Слайд 1Социологическое исследование.
Дисциплина: Психология и социология чтения.
Тема:
Портрет современного читателя
Выполнила: студентка группы
3-ГИЗА-5
Власова Анна
Руководитель: к.ф.н., доцент
Старковская О.А.
г. Санкт-Петербург, 2019
Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ
Слайд 2В современных социологических исследованиях чтения выделяется ряд комплексных направлений:
изучение
общественного мнения о книгах и библиотеках как показателя отношения к
представленным в них нормам и ценностям культуры;
анализ сложившейся структуры книжного обращения в социальном и культурном контексте, определение специфики библиотек различного типа в этой структуре;
исследование формирования различных типов читательского понимания литературы в условиях семьи, школы, других социальных институтов;
анализ дифференциации читательской аудитории, процессов развития читательских навыков и запросов, читательской активности;
изучение влияния чтения на различные сферы жизни (работа, учеба, досуг);
исследование влияния новых информационных технологий на чтение.
Из вышеперечисленных пунктов в своем исследовании я уделила особое внимание пунктам 3, 4, 6, - как наиболее актуальным, на мой взгляд. И, в соответствии с этим, составила свой скромный опросник.
Слайд 3Кто эти люди?
Типология аудитории чаще всего осуществляется по следующим признакам:
возраст;
уровень образования;
пол;
профессия;
национальность.
Поэтому, при разработке исследования, было
важно включить вопросы, касающиеся этих признаков. В моей анкете есть вопросы, касающийся пола респондентов, а также их профессии/образования.
В целях соответствия тематике исследования («Портрет современного читателя») возрастная категория была установлена по умолчанию.
Слайд 4Для этого социологического исследования был составлен опросник.
Среди опрошенных – молодые
люди 16-35 лет из социальных сетей.
Слайд 6Вполне наглядно, что в основной части опрошенных – девушки (68
%),
около трети опрошенных - 30% - мужчины.
О чем
это говорит нам?
Есть мнение, что типично женскими темами считаются: культура, искусство, литература, здравоохранение; типичные жанры — любовный и семейный роман.
Типично мужские темы: промышленность, строительство, транспорт, наука и политика, частично спорт; жанры — детектив, триллер, исторический роман.
Далее в опроснике вы увидите вопрос о том, какие жанры наиболее предпочтительны для современного читателя.
Удивитесь ли вы ответам?
Слайд 7Кстати, чуть больше половины респондентов– 58% - любили читать еще
в детстве,
нейтральная (слегка оправдательная) позиция – примерно у десятой части,
треть
из них либо не любили читать, либо их заставляли (что вряд ли способствовало их будущей любви к книгам).
Исходя из этих данных, можно предположить, что портрет современного читателя будет либо неоднозначным и полярным, либо ярким и разнообразным.
Слайд 18Исследовать чтение и читателя в настоящее время стало труднее. Возможности
читательского выбора увеличились, а время,
отведенное на прочтение, напротив, сократилось.
Региональные
и социальные различия чтения увеличились: есть определенное совпадение тенденций, но нет совпадения конкретных имен и конкретных книг.
Остаются неясными факторы, влияющие на чтение, являющиеся «образующими» для читательских групп.
В связи с этим спектр исследования охватывает часто лишь определенную группу; проанализировать соотношение групп друг с другом и объяснить причины представленности данной группы именно в данном месте бывает достаточно сложно. А большие всероссийские исследования, которые могли бы в этом помочь, не проводятся.
Слайд 19Вывод
около трети респондентов – 32% – будучи ребенком к книгам
не привязались, и все же большинство опрошенных – 58% –
любили читать еще в детстве, что говорит о портрете современного читателя, что это человек с большей вероятностью образованный и начитанный;
что касается частоты чтения книг, то лидирующие позиции здесь у тех, кто читает по настроению – 36% – и у «читателей-на-ходу» (-в-метро/и т. п.) – 32%. Молодые люди, даже не смотря на недостаток времени в бешеном ритме современности, не бросают чтение, а даже напротив. Это радует.
Слайд 20Вывод
по роду деятельности/профессии большинство респондентов – 42% и 42% –
это гуманитарии и студенты. И только примерно на десятую часть
– 6% и 6% – наш читатель с портрета имеет техническую специальность или работает в смежной области. Вероятно, этот человек социализирован и часто находится в обществе. Возможно, именно это повлияет на его предпочтения в жанрах любимых книг, отношение к их функциям, желание прививать своим детям любовь к чтению.
Слайд 21Вывод
наш читатель к тому же полон неопределенностей, либо очень активный
и разносторонний – 46% опрошенных (большинство) читают не регулярно, а
«по настроению». На 2-м месте у этого человека – творчество по мотивам любимых произведений – 26% респондентов. Частичка бунтарства в нем – 6% – предпочитает заниматься чем угодно, кроме чтения. Портрет человека нестабильного, и в то же время увлеченного многими делами одновременно. Информационное общество на дворе, как ни как.
Слайд 22Вывод
и, кстати, именно современный читатель предпочитает жанр фэнтези и антиутопий
(по 11%). Смотрит в будущее: «А светлое ли оно?». Проявление
модернизма и постмодернизма? Или, может, сказывается влияние массовой литературы. Очень уж оно распространено сейчас…
важнейшие задачи книги для нашего читателя, как оказалось, – развитие и передача информации, познание. Наименее важной считают эстетическую функцию. Кажется, современные молодые люди не разучились мыслить прагматично и расставлять приоритеты.
Слайд 23Вывод
Но что хотелось бы особенно отметить, так то, что наш
современный читатель смотрит в будущее, рассуждает о книге, ее праве
на существование, и не просто видит перспективы. Наш читатель приводит объективные доводы и вместе с ними слова, продиктованные велением сердца. Безусловно радует, что большинство молодых людей верят в будущее книги, и, что самое главное, хотят верить.