Слайд 1ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Курс лекций
Кривых С.В., д.п.н., проф.
Слайд 2литература:
Акмалова А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами [Текст]
: учеб. пособие : [для вузов по направлению и спец.
"Социальная работа"] / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 218, [1] с.
Кривых С.В. Модульное построение учебного курса «Методология, теория и технология проектирования социальной среды». – СПб.: Экспресс, 2010. – 84 с.
Павленок П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст] : учеб. пособие : [для вузов по спец. "Социальная работа"] / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 183, [1] с.
Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб. пособие : [для вузов по направлению и спец. "Социальная работа"] / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 271, [1] с.
Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 236 с.
Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 343, [1] с.
Рекомендации по реконструкции и реновации существующей застройки, зданий и сооружений и их комплексов с соблюдением условий их доступности для инвалидов. - М.: Минтруд России, 1998.
Слайд 3.
Барзыкина А. И. Социальное пространство: Сущность и проблемы диагностики (социологический
анализ). - М., 1997.
Бурдьё П. Социальное пространство: поля и практики
/ Перевод с фр.; Ответственный редактор перевода, сост. послес. Н. А. Шматко. М.: Инст-т экспер. социологии; СПб.: Алтейя, 2005.
Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. – М., 1999.
Деготь Б.А., Шубина И.И. Российское законодательство о социальной защите населения. – М.: Высшая школа, 1996
Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М.: ЦИЭТИН, 1991.
Мустафаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001.
Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. – М., 1991.
Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 59.
Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М., 2002.
Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. - М., 1996.
Слайд 4Разработать модель социальной среды для определенной категории людей, нуждающихся в
социально-средовой реабилитации
Реабилитационная среда для инвалидов (детей-инвалидов)
Реабилитационная среда для пенсионеров
Реабилитационная среда
для ВИЧ-инфицированных
Реабилитационная среда для курильщиков
Реабилитационная среда для алкоголиков
Реабилитационная среда для наркоманов
Реабилитационная среда для игроманов
Реабилитационная среда для трудных подростков
Реабилитационная среда для детей-сирот
Реабилитационная среда для мигрантов (детей-мигрантов)
список открыт
Слайд 5При моделировании и проектировании реабилитационной среды можно пользоваться следующим планом:
1.
Описание выбранной категории населения, нуждающейся в социально-средовой реабилитации:
а) ее особенности
(медицинские, психологические и социально-педагогические);
б) виды реабилитации, необходимые для данной категории;
в) типичные места нахождения в социуме;
г) описание типичных учреждений, в которых находится выбранная категория.
2. Проектирование реабилитационной среды:
а) жилая среда;
б) градостроительная среда;
в) воспитательно-образовательная среда;
г) трудовая среда;
д) оздоровительная среда;
е) другие среды, в зависимости от специфики выбранной категории.
3. Нормативно-правовая база для создания реабилитационной среды выбранной категории (имеющаяся или недостаточная).
4. Предложения для создания эффективной социально-средовой реабилитации выбранной категории.
Слайд 6Лекция 1. Теоретический анализ понятия «среда»
Ознакомимся с основными категориями, необходимыми
нам для дальнейшей работы.
Социализация — развитие человека на протяжении
всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Факторы социализации - это действующие на человека условия. Социализация происходит во взаимодействии человека с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на его развитие.
Слайд 7Социум - окружение, в котором формируется человек; совокупность различных групп
и других объединений, организаций, учреждений, движений, составляющих это окружение; среда,
влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности; пространство (предметное, культурное, духовное), где он реализует свою активность.
Микросоциум — ближайшее окружение человека: семья, школа, свободное общение по месту жительства, компания; зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляются его повседневная деятельность, отношения и общение.
Инкультурация – процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп. Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без него не может существовать как член общества.
Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. В качестве социальных институтов называют семью, школу, детский сад, трудовой коллектив и др.
Слайд 8Институты десоциализации — криминогенные неформальные подростковые группы, преступные группировки, сообщества
алкоголиков, спекулянтов, лиц без определенных занятий, а также семьи аморального
либо асоциального типа.
Социальная роль — социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.
Социальная адаптация — процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.
Социальная работа — специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Слайд 9.
Социальная защита — система приоритетов и механизмов по реализации законодательно
закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех
уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемый уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.
Социальная поддержка — комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп.
Социальная реабилитация — 1) реализация программ и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему; 2) комплекс медико-психологических, социально-правовых, педагогических мер, имеющих целью социально-психологическое возрождение социально дезадаптированного человека, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса.
Слайд 10Среда для человека – его психологическое, духовное социальное, культурное окружение.
Ученые выделяют различные основания классификации сред. По степени глобальности различают
макросреду, мезосреду, микросреду; по виду существования и развития материи выделяют биологические, технические, культурно-этнические и другие виды сред; по направлению решаемых общественно-значимых задач – среды духовного развития и существования человека, физического развития и здорового образа жизни, а также - воспитания, обучения и непрерывного повышения квалификации; технического и коммуникативного развития; экологического состояния страны, региона, города и др.
Среда – решающий фактор образования и воспитания. Среда складывается, а педагогом используется из предметно-пространственного окружения, из социально-поведенческого окружения, из событийного и информационного окружения. Все это представляет ребенку жизнь, содействует формированию образа жизни и служит основанием для последующего взаимодействия с ней, оценивания ее и выстраивания собственного поведения в этом представленном в сознании ребенка мире.
Слайд 11Для конкретизации понятия «социальная среда» необходимо соотнести его с понятием
«социальное пространство».
На уровне повседневного восприятия пространство интуитивно понимается как арена
действий. Понятие «пространство» является общефилософской категорией и, в общем-то, выходит за рамки математики и физики. С геометрической точки зрения, термин «пространство» без дополнительных уточнений обычно обозначает трёхмерное евклидово пространство. В физическом же смысле под пространством понимают своеобразную «арену», на которой происходят все физические процессы. Соответственно, с количественной точки зрения понятие пространства, а точнее пространственных координат, позволяет использовать термины больше-меньше в отношении протяженности или размеров физических тел, в том числе, описывать их форму и их конфигурацию, а также, расстояние между телами. В нашем Мире для описания всех этих категорий оказывается достаточным использовать 3 независимые координаты, поэтому наш Мир называют трехмерным.
Слайд 12Как отмечают исследователи Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова,
«пространство» и «среда»
являются близкими, но не синонимичными понятиями. Самое общее представление о
пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о «пространстве», данные исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него.
Социальная среда – окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека – семью, трудовую, учебную и другие группы.
Слайд 13Близким к дефиниции «социальная среда» является понятие «социокультурная среда», его
употребляют, когда хотят подчеркнуть культурную составляющую среды.
Социокультурная среда – часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, с помощью которых может осуществляться социализация (процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности с социокультурной средой, обогащающей его как самореализующуюся личность) и инкультурация (процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп) личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования.
Первичные условия для создания культуротворческой среды заложены в окружающем нас пространстве: географическом, социально-экономическом и культурно-образовательном. Так, памятники природы и культуры, местный ландшафт, творения ландшафтной архитектуры, краеведческие и естественнонаучные музеи, производственные предприятия, местные промыслы, дворцы и дома культуры и творчества, разнообразные культурные и научные учреждения позволяют организовать как учебные экскурсии, так и познавательную деятельность школьников в обстановке, приближенной к реальным условиям будущей жизнедеятельности.
Слайд 14Немаловажную роль в развитии личности человека играет культуротворческая среда.
Культуротворческая
среда – совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих
превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. Культуротворческая среда представлена учреждениями культуры и отдыха, дополнительного образования и т.д. Из сказанного выше следует, что первичные условия для создания культуротворческой среды заложены в окружающем нас пространстве: географическом, социально-экономическом и культурно-образовательном. Так, памятники природы и культуры, местный ландшафт, творения ландшафтной архитектуры, краеведческие и естественно-научные музеи, предприятия местных художественных промыслов, дворцы и дома культуры и творчества, разнообразные культурные и научные учреждения позволяют организовать как экскурсии, так и творческую деятельность. Надо заметить, что культуротворческая среда в целом выступает фактором стабилизации будущей жизнедеятельности и позволяет молодежи выявлять свои способности, склонности, возможности и интересы.
Слайд 15Этническая среда
Этнос – это некая большая или меньшая исторически сложившаяся
группа (множество) людских индивидов, которые при всех их индивидуальных различиях
имеют и ряд общих характеристик, делающих их людьми определенной этнической принадлежности, а саму их группу отдельным этносом, отличным от других этносов.
«Этничность - это исторически устойчивый, надлокальный комплекс идентификаций»*. Этничность соответствующих групп индивидов определяется особой этнической средой, определяемой:
а) владением естественным языком этноса, признанием его в качестве «родного» и использованием его в регулярном общении;
б) усвоением каких-то комплексов культуры этноса, к которому они принадлежат, и использованием этих комплексов в повседневной жизнедеятельности;
в) использованием (и сохранением) некоторых традиций поведения и образа жизни этноса, к которому они принадлежат;
г) самосознанием и осознанием принадлежности к какому-то этносу, имеющему определенный этноним.
* Hobsbawm E.J. Ethnicity and Nationalism in Europe Today // Anthropology Today. - 1992. - Vol.8. - N1. – Р.4.
Слайд 16Все эти «элементы этничности» имеют исторический, культурно-исторический, социокультурный характер.
Этническая самоидентификация
зависит от сложного, взаимозависимого комплекса внешних и внутренних факторов, среди
которых этническая среда играет важную роль. Не только внешние ориентационные индикаторы (этноним, язык, культура, семья, родственники и т.д.), но и самоощущение, самочувствие индивида предопределяет этот процесс. А ощущение близости - есть результат не столько совместной деятельности, сколько отражение эмоциональных связей с данной общностью.
Формирование этнической среды для мигрантов имеет очень важное значение в современных условиях. Как свидетельствуют наблюдения за адаптацией мигрантов, вхождение личности в новую этническую культуру порой сопровождается не совсем приятными чувствами дискомфорта: отверженности, потери статуса друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью и другими психологическими расстройствами. В социальной практике все эти отрицательные переживания объединяются общим понятием «культурный шок».
Слайд 17Информационная среда
В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной 10
июля 1998 года, употребляется термин «информационная среда». При этом уточняется
его понимание. Авторы дают следующее определение: «под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах».
Концепция информационной среды впервые была предложена Шрейдером Ю.А., который справедливо рассматривает информационную среду не только как проводник информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.
Слайд 18Информационная среда изучалась во многих аспектах.
Во-первых, как одна из
сторон деятельности. Человек при этом рассматривался как участник коммуникационного процесса,
т.е. в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, т.е. в форме информации. А, восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание. Во-вторых, как система исторически сложившихся форм коммуникации. В-третьих, как созданная всем обществом информационная инфраструктура, позволяющая осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.
Одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.
Слайд 19Информационное пространство не равнозначно информационной среде:
существуя в одном и
том же информационном пространстве, индивид может переходить из одной информационной
среды в другую, например, при смене профессии, рода занятий, увлечений, перехода на новую ступень обучения. Все эти переходы осуществляются в рамках одного информационного пространства. Человек может одновременно находиться в различных информационных средах, например, в информационной среде вуза, в информационной среде любителей эсперанто (специальная литература, соответствующее общение и опыт и т.д.), в информационной среде виртуальной реальности (общение в сети Интернет, компьютерные игры). И хотя эти среды иногда очень разнородны, индивидом они воспринимаются как нечто единое.
Слайд 20Образовательная среда
Понятие «образовательная среда» разрабатывается в последние десятилетия и отечественными,
и зарубежными учеными. В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается
в терминах «эффективности школы» как социальной системы: эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса.
Образовательная среда выступает как целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения (ОУ), определяемая конкретными задачами, которые ОУ ставит и решает в своей деятельности. Она проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого позволяет достичь. Образовательная среда ОУ рассматривается как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть.
Слайд 21Особая роль придается образовательной среде для особых категорий обучающихся.
Слепые
и слабовидящие, глухие и слабослышащие, инвалиды и т.д. Функционально-планировочная организация
комплекса зданий и помещений такого учебного заведения должна соответствовать его назначению в зависимости от контингента обучающихся инвалидов и обеспечивать максимальный комфорт для учащихся и преподавательского и обслуживающего персонала. Устройство учебных мест должно учитывать характер физических недостатков учащихся и с использованием специальных технических средств.
Основные зоны таких учебных заведений: учебная, учебно-производственная, физкультурно-оздоровительная, отдыха, хозяйственная, жилая (при наличии жилых корпусов для учащихся инвалидов непосредственно на территории учебного заведения).
Слайд 22Территория учебного заведения должна быть снабжена системой ориентиров и информации,
разработанной в каждом конкретном случае при консультации спецслужб по медицинской
реабилитации инвалидов.
Визуальная информация, хорошо читаемая и воспринимаемая, должна обеспечивать ориентировку инвалида и предупреждение о возможных источниках опасности и архитектурно-строительных препятствиях. Она должна давать полную информацию по всему комплексу учебно-производственной деятельности, социально-культурно-бытовому обслуживанию и размещению административно-преподавательских помещений.
Планировка специализированного учебного заведения для слепых и слабовидящих должна обеспечивать:
♦ минимальную протяженность пешеходных путей передвижения;
♦ безопасность передвижения по территории;
♦ отсутствие элементов, создающих препятствия на путях передвижения инвалидов.
Структура планировки территории должна быть четкой для ориентировки в пространстве застройки и удобства для запоминания слепыми инвалидами. Целесообразно основные пути передвижения проектировать по прямоугольной схеме.
Слайд 23Трудовая среда
Трудовая среда призвана позволить человеку удовлетворить свои потребности путем
эффективной работы по достижению целей организации. Человек участвует в общественной
жизни посредством трудовой деятельности. Человеческая трудовая деятельность осуществляется в трудовой среде. Поэтому под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в трудовом процессе. Трудовая среда включает физические факторы - это воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т д. и технико-технологические факторы - это средства труда, предметы труда и технологический процесс.
Работа может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье человека. Соприкосновение людей с опасностями может нанести ущерб их физическому и духовному здоровью. Если на рабочем месте опасность отсутствует, люди заинтересованы в своей работе и выполняют её с удовольствием, то повышается уровень удовлетворённости работой, здоровья и благополучия.
Слайд 24Трудовая среда как условие социальной реабилитации.
Реабилитация инвалидов была бы
неполной, если бы они не могли реализовывать свой потенциал в
условиях трудовой деятельности. Для осуществления наиболее эффективной трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями необходимо создание условий, приспособление трудовой среды к потребностям инвалидов.
В центре этого реабилитационного воздействия - создание атмосферы деятельности, занятости, востребованности инвалидов и пожилых людей в общественно полезном труде, т. е. создание активного образа жизни. Терапия средой в широком смысле понимается как использование средовых факторов на проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Основу организации терапии средой составляет терапия занятостью. Это широкое понятие включает занятость элементарным трудом и любительские занятия.
Слайд 25Занятость трудом, а по существу трудовая терапия понимается как организация
целенаправленной деятельности человека,
которая строится на принципах производственных отношений, в
которых достигается создание общественно полезного продукта. В условиях стационарных учреждений социального обслуживания при соблюдении этих принципов в процессе трудовой терапии решаются не менее важные другие задачи. Они носят характер психологического воздействия, способствующего адаптации инвалидов и пожилых людей к новым условиям, поскольку в ходе трудовой терапии возникают и упрочиваются межличностные связи. Психологический характер воздействия сказывается и в осознании инвалидов и пожилых людей в приобщении к общественно полезному труду.
Вторая составляющая терапии занятостью представлена тремя основными формами:
♦ занятия по способностям (музыка, изобразительное искусство, литература);
♦ занятия прикладного характера (рукоделие, домоводство, фотография и др.);
♦ участие в коллективных мероприятиях развлекательно-познавательного характера (вечера танцев, экскурсии, литературные, музыкальные вечера и др.).
Слайд 26Задачей социальных работников
в стационарных учреждениях социального обслуживания является доскональное
изучение лиц, поступающих в эти учреждения, с первых дней их
пребывания: выявление причин поступления, изучение уровня информированности их об этих учреждениях, их возможностях и перспективах жизнедеятельности, выявление желаний, интересов, потребностей, намерений, ведение пропаганды активного образа жизни, участие в расселении поступивших с учетом их характерологических особенностей, формирование микросоциальных групп общения, подбор видов занятости и досуговых интересов.
Организация всей социально-средовой реабилитации в учреждении требует от социального работника знаний психологических особенностей пожилых людей и инвалидов, влияния типа дефекта на психическое состояние человека, учета возможностей проживающих: одних - к активной деятельности, других - к пассивному восприятию, созерцанию, присутствию.
Слайд 27Оздоровительная среда
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов
поведения в социальной среде. Социальный и психологический аспекты здоровья определяют
гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой - понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья.
Факторы окружающей среды являются определяющими для понимания различий в уровне и структуре здоровья населения. Особенно много исследований в этой области проведено в последние годы, что свидетельствует о повышенном внимании к данной проблеме. Люди - существа общественные, и социальная структура любого общества значительно влияет на наше здоровье и благополучие. Уровень благополучия может быть высоким лишь тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание. Важным фактором, влияющим на благополучие, несомненно, является наличие оздоровительной среды.
Слайд 28Оздоровительная среда в социально-средовой реабилитации.
Одним из путей вовлечения инвалидов в
активную coциальную жизнь и профессиональную деятельность, создание благоприятных условий для
их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.
Среди наиболее часто встречающихся ограничений жизнедеятельности у инвалидов является ограничение способности к передвижению. В связи с патологией костно-мышечной системы либо других органов и систем возникает дефицит двигательной активности, что в результате приводит к так называемой гипокинетической болезни. В основе ее лежат гипокинезия и гиподинамия, их кумулятивное воздействие.
Гиподинамия означает абсолютное и относительное снижение объема и интенсивности двигательной активности человека, сопровождающейся малыми мышечными усилиями. Гипокинезия характеризуется низким уровнем затрат энергии на мышечную работу, локальным характером мышечных действий, длительной фиксированностью вынужденной позы, упрощением и обеднением координационной деятельности.
Слайд 29Особое место в системе социально-средового
воздействия на инвалидов,
в частности
находящихся в психоневрологических интернатах, принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Инвалиды, страдающие длительно
текущими психическими заболеваниями, в силу особенностей психической патологии склонны к заторможенности, обособленности, отгороженности. Они нуждаются во внешнем стимулирующем воздействии. Одним из таких приемов является вовлечение больных в активную спортивную деятельность посредством создания групп состязания по гимнастике, легкой атлетике, лыжам и т. д.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная среда является одним из действующих компонентов социально-средового воздействия на инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Слайд 30Социально-средовое воздействие на лиц,
проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания,
нуждается в привлечении к этой деятельности квалифицированных специалистов - социальных
работников. Ранее проводимые медицинскими работниками социотерапевтические мероприятия в этих учреждениях не имели какого-либо выражения эффективности. Медицинские работники занимались несвойственными им функциями в ущерб медицинской помощи. В повседневной социореабилитационной деятельности социальный работник взаимодействует с администрацией учреждения, медицинскими работниками, трудовыми инструкторами, культработниками и вспомогательным персоналом.
Терапия средой в стационарных учреждениях социального обслуживания не только способствует организации активного образа жизни, она также создает предпосылки для социальной интеграции инвалидов как конечной цели реабилитации.
Слайд 31Градостроительная среда
Важная задача общества состоит в выявлении и устранении барьеров,
препятствующих полноценной жизнедеятельности инвалидов. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности инвалидов необходимы
комфортные условия, создание условий беспрепятственного передвижения, которое основывается на устранении строительных барьеров, дающего возможность свободного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным, производственным зданиям, сооружениям и помещениям, местам отдыха и досуга.
Среда обитания инвалида на уровне макросреды включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвалиду достичь их беспрепятственно, самостоятельно.
Слайд 32 Решение этого вопроса связано с рациональной планировкой
микрорайона, который должен иметь бестранспортные зоны, зоны безопасного перемещения инвалидов,
приближение торговых предприятий, учреждений здравоохранения и других объектов к местам наиболее массового населения лицами, имеющими различные дефекты.
Осуществление трудовой и общественно полезной деятельности инвалидов, получение образования, проведение досуга сопряжены с необходимостью передвижения, пользования транспортом, пешеходными дорожками и тротуарами, входами, лифтами, спусками в подземные переходы и т. д.
Подобными требованиями предусматривается обустройство пешеходных дорожек, наземных и подземных переходов такими средствами, которые позволили бы индивиду с ограниченной подвижностью - "колясочнику" самостоятельно передвигаться. Входы в жилые дома и общественные здания должны быть снабжены пандусами, а лифты - иметь достаточное пространство для использовании их инвалидом со специальными двигательными приспособлениями. Особые требования предъявляются к оборудованию среды для слабовидящих и слепых; в частности, перекрестки снабжаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, дорожными знаками, указывающими на частую возможность появления лиц, лишенных зрения.
Слайд 33Жилая среда
Жилая среда включает микросреду, т.е. жилище, среду обитания, в
которой предусматриваются коммунальные удобства, соблюдение санитарных норм жилой площади, уют
жилых помещений, оснащение жилищ мебелью, обеспечивающей безопасность пользования (проживания, передвижения, самообслуживания, досуга и т. д.) и комфортность.
Понятие комфортности жилища включает: бесперебойное энергоснабжение, обеспечивающее возможность освещения, обогрева, приготовления пищи; коммунальные услуги (водопровод, канализацию, центральное отопление), наличие лифтов и мусоропроводов, телефонов и ряд других удобств. Помимо этого общепринятого понятия комфортности, самого элементарного его выражения, комфортность обеспечивается также и архитектурно-планировочными решениями: увеличение санитарных норм жилой площади вспомогательных помещений (кладовых, антресолей, лоджий, помещений для тренажеров и др.)
Слайд 34.
Указанные понятия и требования комфортности жилищ распространяются на все виды
жилых помещений для всех категорий жителей. Применительно к инвалидам понятие
комфортности жилищ имеет особую специфику. Эта специфика объясняется тем, что для инвалида должен быть доступ к пользованию комфортными условиями.
Это включает в себя обеспечение достаточно широких дверных проемов, лишенных порогов или ступенек, через которые может проходить кресло-коляска инвалида, просторных коридоров, снабжение квартиры настенными поручнями и перилами, оборудование квартиры световыми сигналами для глухих и слабослышащих. Мебель должна быть таких размеров и смонтирована на такой высоте, чтобы инвалид без посторонней помощи мог воспользоваться шкафами, полками, приблизиться к столу на кресле-коляске.
Достаточно специфично оборудование туалетов и санузлов, которое позволило бы инвалиду обрести относительную самостоятельность в выполнении тех функций, в которых сложнее всего получить постороннюю помощь. Имеется также множество мелких действий типа чистки зубов, застегивания пуговиц, бритья и т д., которые кажутся рутинными и стереотипными, однако затруднения в выполнении которых угнетающе действуют на самочувствие инвалида. Достаточно несложные и недорогие приспособления помогут в выполнении таких действий.
Слайд 35.
Инвалидам с интеллектуальными и психическими ограничениями, проживающим самостоятельно, должны создаваться
условия, исключающие, в первую очередь, причинение ими вреда собственной личности
или другим людям.
Далее система достаточно информативных пиктограмм может подсказать им порядок действий и способ их совершения (например, включение бытовых приборов, приготовление пищи, выключение и т. д.). Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной помощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.
За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством ограничений, вызванных, в первую очередь, инерционностью и слабой восприимчивостью градостроительной среды к специфическим нуждам инвалидов. Несмотря на то, что Указом Президента Российской Федерации от 1993 г. предусмотрено постепенное переоборудование населенных пунктов к условиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, а вновь строящиеся здания и комплексы должны включать элементы, позволяющие обеспечивать безбарьерный характер городского пространства, пока в этом отношении делается недостаточно.
Слайд 36Реабилитационная среда
Реабилитационная среда - совокупность объективных факторов - организационных (реабилитационный
центр, стационар, община и т.д.) и функциональных (педагогических, медицинских, микросредовых,
семейных и пр.), объединенных программой реабилитации.
Реабилитация (от позднелатинского rehabilitatio - восстановление),
В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем. Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах. Жизнь человека, ставшего инвалидом, резко меняется — в семье из кормильца он превращается в частичного иждивенца, нередко нуждающегося в особом уходе, помощи, зависимого от других. Снижение его продуктивности на производстве вызывает неудовлетворенность, чувство неполноценности. Ломаются прежние социальные роли, социальные связи, возможности инвалида не всегда соответствуют ожиданиям окружающих. Если человек стал инвалидом с детского возраста, то, как правило, он не имеет возможностей для полноценного социального развития, его контакты с окружающими крайне ограничены.
Слайд 37.
Необходимо подчеркнуть, что важнейшим условием достижения социальной интеграции является внедрение
в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов.
В развитых странах этот процесс давно идет. У нас в стране, к сожалению, идея равных прав и возможностей не только не присутствует в общественном сознании, но лишь недавно начала осознаваться людьми, ответственными за социальную политику в отношении инвалидов, и не получила должного отражения в правовой сфере. Но даже при полном принятии законодательных мер по реализации идеи равных прав и возможностей инвалидов в высших эшелонах власти социальная интеграция не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи.
Результаты исследований социально-психологического статуса инвалидов дают все основания для утверждения, что сознательно или неосознанно инвалиды связывают изменения своих личностных качеств с социально-экономическими переменами в стране, и изменения эти однозначно негативные. Существенные проблемы, ждущие своего решения, встают перед инвалидами и в области взаимоотношений с окружающими, поскольку без гармонизации этих взаимоотношений на уровне макро- и микрогрупп социальная интеграция не осуществима. Эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью, неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом.
Слайд 38.
Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, в которой сочетаются различные
неблагоприятные показатели психологического самочувствия — неудовлетворенность жизнью, низкая самооценка, настороженное
отношение к окружающим и к мерам по социальной защите, высокая тревога за будущее на бытовом уровне и т.п. Эти люди нуждаются в особо тщательно разработанных мерах социальной и психологической помощи, с учетом специфики их экономического положения и психологического самочувствия.
Законодательство о социальной помощи инвалидам включает достаточно противоречивую совокупность элементов, начиная с медицинской реабилитации. К сожалению, в нем менее всего проявлена специфика именно социальных компонентов реабилитационного процесса. Тем не менее, практически все источники признают, что начальным звеном системы общей реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний.
Слайд 39.
Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в
сознании больного представлений о бесполезности реабилитации.
Кроме того, психологическая реабилитация является
самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса "калеки", укрепление активной, деятельной личностной позиции.
Педагогическая реабилитация включает в себя, в первую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительное школьное образование.
Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая — выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.
Слайд 40.
В отношении взрослых инвалидов педагогическая реабилитация должна включать подготовку или
переподготовку к новой профессии, основанной на доступных для них видах
продуктивной деятельности. Также это осуществляется параллельно с внушением этим лицам уверенности, что полученные ими знания и навыки помогут в трудоустройстве, в сохранении ими социального статуса и материального достатка.
Федеральное российское законодательство далее включает такое направление реабилитационной деятельности, как "социальная реабилитация инвалидов", что подразумевает деятельность по социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации. Подобное употребление терминов, когда одно из направлений реабилитации приводится под таким же названием, как и вся совокупность деятельности по восстановлению способностей социального функционирования, свидетельствует не только о том, что при разработке документов 1995 г. была допущена некоторая торопливость, но также о том, что в понимании содержания этого процесса имеются определенные теоретические и методологические противоречия. По нашему мнению, чтобы не допустить редукции целого к одному из его элементов, сведения содержания реабилитационной деятельности к содержанию одной, пусть важнейшей формы реабилитации, следует рассматривать эти два направления по отдельности.
Слайд 41Лекция 2. Проектирование
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный
вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного
объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование – составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного введения нововведений.
Слайд 42Классификация социальных проектов
Особые характеристики социального проекта, позволяющие относить его к
тому или иному типу, а также постановка и характер проектных
целей находятся в некоторой зависимости от так называемой ценностной позиции проектировщика, что имеет важные последствия и с точки зрения успешности реализации проекта, и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.
В зависимости от позиции проектировщика можно выделить два типа проектных стратегий, которые, в свою очередь, позволяют относить социальные проекты к тем или иным типам (видам).
Первый тип проектной стратегии ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В таком случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации.
Слайд 43Во втором типе проектов
доминирующей задачей является экспорт собственных культурных
образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря
этому модифицируется, «искусственно» преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния «чужой» культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или же поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.
Слайд 44Социальное проектирование -
это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных
процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при
изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования.
Социальное проектирование — одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации в действительности некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза в виде их теоретического или практического осуществления.
Слайд 45При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие
параметры:
противоречивость социального объекта;
многовекторность развития социального объекта;
невозможность описания социального объекта конечным
числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
многофакторность бытия социального объекта;
наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.
Слайд 46Проектирование социальных процессов
направлено на внесение изменений в социальную среду
человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются
последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.
Слайд 47Средства, методы и формы социального моделирования и проектирования
Методы - это
пути и способы достижения целей и решения задач, наиболее актуальных
в контексте данного социального проекта. В практике социального проектирования наиболее используемы следующие методы: метод матрицы идей, метод вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики.
Средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.
Слайд 48Объектами социального проектирования
(т. е. на что будут направлены проектируемые
социальные действия) могут быть:
1) человек как общественный индивид с
его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).
Слайд 49Практические мероприятия
служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они
фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы
и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (аукционы, платные услуги и т. д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс-конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
Слайд 50Основная цель социального проектирования
как специфической управленческой деятельности - создание
социальных проектов. Социальный проект как коммуникат представляет собой систему особых
знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Социальный проект предназначается для отражения будущего желаемого состояния системы, возникающего вследствие определенных действий людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Слайд 51Задачи проектной деятельности:
— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и
четкое определением их источника и характера;
— поиск и разработка вариантов
решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Слайд 52Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.
Программа
— это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района,
города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Слайд 53Проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть программы,
представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития
социокультурной жизни территории;
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.
Слайд 54Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является
исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик
должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной
объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки.
Причем, исследовательская процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей с помощью социологического исследования или контент-анализа прессы. Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации.
Слайд 55Социальное проектирование использует специальные методики
Методики — это способы достижения
цели; построение социального проекта — это определенным способом упорядоченная деятельность
субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики, моделирование.
Методика матрицы идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.
Слайд 56Социальное проектирование использует специальные методики
Методика вживания в роль помогает получить
более точное представление о том, что нужно сделать в процессе
проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.
Слайд 57Социальное проектирование использует специальные методики
Методика мозгового штурма — связь с
генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он
осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.
Слайд 58Технология социального проектирования
В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие
специфику рассматриваемой общности:
— проблемы, носителем которых является данная общность;
—
социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;
— знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;
— ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.
Технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей.
Слайд 59ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА
Шаг № 1. СОЗДАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ,
изучение ее
возможностей
Слайд 60Шаг № 2. Изучение социальной ситуации
Слайд 61Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы
Слайд 62Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта
Слайд 63Шаг № 5. Составление плана работы
Слайд 64Шаг № 6. Составление рабочего графика
Слайд 65Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде
Слайд 66Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
Слайд 68Шаг № 10. Формирование общественного мнения
Слайд 69Реализация проекта
Шаг № 11. Составление предложений по проекту
Слайд 70Шаг № 12. Поиск деловых партнеров
Слайд 71Шаг № 13. Проведение официальных переговоров
Слайд 72Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов
Слайд 73Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий
Слайд 74Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта
Слайд 75Предостережения от ошибок
1. Бывает, проектировщики, «очарованные» своим замыслом, забывают исследовать
возможность негативных последствий социальных действий, заложенных в проекте. Не пропускайте
процедуру прогнозирования.
2. Зачастую проектировщики подвержены стремлению к «гигантомании», то есть, замахиваются на проект, призванный «привести к счастью все человечество». Как правило, такие проекты принципиально нереализуемы. Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.
3. В советское время появлялось, да и появляются сейчас, множество «имитационных» проектов. Если разворачивается деятельность по достижению цели, к достижению не предназначенной, то такую деятельность можно назвать единственным словом — имитация.
Для имитатора идеальный проект — долговременная крупномасштабная программа, потребляющая огромные ресурсы, с максимально отсроченным результатом и невозможностью проконтролировать ход ее осуществления на деле.
Слайд 76Предостережения от ошибок
4. Не имеет смысла изобретать нестандартные методы решения
для стандартных задач. Прежде чем «изобретать велосипед» стоит поискать существующие
методы решения и выбрать из них оптимальный для вашей социальной ситуации. Творческий подход может привести или к гениальному результату, или к полному провалу. Оцените риски, оцените задачу: стандартная – нестандартная. Потом принимайте решение: искать, или изобретать.
5. Любой лидер всегда подвержен искушению чувствовать себя «пупом земли». Ваша команда (Вы ее создаете) – достойна того, чтобы быть услышанной. Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.
Слайд 77Некоторые нормативные акты
Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утверждено
постановлением Минтруда России от 14 декабря 1996 г. № 14
// Сборник законодательно-нормативных документов по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. – М., 2000. – С. 113-128.
Рекомендации по проектированию окружающей cpeды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Вып. 20: Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий. – М., 1994.
Рекомендации по реконструкции и реновации существующей застройки, зданий и сооружений и их комплексов с соблюдением условий их доступности для инвалидов. - М.: Минтруд России, 1998.
Указы Президента РФ "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" (1992 г.), "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (1992 г.), "О мерах по профессиональной реабилитации инвалидов и обеспечению занятости инвалидов", постановление Правительства Российской Федерации № 1151 от 25 ноября 1995 г., которым утвержден федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 59.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.