Разделы презентаций


Психология группы и коллектива

Содержание

Вопросы лекции: Психологические механизмы развития личности в обществе.Группа и групповые феномены.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология группы и коллектива
Лекция 3,
Подготовила: Косцова М.В.

Психология группы и коллективаЛекция 3,Подготовила: Косцова М.В.

Слайд 3Вопросы лекции:
Психологические механизмы развития личности в обществе.
Группа и групповые

феномены.

Вопросы лекции: Психологические механизмы развития личности в обществе.Группа и групповые феномены.

Слайд 4Рекомендуемая основная литература:
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие.

– Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. – С. 35-41.
Кумкин А.Н.,

Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С.,
2002 г.
Психологический словарь / под редакцией А.В. Петровского. М.: «Политиздат», 1990 г.

Рекомендуемая основная литература:Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие. – Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. –

Слайд 5Рекомендуемая дополнительная литература:
Ануфриева Н.М. Социальная психология. МАУП.: К. 2003 г.
Андреева

Г.М. Социальная психология: учебник для высших заведений.: М.,2004
Обозов Н.Н.

Психология межличностных отношений. – К.,1990 г.
www. koob.ru

Рекомендуемая дополнительная литература:Ануфриева Н.М. Социальная психология. МАУП.: К. 2003 г.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших заведений.:

Слайд 7Личность
это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые

социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях

являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Личностьэто человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе

Слайд 8Движущая сила развития личности
- 1. Движущая сила - стремление к

равновесию
(З. Фрейд, К. Хорни,
А. Адлер, Селливан) - удовлетворение

различных врожденных потребностей.
2. Принцип стремления к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт) - движущая сила это стремление к самоактуализации.
Движущая сила развития личности- 1. Движущая сила - стремление к равновесию (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер,

Слайд 9Движущие силы развития личности

3. Отечественная психология:

- роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих противопоставлений;

- положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности
(Леонтьев, Рубинштейн).

Движущие силы развития личности  3. Отечественная психология:  - роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих

Слайд 10Индивидуальность
Рассматривая личность как «мой» внутренний, неповторимый мир, можно перейти к

взгляду на человека как на индивидуальность.
Развитие личности находит,

таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности.
ИндивидуальностьРассматривая личность как «мой» внутренний, неповторимый мир, можно перейти к взгляду на человека как на индивидуальность.

Слайд 11Индивидуальность
- это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида

от другого.

Индивидуальность- это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого.

Слайд 12Механизмы формирования личности (Ю.Б. Гиппенрейтер)
1. Сдвиг мотива на цель;
2.

Механизм идентификаци;
3. Принятие и освоение социальных ролей.

Механизмы формирования личности  (Ю.Б. Гиппенрейтер) 1. Сдвиг мотива на цель;2. Механизм идентификаци;3. Принятие и освоение социальных

Слайд 13Идентичность
– сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей

жизни человека.
Единицей этой структуры является самоопределение – некоторое решение

относительно себя, своей жизни, своих ценностей.
Идентичность– сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение

Слайд 14Социальная идентичность
- это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается

процесс определения себя через членство в социальной группе

Социальная идентичность- это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной

Слайд 15Гендерная идентичность

осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу

Гендерная идентичностьосознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу

Слайд 16Этническая идентичность
- это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей

принадлежности к определенной этнической общности»

Этническая идентичность- это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности»

Слайд 17Возрастная идентичность
Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического

возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры.

Возрастная идентичность Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих

Слайд 18Профессиональная идентичность
это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной

или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной

деятельности и профессионального развития
Профессиональная идентичностьэто процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей,

Слайд 19Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности
Биологическая
наследственность
культура
Физическое
окружение
Уникальный
индивидуальный


опыт
Групповой опыт

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личностиБиологическая наследственностькультураФизическое окружениеУникальный индивидуальный опытГрупповой опыт

Слайд 20Чарльз Кули
Определил три стадии в построении зеркального “Я” :

1.

Наше восприятие того, как мы смотрим на других;

2. Наше восприятие

их мнения по поводу того, как мы смотрим;

3. Наши чувства по поводу этого мнения.
Чарльз КулиОпределил три стадии в построении зеркального “Я” : 1. Наше восприятие того, как мы смотрим на

Слайд 21Предмет социальной психологии -
изучение закономерностей поведения и деятельности людей,

обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики

самих групп.
Предмет социальной психологии -  изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы,

Слайд 22Вывод к 1 вопросу:
Таким образом, процесс вхождения в общество (социализация)

заключается в интериоризации внешних воздействий, идентификации с определенной социальной группой

(семьей, классом, профессиональной и студенческой группой и т.д.) а также присвоении определенных социальных ролей (сын, дочь, брат, сестра, студент, студентка, специалист, муж, жена и т.д).
Вывод к 1 вопросу:Таким образом, процесс вхождения в общество (социализация) заключается в интериоризации внешних воздействий, идентификации с

Слайд 23Группа – это
Определенное количество людей, включенных в общую деятельность

со сходными целями, мотивами, задачами, и, связанных между собой определенной

системой отношения
Группа – это Определенное количество людей, включенных в общую деятельность со сходными целями, мотивами, задачами, и, связанных

Слайд 25Американский социальный психолог и психиатру Якоб Морено (1892–1974).
Морено расширил понятия

"групповой статус личности",
"Рассматривал малую группу, социальную микросреду как основной

элемент, "клетку" общества. В системе "Общество – группа – личность"
Американский социальный психолог и психиатру  Якоб Морено  (1892–1974).Морено расширил понятия

Слайд 26В зависимости от значимости групповой деятельности, её содержания, целей и

мотивов, от характера межличностных взаимодействий можно выделить следующую иерархию контактных

групп, которая поэтапно усложняется и сменяется уровень взаимоотношений.

диффузная

ассоциация

корпорация

коллектив

В зависимости от значимости групповой деятельности,  её содержания, целей и мотивов, от характера межличностных взаимодействий можно

Слайд 27СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА по А.В. Петровскому
Совместная
деятельность
Отношение
всех участников
к

совместной
деятельности
Межличностные
отношения
Эмоциональные
связи

СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА  по А.В. ПетровскомуСовместная деятельностьОтношение всех участников к совместной деятельностиМежличностныеотношенияЭмоциональные связи

Слайд 28Б. Такмен выделяет следующие стадии развития группы:
«проверка и зависимость», ориентировка

членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого

поведения,
«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,
«развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
«функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи
Б. Такмен выделяет следующие стадии развития группы:«проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга

Слайд 29Можно выделить основные признаки группы:
Осознание участниками своей принадлежности к группе.
Установление

отношений, формирование определенной структуры отношений.
Возникновение и действие группового давления.
Наличие определенных

сущностных изменений во взглядах, обусловленных групповой принадлежностью, идентификацией.
Формирование и защита групповых ценностей.
Формирование и проявление групповой идентичности,
«мы-чувства».

Можно выделить основные признаки группы: Осознание участниками своей принадлежности к группе.Установление отношений, формирование определенной структуры отношений.Возникновение и

Слайд 30Основные групповые феномены:
Групповое давление
Комформность – Нонконформизм
Социальная ленность
Групповая поляризация
Лидерство
Референтность


Групповая сплоченность
Социальная фасилитация
Социально-психологический климат

Основные групповые феномены:Групповое давлениеКомформность – НонконформизмСоциальная ленность Групповая поляризацияЛидерство Референтность Групповая сплоченностьСоциальная фасилитацияСоциально-психологический климат

Слайд 31 Социально-психологический климат
как интегративный результат подсистемы неформальных отношений. Микроклимат определяет самочувствие

каждого отдельного члена группы, его удовлетворенность группой, комфортность нахождения в

ней.
Социально-психологический климат  как интегративный результат подсистемы неформальных отношений. Микроклимат определяет самочувствие каждого отдельного члена группы,

Слайд 32Референтность
степень принятия членами группы групповых эталонов, организации своего поведения

в соответствии с выдвигаемыми группой требованиями, групповыми ожиданиями.

Референтность степень принятия членами группы групповых эталонов, организации своего поведения в соответствии с выдвигаемыми группой требованиями, групповыми

Слайд 33Лидерство
– степень ведущего влияния отдельных членов группы на группу в

целом в направлении осуществления групповых задач.

Лидерство– степень ведущего влияния отдельных членов группы на группу в  целом в направлении осуществления групповых задач.

Слайд 34Социальная фасилитация
это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или

хорошо знакомые задачи в присутствии других

Социальная фасилитация это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других

Слайд 36Социальная ленность
тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае,

когда они объединяют свои усилия общей цели, нежели в случае

индивидуальной ответственности.
Социальная ленность тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия общей цели,

Слайд 38Групповая поляризация
вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов

группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений

внутри группы.
Групповая поляризация вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу

Слайд 39Конформизм
определяется как пассивное принятие групповых стандартов в поведении, безапелляционное

определение существующих порядков, нормы и правил.

Конформизм определяется как пассивное принятие групповых стандартов в поведении, безапелляционное определение существующих порядков, нормы и правил.

Слайд 40Нонконформизм
как стремление что-нибудь отрицать точку зрения большинства, а одним

из ее проявлений оказывается в несогласии, возражении определенных требований, ожиданий,

норм социального окружения.
Нонконформизм как стремление что-нибудь отрицать точку зрения большинства, а одним из ее проявлений оказывается в несогласии, возражении

Слайд 41Таким образом, актуальность изучения социальной психологии детерминируется следующими факторами:
1. Изменение

социально-психологической ситуации в обществе: глобальная ломка социальных стереотипов;
2. Изменение системы

ценностей;
3. Кризис идентичности (маргинальность);

Таким образом, актуальность изучения социальной психологии детерминируется следующими факторами:1. Изменение социально-психологической ситуации в обществе: глобальная ломка социальных

Слайд 42Социальная психология в прикладном аспекте:
Управление и развитие организации;
Массовая коммуникация и

реклама;
Социальные институты;
Право и политика;
Наука;

Социальная психология в прикладном аспекте:Управление и развитие организации;Массовая коммуникация и реклама;Социальные институты;Право и политика;Наука;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика