Слайд 1Справедливые сообщества Л.Кольберга
Подготовили: Анисина Нина,
Бабкина Надежда,
Чевардова Ксения.
Слайд 2Кольберг Лоренс (англ. Lawrence Kohlberg, 1927—1987) — американский психолог, специалист в области
психологии развития. Один из основателей теории когнитивизма, в том числе
теории развития нравственности.
Слайд 3Воспитательная система "справедливое сообщество".
Эта воспитательная система появилась в школах США
в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга,
рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.
Слайд 4Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее:
нравственное развитие личности зависит
от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням.
Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков. Кроме того, здесь нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в процессе целостного формирования личности.
Слайд 5Принципы:
Гуманизма,
Демократии,
Справедливости,
Заботы друг о друге,
Самоуправления,
Нравственных ценностей.
Слайд 6"Справедливые сообщества"
- небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и
учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная
система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.
Слайд 73 уровня нравственного развития:
1 уровень(предсоциальный):
- ориентация на
покорность и наказание,
- мораль достижения наслаждения.
2 уровень(социальный):
- мораль сохранение добрых взаимоотношений,
- мораль поддержания авторитета.
3уровень(постсоциальный):
- мораль ориентации на общественный договор,
- мораль индивидуальных принципов совести.
Слайд 8Применение "справедливых сообществ" :
В американских школах,
В университетах,
В разного рода
исправительных учреждениях.
Слайд 9«Справедливые сообщества» в школе
– это добровольные объединения администрации, учащихся и
учителей, имеющие прочные связи с родителями. Все члены сообщества обладают
правом . Школа голоса в решении основных проблемживет по разработанному собственному кодексу поведения, управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем.
Слайд 10Одним из методов нравственного воспитания является решение дилемм.
(Еще в школьные годы Кольберг задумался
о проблемах справедливости и бесчестья. Именно тогда и начались его
нравственные искания. Моральная дилемма — оправдание нарушения закона во имя блага реальных людей — впоследствии стала предметом почти всех его психологических исследований.)
Слайд 11 Общими характеристиками сообществ являются эмоционально комфортная обстановка в школе,
чуткость и забота друг о друге, нравственная и интеллектуальная развитость
детей и взрослых, сотрудничество. Наиболее удачно реализует концепцию «Справедливых сообществ» Л. Кольберга Скаредейльская альтернативная школа в пригороде Нью-Йорка.
Слайд 12«Справедливые сообщества» нацелены на улучшение морального климата школы.
Для чего
вводится ряд демократических процедур:
прежде всего равноправное участие администрации, учителей и
учащихся в создании правил и норм поведения,
в определении форм поощрения и наказания,
общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни школы,
возникают собственные традиции и ритуалы.
Слайд 13Результатом умственного и нравственного воспитания детей является сформированность у них
таких гуманных качеств, как вежливость, предупредительность, приветливость, высокий уровень ответственности,
гордость за свою школу, свобода личности, чувство собственного достоинства, творчество.