Слайд 1Система оказания помощи детям с РДА.
Слайд 2Программы обучения детей с РДА
Оперантное обучение (поведенческая терапия) достаточно широко
распространено в США и некоторых других странах.
Метод предполагает создание
внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально.
Слайд 3ТЕАССН-программа начала разрабатываться в начале 70-х гг. является государственной, она
широко распространена во многих странах Европы, Азии. При некотором сходстве
отдельных методических черт ТЕАССН-программы и оперантного обучения между ними есть различия концептуального порядка.
Слайд 4По мнению сторонников ТЕАССН-программы, следует направлять усилия не на адаптацию
ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий
существования. В основе конкретных методик - четкое структурирование пространства и времени, опора на визуализацию.
Слайд 5Цель - добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» достигается, но
только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях. Организационно идеальными
считаются развитие и жизнь в домашних условиях
Слайд 6ТЕАССН - программа.
Основные методы коррекционного воздействия.
1. Организация пространства. Предполагает выделение
трех зон в учебной комнате: игровой, учебной, зоны отдыха. В
зависимости от особенностей ребенка пространство может быть организовано по разному.
Слайд 7- стол обращен к стене, полка с заданиями находиться за
спиной, ребенок должен к ней подойти самостоятельно и вернуться.
Слайд 8- полка перемещается справа или слева, ребенок может подойти к
полке и вернуться. Он забирает и относит выполненное задание.
Слайд 9- справа и слева от стола помещаются 2 полки, подходит
для ребенка, которому трудно возвращать выполненное задание на то же
место, где он его взял. Он берет задание на правом стеллаже, а готовое выкладывает на левом.
Слайд 10- ребенок работает с помощью педагога, педагог выкладывает на стол
3 задания слева, выполняя их ребенок вместе с педагогом, выполненное
задание убирает на противоположную сторону.
Слайд 11Визуализация
- использование расписаний. Расписание – серия картинок или надписей, которые
помогают ребенку выполнить определенную последовательность действий.
Слайд 13Структурирование времени.
Используется пособие – календарь, которое позволяет усвоить понятия: вчера,
сегодня, завтра, день недели, число, месяц.
Слайд 14Поведенческая терапия (АВА).
Работа началась с книги О. Ловаас (1964 г.)
«Я книга».
В результате программ, представленных в данной книге ребенок действительно
в большей степени становится личностью, индивидуальностью, «Я».
Слайд 15Работа строиться на основе выработки у детей определенного поведения через
использование различных упражнений, поощрения.
Основные поощрения включают:
- Дать попробовать кусочек
еды
- Глоток жидкости
- Поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживание, ласка
- Вербальное (словесное) одобрение, такое как «Хорошо», «Молодец» и «Превосходно»
- Активность: прыганье, бег, потягивание, катание, смех
- Слушание музыки
- Цветные и разнообразные визуальные изображения.
Слайд 16Выделяется подготовительный этап к обучению: начинается с обучения ребенка правильно
сидеть на стуле. Предлагается программа «Сядь».
Слайд 17Шаг 1: Выберите стул, подходящий для ребенка. Поставьте стул непосредственно
за ребенком.
Шаг 2: Дайте команду «Сядь», а затем помогите ребенку
(подтолкните его или иным образом подскажите ему, физически поместив его) сесть на стул.
Шаг 3: Вознаградите ребенка похвалой или едой, как только он сидит.
Шаг 4: Сделайте так, чтобы ребенок встал (физически поднимите его, если необходимо), а затем повторите Шаг 2 и 3.
Шаг 5: Каждый раз, говоря ребенку сесть, оказывайте ему меньше и меньше помощи. То есть постепенно устраняйте физическую подсказку (содействие), чтобы он более самостоятельно садился. Ребенок должен получать вознаграждение каждый раз, когда он садится на стул. Также, постепенно, медленно увеличивайте расстояние между ребенком и стулом.
Шаг 6: Если он встает раньше, чем нужно, насильно (возможно при помощи аверсивов) усадите его обратно на стул, чтобы он опасался вставать со стула без вашего разрешения.
Шаг 7: Сейчас введите команду «Встань», и побудите его встать, если необходимо. Вставание со стула может быть достаточным вознаграждением. Помните, вы решаете, когда он должен сесть и когда встать во время сеансов обучения.
Слайд 18Вырабатывается учебное поведение, включает в себя следующие этапы:
-Правильная поза (сидеть
на стуле, руки на коленях)
- смотреть в лицо
- отзываться
на имя
- адекватно реагировать на предъявляемую ему словесную инструкцию
- адекватно использовать пособия, игрушки
- взгляд ребенка направлен на то, что он делает или на другого человека.
Слайд 19Холдинг-терапия
Американский психиатр Марта Уэлш разработала способ терапии, названный ею «холдингом»
(от английского hold — «держать», «удерживать»). Способ этот, на первый
взгляд, предельно прост и состоит в том, что в специально отведенное время мать берет ребенка на руки, сажает на колени лицом к себе и обнимает его. При этом она не должна все время плотно прижимать его к себе, так как у мамы и ребенка должна быть возможность посмотреть друг другу в глаза. Если ребенок маленький, мама может взять его на руки и удерживать в горизонтальном положении, как держат младенца во время кормления; может также оказаться, что ей удобней удерживать ребенка, лежа с ним рядом. Не ослабляя объятий, несмотря на возможное сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах, о своей любви к нему и о том, как она хочет помочь ему преодолеть ту или иную проблему. Необходимо ждать, что ребенок расслабиться и прижмется к ней.