интегрирующее
в своей структуре компоненты игры и комплексного средства воспитания.
Слайд 8 ИДП - уникальное явление досуговой педагогики, включающее комплексное воздействие
игровых, педагогических,культурологических, психологических задач, реализация которых скрыта от ребенка.
ИДП
– как и игра является инструментарием развития творческих, познавательных, физических и духовных способностей ребенка.
ИДП - интегрирует в себе познавательные и развлекательные элементы, активизирует внутренние резервы ребенка.
ИДП – это специально организованная деятельность, обеспечивающая активное взаимодествие детей (педагога) в творческом процессе.
ИДП – процесс проживания и сопереживания событий, формирующий чувства, отношение к реальности.
Характерные черты ИДП
Слайд 9Структура игровой досуговой программы
идея
задачи
игровые, педагогические
результативность программы
сюжет
игровые правила
игровые роли, участники
композиция
игровые модули
игровой хронотоп
игровой реквизит
Слайд 10?
Композиционное построение игровой программы
Слайд 11инвариантная
вариативная
Модель проектирования совокупности игровых модулей
Слайд 13Цели направлены на решение
комплекса задач
Формирование общей культуры, гражданской идентичности;
Развитие
интересов, активности, личностного роста ребенка;
Развитие творческих способностей;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Формирование у
детей стремления к здоровому образу жизни;
Формирование коммуникативных умений;
Развитие познавательных способностей (мышление, воображение, речь, внимание, память).
Слайд 14 Умение подбирать и анализировать специальную литературу.
Умение пользоваться компьютерными источниками
информации.
Умение слушать и слышать педагога и собеседника.
Умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности.
Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Умение выступать перед аудиторией.
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии.
Поиск путей решения проблем и заданий творческого и поискового характера.
Конструктивно действовать в ситуации неуспеха.
Использование знаково-символических средств представления информации для решения практических задач.
Метапредметные умения :
Слайд 15Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно проводить
свободное время;
Повышение культуры взаимоотношений детей;
Изменение атмосферы в коллективе;
Формирование досуговых традиций
учреждения;
Осознание детьми своих возможностей и способностей;
Осмысление детьми досуга как ценности, понимание его значимости для самореализации личности;
Формирование основ зрительской культуры.
Ожидаемые результаты:
Слайд 16Схема взаимосвязи критериев оценки ИДП
Слайд 17Принципы разработки и реализации игровой программы
Взаимодействия
Синтетичности
Активности
Правдоподобия
Динамичности
Рефлексивного воздействия
Личного проживания
Слайд 18Принцип взаимодействия
- интенсивность коммуникативных связей, приобретение и обогащение опыта групповой
работы, сотрудничества и соперничества, проба разных ролей
Слайд 19Принцип синтетичности
Использование разнообразных игровых средств, игровых элементов и способов воздействия
на ребенка (зрелищность, пространство программы, музыкальное, художественное оформление, язык, спецэффекты,
реквизит, костюмы)
Слайд 20Принцип активности
Создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников,
высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование
детьми своего поведения, поиска альтернативных вариантов решения, импровизация и свобода в игре)
Слайд 21Принцип ДИНАМИЧНОСТИ
вариативность игровой деятельности, содержащей интригу, преодоление препятствий, регулирование игрового
состояния участников через правила игры и учет фактора времени
Слайд 22Принцип ПРАВДОПОДОБИЯ
создание игровой атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства, конструирование
игровых ситуаций, реалистичность восприятия, импровизация и свобода в игре
Слайд 23Принцип ЛИЧНОГО ПРОЖИВАНИЯ
- это эмоциональная включенность ребенка в игру, ее
события и атмосферу, приобретение детьми в процессе игры опыта, частично
переносимого в реальную жизнь.
Слайд 24помощь ребенку в анализе себя, своих действий в игре. Ребенок
учится находить обоснование жизненным поступкам. Кто он? Какую роль выполнил
в игре? Почему выиграл или проиграл и от чего это зависело?
Принцип рефлексивного воздействия
Слайд 25Слагаемые успеха
детского праздника
Слайд 27Предпроектный этап
Изучение интересов и ценностных ориентиров.
Наличие творческой
группы
единомышленников (взрослых и детей).
Выдвижение идей, проектирование
желаемого
результата, форм обратной связи.
Определение педагогических задач и разработка замысла праздника.
Определение формы и места проведения
праздника.
Определение материально-технической базы.
Слайд 28Проектный этап
(разработка сценария праздника)
Проработка замысла, написание сценария
Подчиненность всех
компонентов основной идее, педагогической задаче
Композиционное построение (на драматургической основе)
Наличие приемов активизации и сюрпризность
Соблюдение единства стиля (художественно-
эстетическая целостность)
Проектирование зрелищности праздника, использование выразительных средств
Слайд 29Композиционное построение праздника
Экспозиция - ввод в игровую ситуацию
Завязка – событие,
которое дает толчок к развитию действия
Завязка – событие, которое дает
толчок к развитию действия
Завязка – событие, которое дает толчок к развитию действия
Кульминация – самый эмоциональный момент
Развязка
Финал
объединяют всех участников
Экспозиция
Развитие действия
Развязка
Финал
Кульминация
Слайд 30Этап подготовки и реализации
Наличие общего плана подготовки
(
определение творческих заданий, подбор форм обратной связи).
Контроль над
его реализацией.
Привлечение родителей, спонсоров и других
учреждений к совместной работе.
Проведение праздника.
Слайд 31Диагностико-аналитический этап
Обсуждение с организаторами праздника – коллективная оценка участия каждого
видеопросмотр
праздника
награждение
Изучение эмоционального отклика на праздник
экспресс-оценка, интервью
сочинения
выставки рисунков, фото, стенгазет
Диагностика последействия
и ее анализ
анкетирование
беседы
наблюдение
Интервью
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРАЗДНИКА
Слайд 32- Изучение интересов и ценностных ориентиров.
- Наличие творческой группы единомышленников
(взрослых и детей).
- Выдвижение идей, проектирование желаемого результата.
- Определение задач
и разработка замысла праздника.
- Определение формы и места проведения праздника.
- Определение материально-технической базы.
- Обсуждение с организаторами праздника – коллективная оценка участия каждого.
- Изучение эмоционального отклика на праздник.
- Оформление стенных и радио газет по материалам праздника.
- Наличие общего плана подготовки ( определение творческих заданий, форм обратной связи)
и контроль над его реализацией.
- Привлечение родителей, спонсоров и различных учреждений к совместной работе.
- Проведение праздника.
- Разработка сценария, подчиненность всех компонентов основной идее.
- Композиционное построение (на драматургической основе).
- Наличие приемов активизации и сюрпризность.
- Соблюдение единства стиля (художественно-эстетическая целостность).
- Проектирование зрелищности праздника, использование выразительных средств.
Слагаемые
успеха
детского праздника