Разделы презентаций


Средневековое искусство западной Европы

Содержание

Образование национальных государств Западной Европы 5

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Средневековое искусство западной Европы
Периоды искусства средневековья в Западной

Европе

Средневековое искусство западной Европы   Периоды искусства средневековья в Западной Европе

Слайд 2 Образование национальных государств Западной Европы

5 – 8 века

На территории
разрушенной и
разграбленной
Западной
Римской империи в V-VIII вв.
происходит образование
национальных государств:

- остготов (лангобардов)
(современная Италия);
- вестготов – (Испания);
- франков – в Галлии
(современные Германия и
Франция);
- англосаксов – в Британии.

Образование национальных государств Западной Европы

Слайд 3 АНТИЧНОЕ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО.
«Поэтесса», фреска из Помпеи,
Римское искусство,

I в. до н.э.
Миниатюра из Келлской книги, 8 н.э.
Варвары разрушили

многие римские города, храмы, памятники искусства.
Культура, которую завоеватели принесли с собой, была ниже римской.
Варвары не умели столь искусно, как римляне, строить каменные здания, примитивно изображали человека.
АНТИЧНОЕ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО.«Поэтесса», фреска из Помпеи, Римское искусство, I в. до н.э.Миниатюра из Келлской книги,

Слайд 4УТРАЧЕННОЕ ИСКУССТВО СТРОИТЕЛЬСТВА КУПОЛОВ
Римляне были прекрасными строителями куполов, одним из

высших их достижений является купол над храмом Пантеон в Риме.

Подражая римским зодчим, средневековые мастера хотели увенчать куполом Мавзолей
Теодориха (король остготов) в Равенне, но для этого им не хватило знаний и опыта.
Поэтому завершает сооружение огромный камень, выдолбленный в форме купола (его толщина - 1 м., диаметр - 10 м.)

Пантеон
(диаметр купола 43 м.),
Рим, Италия, 126 г. н.э.

Мавзолей Теодориха
(диаметр купола 10 м.),
г. Равенна, Италия, 520 г. н.э.
Единственный уцелевший памятник
готского зодчества.

УТРАЧЕННОЕ ИСКУССТВО СТРОИТЕЛЬСТВА КУПОЛОВРимляне были прекрасными строителями куполов, одним из высших их достижений является купол над храмом

Слайд 5РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
Средневековые традиции в
искусстве складывались под
влиянием христианства.
Люди
ждали посланника бога

– Мессию,
который придет в мир, чтобы
освободить человека от греха и
смерти.
Распространение

христианства
породило искусство, образы
которого принципиально
отличались от античных.

Страшный суд
(рельеф тимпана собора Сен-Лазар в Отёне, 1130-1140 гг.)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВАСредневековые традиции вискусстве складывались подвлиянием христианства. Людиждали посланника бога – Мессию,который придет в мир, чтобыосвободить человека

Слайд 6ИСКУССТВО ДОРОМАНСКОГО ПЕРИОДА
Дороманский период включает:
-
Искусство Меровингов,
-
Каролингское возрождение,
-
Оттоновской период.

В это время

племена варваров
почти непрерывно переезжали с
места на место, поэтому
искусство того времени
представлено

не архитектурными
сооружениями, а в основном
оружием, ювелирными изделиями,
различной утварью.

Монастырские ворота
(Лорш. Германия, ок. 800 г.)

ИСКУССТВО ДОРОМАНСКОГО ПЕРИОДАДороманский период включает:-Искусство Меровингов,-Каролингское возрождение,-Оттоновской период.В это время племена варваровпочти непрерывно переезжали сместа на место,

Слайд 7Декоративно-прикладное искусство раннего средневековья
Резная голова, украшавшая корабль Викингов
(Норвегия, IX в.

)
В раннем средневековье наиболее
развито декоративно-прикладное
искусство.
Сложным орнаментом покрывали
изделия из металла, дерева,

кости,
камня.
Орнаменты и украшения чаще всего
представляли собой зооморфные
изображения, в которых видны
отголоски языческих верований.
Декоративно-прикладное искусство раннего средневековьяРезная голова, украшавшая корабль Викингов(Норвегия, IX в. )В раннем средневековье наиболееразвито декоративно-прикладноеискусство.Сложным орнаментом покрывалиизделия

Слайд 8Застежки – фибулы
(IV-VIII вв.)

Застежки – фибулы(IV-VIII вв.)

Слайд 9Корона Германской Империи
(Ок. 960 – 980 гг.)

Корона Германской Империи(Ок. 960 – 980 гг.)

Слайд 10Императорский меч –
Меч святого Маврикия, XI в.

Императорский меч – Меч святого Маврикия, XI в.

Слайд 11РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Пизанский собор
(Италия, 1063-1118 гг. )
Романика - это первый
общеевропейский стиль

искусства.
Название его происходит от лат.
romanus – «римский», оно указывает
на центр

католического
вероисповедания – Рим.
Зодчие осваивают опыт
строительства Древнего Рима, а по
всей Европе развернулось
строительство каменных зданий.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Пизанский собор(Италия, 1063-1118 гг. )Романика - это первыйобщеевропейский стиль искусства.Название его происходит от лат.romanus –

Слайд 12Архитектура становится главным
видом искусства романского
периода.
Это время феодальных войн и каменные

здания служили защитой от нападений. Поэтому романские
постройки имеют вид крепостей:
массивные

стены, узкие окна,
высокие башни.

РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Архитектура становится главнымвидом искусства романскогопериода.Это время феодальных войн и каменные здания служили защитой от нападений. Поэтому романскиепостройки

Слайд 13ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ

Основные типы построек в романской
архитектуре:


1. Рыцарский замок - крепость,

2. Монастырский ансамбль (аббатство)



3. Храм

Основные черты
романской архитектуры:

1. Массивность, тяжеловесность форм и пропорций

2. Толстые и прочные стены

3. Маленькие окна

3. Полуциркульные арки и своды

4. Отсутствие купольных перекрытий.
5. Лаконичность наружной отделки.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯОсновные типы построек в романской архитектуре: 1. Рыцарский замок - крепость, 2. Монастырский

Слайд 14БЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЭПОХУ СРЕДЕВЕКОВЬЯ
 
Все средневековые жилища – от

замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном:

они должны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил. В отличие от античного (например, римского) строения, которое в определенном смысле было “открытым” домом, жилище средневекового человека должно было не только дать приют, но и скрыть его обитателей от любопытных непрошенных взоров. Именно поэтому оно подобно крепости или маленькому городу, было обнесено глухой стеной или забором, имело узкие окна, закрывавшиеся ставнями. Ибо, по выражению французского историка Э.Фараля, “быть увиденным в Средневековье означало потерять свободу”.
БЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЭПОХУ СРЕДЕВЕКОВЬЯ Все средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины – были

Слайд 15РОМАНСКИЙ РЫЦАРСКИЙ ЗАМОК
- оборонительный ров или возвышение
- практически полное

отсутствие декоративных элементов во внешнем оформлении.

РОМАНСКИЙ РЫЦАРСКИЙ ЗАМОК- оборонительный ров или возвышение - практически полное отсутствие декоративных элементов во внешнем оформлении.

Слайд 17Донжон (фр. donjon — господская башня)— Главный элемент композиции монастыря или

замка. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических

форм — кубов, призм, цилиндров.  В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости.
Донжон (фр. donjon — господская башня)—  Главный элемент композиции монастыря или замка. Вокруг неё располагались остальные постройки,

Слайд 18Дворец Алькасар в Сеговии
(Испания, X в.)

Дворец Алькасар в Сеговии(Испания, X в.)

Слайд 19Норманнская крепость
(Франция, X-XI вв.)

Норманнская крепость(Франция, X-XI вв.)

Слайд 20В основе плана романского собора - раннехристианская базилика, то есть

продольная организация пространства.
Базилика стала основным типом
архитектуры в церковном
строительстве.

Удлиненный план базилики

и деление
интерьера колоннами на три нефа.
В плане храм представляет
латинский крест, он образуется
пересечением центральных нефов
поперечными нефами - трансептами.

РОМАНСКАЯ БАЗИЛИКА

План романской базилики

Бази́лика (бази́лика; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

В основе плана романского собора - раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства.Базилика стала основным типомархитектуры в

Слайд 21

Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма

Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма

Слайд 23Собор Святого Марка
(Венеция, Италия, основан в 829 г.)

Собор Святого Марка(Венеция, Италия, основан в 829 г.)

Слайд 26Церковь Нотр Дам ла Гранд
(Пуатье, Франция, окончена в конце XII

в.)

Церковь Нотр Дам ла Гранд(Пуатье, Франция, окончена в конце XII в.)

Слайд 27Во Франции осквернена древняя церковь (2019 год)
 Во французском городе Пуатье

осквернили романскую церковь Нотр-Дам-ля-Гранд.
Неизвестный проник в храм, отбил голову одного

из священных образов и разбил витражи. Информацию о краже и акте вандализма в средневековом памятнике распространил портал Observatoire de la christianophobie, занимающийся освещением фактов христианофобии.
Первые упоминания о Нотр-Дам-ля-Гранд относятся к X в. Во второй половине XI в. храм был полностью перестроен в романском стиле. Украшенный скульптурными группами западный фасад церкви признан шедевром зодчества романской эпохи. Внутри храма стены покрыты росписью
Во Франции осквернена древняя церковь (2019 год) Во французском городе Пуатье осквернили романскую церковь Нотр-Дам-ля-Гранд.Неизвестный проник в храм,

Слайд 28Собор Сен-Пьер
(Ангулем, Франция, XII в.)

Собор Сен-Пьер(Ангулем, Франция, XII в.)

Слайд 29Триерский собор Святого Петра
(Триер, Германия, конец X века - 1515

гг.)

Триерский собор Святого Петра(Триер, Германия, конец X века - 1515 гг.)

Слайд 30Шпайерский собор
(Шпайер, Германия, 1030 -1061 гг.)

Шпайерский собор(Шпайер, Германия, 1030 -1061 гг.)

Слайд 31Вормсский собор Святого Петра
(Вормс, Германия, 1130-1181 гг.)

Вормсский собор Святого Петра(Вормс, Германия, 1130-1181 гг.)

Слайд 32Его внешний вид воплощает романскую идею «Божьей крепости», которую только

усиливает сравнительно короткий неф.
В структуре здания господствуют четкие и

простые линии.

Церковь св. Марии в Лаах, Германия,
романская архитектура

Его внешний вид воплощает романскую идею «Божьей крепости», которую только усиливает сравнительно короткий неф. В структуре здания

Слайд 35Архитектура объединила вокруг себя другие виды искусства.
Скульптура. Монументальная живопись.

ДПИ.

Весь декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все

изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма, символизировавшего мироустройство.
В романских церквах можно видеть рельефы, статуи, а также фрески и мозаики, покрывавшие стены, столбы и потолки; предметы богослужения изготавливались из драгоценных металлов и камней и нередко украшались чеканкой, эмалями. Все это делалось для создания во время богослужения торжественной и величественной атмосферы.
Архитектура объединила вокруг себя другие виды искусства. Скульптура. Монументальная живопись. ДПИ.Весь декор храма представлял собой гигантский орнамент,

Слайд 36РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА
В монументальной скульптуре
получает распространение рельеф.
Скульптура была подчинена
архитектуре, она использовалась

в
основном во внешнем оформлении
собора. Вне храма нет скульптуры.

Были популярны

декоративно-
орнаментальные композиции на
библейские и евангельские темы.
Человеческие фигуры в композициях
отличались по масштабу и
изображались с искаженными
пропорциями и причудливо
изгибающимися формами.

Страшный суд
(рельеф тимпана собора Сен-Лазар в Отёне, Франция. 1130-1140 гг.)

https://a-fixx.livejournal.com/159762.html
Рельефы собора Сен-Лазар в Отёне

РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРАВ монументальной скульптуреполучает распространение рельеф.Скульптура была подчиненаархитектуре, она использовалась восновном во внешнем оформлениисобора. Вне храма нет

Слайд 37Задача скульптуры (рельеф - преобладающий вид романской скульптуры) доносить текст

Библии в зримых образах.
Изображения сюжетов и персонажей Священного Писания.


Рельеф тимпана.
Аббатство (монастырь) Везле, Бургундия,Франция, 1130-е гг.

Задача скульптуры (рельеф - преобладающий вид романской скульптуры) доносить текст Библии в зримых образах. Изображения сюжетов и

Слайд 38Рельеф тимпана церкви Сент-Мадлен в Везле
(1125 – 1130 гг.)

Рельеф тимпана церкви Сент-Мадлен в Везле(1125 – 1130 гг.)

Слайд 39

Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на

все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира.

-


суровая экспрессия (повышенная выразительность)
декоративность 
 

Романская скульптура

Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами

Слайд 40Искушение Евы
(Фрагмент северного портала Кафедрального Собора Св. Лазаря. Отен, Франция,

1130 г.)

Искушение Евы(Фрагмент северного портала Кафедрального Собора Св. Лазаря. Отен, Франция, 1130 г.)

Слайд 41Капители романских колонн

Капители романских колонн

Слайд 42фигурки изображающие страсть, несдержанность и варварских обезьян, символ человеческой испорченности.

фигурки изображающие страсть, несдержанность и варварских обезьян, символ человеческой испорченности.

Слайд 44Сохранилась самая первая покраска, характерная для романской скульптуры.

Сохранилась самая первая покраска, характерная для романской скульптуры.

Слайд 46Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами. Излюбленная тема

- Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы на эти темы

изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствований из варварских мифологических представлений о мире людей и мире теней.
Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами. Излюбленная тема - Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы

Слайд 47РОМАНСКАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Фресковые росписи покрывали
пестрым ковром стены храма.
Плоскостный характер живописи

с
локальными тонами и контурным
рисунком подчеркивал массивность
стен.

Шпалеры и вышитые ковры
заменяли настенные

росписи, они
сообщали мрачным средневековым
интерьерам нарядный вид.

Витраж - новый вид живописи,
выполняемый из цветного стекла,
наибольшее развитие он получит в
период готики.

Цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан
(Пуату, Франция, конец 11 начало 12 в.в.)

РОМАНСКАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬФресковые росписи покрывалипестрым ковром стены храма.Плоскостный характер живописи слокальными тонами и контурнымрисунком подчеркивал массивностьстен.Шпалеры и

Слайд 49«Жертвоприношение Каина и Авеля», фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан
(Пуату, Франция,

конец XI - начало XII в.)

«Жертвоприношение Каина и Авеля», фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан(Пуату, Франция, конец XI - начало XII в.)

Слайд 50«Постройка Вавилонской башни», фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан
(Пуату, Франция, конец

XI - начало XII в.)

«Постройка Вавилонской башни», фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан(Пуату, Франция, конец XI - начало XII в.)

Слайд 51«Ноев ковчег», фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан
(Пуату, Франция, конец XI

- начало XII в.)

«Ноев ковчег», фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан(Пуату, Франция, конец XI - начало XII в.)

Слайд 52«Явление Господа Аврааму», фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан
(Пуату, Франция, конец

XI - начало XII в.)

«Явление Господа Аврааму», фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан(Пуату, Франция, конец XI - начало XII в.)

Слайд 54Изображение Христа из церкви Святого Климента
(Тауле, Испания, ок. 1123 года)

Изображение Христа из церкви Святого Климента(Тауле, Испания, ок. 1123 года)

Слайд 55ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОМАНИКИ.
Гобелен из Байё (Нормандия, XI

в.), фрагменты.
Шириной 48-53 см и длиной 68,38 м.

Гобелен из Байё

(иногда ковёр из Байё) — памятник средневекового искусства, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной около 53 см и длиной около 70 м.
Изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, создан в конце XI века. В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё в Нормандии и относится к национальному достоянию Французской Республики. В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё в реестр «Память мира».
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОМАНИКИ. Гобелен из Байё (Нормандия, XI в.), фрагменты.Шириной 48-53 см и длиной 68,38

Слайд 56ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 57СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ
В монастырях имелись книгописные
мастерские, где переписывали
книги, как церковного,

так и
светского содержания.
Книги очень высоко ценились,
поэтому их украшению уделяли
очень большое

внимание.

Изображали миниатюры,
заставки, буквицы, орнаменты.

Келлская книга,
ок. 800 г.



Французский Часослов,
ок. 1290 г.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИВ монастырях имелись книгописныемастерские, где переписываликниги, как церковного, так исветского содержания.Книги очень высоко ценились,поэтому их

Слайд 58иллюминированные рукописи

иллюминированные рукописи

Слайд 60Домашнее задание
Нарисовать план романской базилики,
подписать названия конструктивных частей.

Домашнее заданиеНарисовать план романской базилики,подписать названия конструктивных частей.

Слайд 61Список использованных источников и литературы
1
Аксёнова М. и др. Энциклопедия для

детей. Том 7: Искусство. Часть 1 - М.: Аванта+, 2001
2
Аксёнова

М. и др. Энциклопедия для детей. Том 35: История Средних веков. - М.: Аванта+, 2008
3
Веймарн Б.В. Всеобщая история искусств: В 6 т. Том 2, книга первая: Искусство средних веков. - М., 1960
4
Вийранд Т. Молодежи об искусстве. – Таллинн: Кунст, 1990
5
Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Том 4: Архитектура Западной Европы. Средние века. – Л., М.: Издательство литературы по
строительству, 1966
6
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М., 2008
7
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высшая школа, 2004
8
История искусства. Т. II. Отв. ред. Е.Д. Федотова. - М.: Белый город, 2013
9
Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб.: Азбука, 2000
10
Кузьмина М.Т., Мальцева Н.Л. История зарубежного искусства. - М.: Изобразительное искусство, 1984
11
Сокольникова Н.М. История искусства в 2 томах. Том 1 - М.: Академия, 2009
12
Томан Р. Романское искусство: архитектура, скульптура, живопись. - Koln: Konemann, 2001
13
Янсон Х.В., Энтони Ф. Янсон. Основы истории искусств. - СПб: АОЗТ "Икар", 1996
14
ru.wikipedia.org
15
dic.academic.ru
Список использованных источников и литературы1Аксёнова М. и др. Энциклопедия для детей. Том 7: Искусство. Часть 1 -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика