Разделы презентаций


Программа и методы прикладных исследований

Содержание

Что такое программа прикладного социологического исследования?Программа – этодокумент, содержащий теоретическое и методическое и организационно-техническое обоснование научного исследования модель деятельности исследователя, содержащая описание предпосылок и этапов деятельности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Программа и методы прикладных исследований
Понятие и структура программы прикладного исследования
Методы

сбора информации в прикладных исследованиях. Опросные методы
Методы сбора информации в

прикладных исследованиях. Не опросные методы
Анализ результатов исследования




Программа и методы прикладных исследованийПонятие и структура программы прикладного исследованияМетоды сбора информации в прикладных исследованиях. Опросные методыМетоды

Слайд 2Что такое программа прикладного социологического исследования?
Программа – это
документ, содержащий теоретическое

и методическое и организационно-техническое обоснование научного исследования
модель деятельности исследователя,

содержащая описание предпосылок и этапов деятельности
Что такое программа прикладного социологического исследования?Программа – этодокумент, содержащий теоретическое и методическое и организационно-техническое обоснование научного исследования

Слайд 3Виды исследований

Виды исследований

Слайд 4Структура программы
Теоретический (методологический раздел)
Описание проблемной ситуации
Формулировка основной проблемы или проблем
Определение

цели
Задачи исследования
Объект изучения
Предмет исследования
Интерпретация базовых понятий
Гипотезы исследования
Методический раздел
Обоснование выборки
Обоснование методов

сбора и анализа информации



Организационный раздел
План-график работы по проекту
Бюджет проекта
Структура программыТеоретический (методологический раздел)Описание проблемной ситуацииФормулировка основной проблемы или проблемОпределение целиЗадачи исследованияОбъект изученияПредмет исследованияИнтерпретация базовых понятийГипотезы исследованияМетодический

Слайд 5Теоретический раздел программы
Проблемная ситуация – противоречия, возникающие в процессе функционирования

социального объекта
Формулировка проблемы – научное отображение проблемной ситуации
Объект – социальные

общности людей, их деятельность и условия в которых эта деятельность осуществляется
Предмет – стороны и свойства объекта, которые изучаются в рамках данного конкретного исследования
Цель – модель ожидаемого конечного результата
Задачи – этапы реализации цели
Интерпретация базовых понятий –теоретическое уточнение основных понятий, создание модели объекта, а также операционализация понятий – их разложение на систему эмпирических индикаторов, описывающих их содержание
Гипотеза – научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки
Теоретический раздел программыПроблемная ситуация – противоречия, возникающие в процессе функционирования социального объектаФормулировка проблемы – научное отображение проблемной

Слайд 6Методический раздел программы. Обоснование выборки
Генеральная совокупность – объект исследования, локализованный

во времени и пространстве
Выборочная совокупность (выборка) – микромодель генеральной совокупности,

определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу
Репрезентативность – свойство выборки отображать основные характеристики генеральной совокупности, допустимая погрешность, отклонение от параметров генеральной совокупности в пределах 5%
Объем выборки – обычно 2000-2500 для общероссийских опросов; 1000 для региональных опросов. Рассчитывается на основе базовых показателей генеральной совокупности
Методический раздел программы. Обоснование выборкиГенеральная совокупность – объект исследования, локализованный во времени и пространствеВыборочная совокупность (выборка) –

Слайд 7Виды выборок
Вероятностная
(случайная)
Механическая
Шаг = V ген. Совок./ V выборки
Многоступенчатая
На первом этапе

отбираются населенные пункты,
затем – организации и подразделения,
на последнем этапе проводится

сплошной опрос респондентов

Целенаправленная
Квотная выборка опирается на базовую статистику генеральной совокупности, в соответствии с которой рассчитываются доли различных групп в выборке
Метод основного массива – опрашивается 2/3 или ¾ респондентов, входящих в генеральную совокупность

Объем выборки (5% ошибка)

Виды выборокВероятностная(случайная)МеханическаяШаг = V ген. Совок./ V выборкиМногоступенчатаяНа первом этапе отбираются населенные пункты,затем – организации и подразделения,на

Слайд 8Измерение социальных явлений и процессов
Процесс измерения в общем виде является

квантификацией свойств изучаемых социальных явлений, т.е присвоением им числовых значений

по заданным правилам.
Измерение представляет определенные свойства социальных явлений в виде чисел, поддающихся суммированию, сравнению и т.д.
Количественные характеристики социальных явлений, используемые для социологического измерения, называют индикаторами.



Измерение социальных явлений и процессовПроцесс измерения в общем виде является квантификацией свойств изучаемых социальных явлений, т.е присвоением

Слайд 9Типы шкал и их основные характеристики

Типы шкал и их основные характеристики

Слайд 10Требования к шкалам

Шкала, использующаяся для измерения социальных явлений должна

удовлетворять требованиям валидности и надежности.
Валидность -

это правильность, корректность измерения. Она зависит от правильности выбора индикатора и характеризует тот факт, что измеряется именно то свойство социального явления, которое намерен измерить исследователь.
Надежность – мера стабильности, устойчивости шкалы. Она обеспечивает получение достаточно точных и сравнимых числовых данных об изучаемом явлении при многократном повторном измерении.
Конструируя шкалы для измерения следует также помнить о таких критериях как полнота и чувствительность шкалы.
Требование полноты шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все возможные значения индикатора.
Критерий чувствительности шкалы связан с ее способностью измерять свойства изучаемых явлений с той или иной степенью точности, что непосредственно зависит от дробности градуирования шкалы. Чем больше позиций содержит шкала, тем более она чувствительна.
Требования к шкалам Шкала, использующаяся для измерения социальных явлений должна удовлетворять требованиям валидности и надежности.

Слайд 11Методы сбора информации в прикладных исследованиях. Опросные методы. Классификация опросов

Методы сбора информации в прикладных исследованиях. Опросные методы. Классификация опросов

Слайд 12Анкетный опрос. Структура анкеты
Вводная часть
Информация об организации, которая проводит исследование
Обращение

к респонденту (Дорогие россияне!)
Тема, цель исследования
Инструкция по заполнению

анкеты
Гарантии анонимности
Благодарность за участие в опросе
Место и дата проведения опроса
Анкетный опрос. Структура анкетыВводная частьИнформация об организации, которая проводит исследованиеОбращение к респонденту  (Дорогие россияне!) Тема, цель

Слайд 13Структура анкеты. Основная часть. Классификация вопросов

Структура анкеты. Основная часть. Классификация вопросов

Слайд 14Структура анкеты Заключительная часть. Сведения о респонденте
Характеристики респондента
Общие:
Пол
Возраст
Образование
Место жительства
Специальные:
Среднедушевой доход
Должность
Социальный статус
Национальность

и т.д.
Выбор характеристик
респондента


должен быть ориентирован

на возможность проверки основных гипотез, выявление отличий между группами входящими в генеральную совокупность
Структура анкеты Заключительная часть. Сведения о респондентеХарактеристики респондентаОбщие:ПолВозрастОбразованиеМесто жительстваСпециальные:Среднедушевой доходДолжностьСоциальный статусНациональность и т.д.Выбор характеристик респондента

Слайд 15Принципы конструирования анкеты
Стремление к полноте реализации исследовательских задач

Учет специфики респондента

(анкета должна быть понятна неспециалисту)

Нейтральные формулировки вопросов

Однозначность интерпретации вопросов

Учет психологических

факторов (анкета должна начинаться и заканчиваться более простыми вопросами)

Пример опроса жителей Республики Карелия:
http://www.gov.karelia.ru/interview/vote_new.php?VOTE_ID=9

Принципы конструирования анкетыСтремление к полноте реализации исследовательских задачУчет специфики респондента (анкета должна быть понятна неспециалисту)Нейтральные формулировки вопросовОднозначность

Слайд 16Опросные методы. Сравнение анкетирования и интервью

Опросные методы.  Сравнение анкетирования и интервью

Слайд 17Опросные методы. Интервью

Опросные методы. Интервью

Слайд 18Экспертный опрос
Экспертный опрос – это опрос специалистов, наиболее компетентных в

теме исследования
Экспертный опрос помогает исследователям в формулировке гипотез, разработке прогнозов

развития различных сфер жизни общества, интерпретации тех или иных социальных процессов, выработке способов и методов решения социальных проблем.
В опросниках для экспертов, как правило преобладают открытые вопросы, позволяющие специалистам наиболее полно выразить свое мнение и привести аргументы для обоснования своей точки зрения.
Критерии и методы отбора экспертов:
Главный критерий отбора – компетентность
Объективные характеристики – род занятий, стаж работы, образование, квалификация, публикации по теме исследования, индекс цитирования
Метод самооценки – экспертам предлагается оценить свой уровень теоретического знания проблемы, практический опыт и способность предвидеть логику событий по трехбалльной шкале – «высокий» (1), «средний» (0,5), «низкий» (0). Полученная сумма делится на три и высчитывается коэффициент компетентности
Метод коллективной оценки – основан на мнении коллег, представителей того или иного профессионального сообщества.
Группа экспертов , отобранных для опроса может быть небольшой по численности – от 5 до нескольких десятков человек. Важно не количество экспертов. а возможность представить разнообразие компетентных оценок тех или иных социальных явлений.
Экспертный опросЭкспертный опрос – это опрос специалистов, наиболее компетентных в теме исследованияЭкспертный опрос помогает исследователям в формулировке

Слайд 19Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный
для хранения и передачи

информации
Не опросные методы сбора информации.
Анализ документов

Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенныйдля хранения и передачи информацииНе опросные методы сбора информации. Анализ документов

Слайд 20Классический метод
Описание вида документа
Контекст создания
Автор
Цель создания
Надежность документа
Достоверность информации
Общественный резонанс
Фактическое содержание
Оценочное

содержание
Выводы о фактах и оценках
Формализованный метод (контент-анализ)
Определение цели, задач, гипотез

анализа
Выборка документов
Выделение смысловых единиц анализа
Определение категорий и подкатегорий счета
Составление схемы анализа
Составление отчета по результатам анализа

Методы анализа документов

Классический методОписание вида документаКонтекст созданияАвторЦель созданияНадежность документаДостоверность информацииОбщественный резонансФактическое содержаниеОценочное содержаниеВыводы о фактах и оценкахФормализованный метод (контент-анализ)Определение

Слайд 21Наблюдение – направленное систематическое непосредственное визуальное восприятие и регистрация социальных

явлений, значимых с точки зрения целей исследования
Основные характеристики научного наблюдения:

1. Целенаправленность 2. Систематичность
3. Планомерность 4.Наличие элементов контроля
Преимущества наблюдения:
Возможность собирать информацию независимо от желания и возможности респондентов отвечать на вопросы
Недостатки наблюдения:
Возможность субъективного искажения
Невозможность повторного наблюдения

Не опросные методы. Метод наблюдения

Наблюдение – направленное систематическое непосредственное визуальное восприятие и регистрация социальных явлений, значимых с точки зрения целей исследованияОсновные

Слайд 22Классификация наблюдений

Классификация наблюдений

Слайд 23Эксперимент – способ получения информации об изменении количественных и качественных

показателей социального объекта в результате воздействия некоторых управляемых и контролируемых

факторов
Экспериментальные переменные:
- управляемые (независимые)
- зависимые

Не опросные методы.
Метод социального эксперимента

Эксперимент – способ получения информации об изменении количественных и качественных показателей социального объекта в результате воздействия некоторых

Слайд 24Анализ результатов исследования. Опросные методы
Собранные

с помощью различных методов данные сами по себе не позволяют

сделать обобщающие выводы, проверить гипотезы, выявить тенденции и т.д. Их необходимо представить в виде обобщенных статистических показателей, которые следует проанализировать и интерпретировать.
Рассмотрим этапы анализ результатов исследования, полученных методом анкетного опроса.
Прежде всего, полученные в анкетном опросе данные необходимо закодировать и внести в компьютерную базу данных. Для этого можно использовать различное программное обеспечение. Чаще всего, это программы SPSS и EXEL.
Каждой анкете присваивается индивидуальный номер и содержащиеся в ней данные набиваются в одну строку. В результате создается таблица данных, где в верхних столбцах представлены вопросы анкеты, а каждая строка содержит ответы на эти вопросы, данные в одной конкретной анкете.
В закрытых вопросах варианты ответов уже отмечены числовым кодом. Варианты ответов на открытые вопросы необходимо закодировать, предварительно сделав для них классификацию, объединив в группы и присвоив каждой группе числовое значение.
Анализ результатов исследования. Опросные методы     Собранные с помощью различных методов данные сами по

Слайд 25Представление данных в виде простой таблицы
В результате компьютерной обработки базы

данные опроса могут быть представлены в различных обобщенных формах –

в виде группировок и рядов распределения признаков.
Составление таблиц не является отдельным видом математической операции. Они являются формой отображения рядов распределения. Наиболее простая форма таблицы - перечневая таблица, которая составляется на основании ряда распределения по одному признаку


Табл. 1 Распределение респондентов по типам муниципальных образований
Представление данных в виде простой таблицыВ результате компьютерной обработки базы данные опроса могут быть представлены в различных

Слайд 26Представление данных в виде таблицы сопряженности
Более сложной формой таблицы является

комбинационная таблица или таблица сопряженности. Она отображает распределения по двум

или более признакам.
Табл. 2 Планируемый уровень образования в зависимости от типа поселения (%)

Представление данных в виде таблицы сопряженностиБолее сложной формой таблицы является комбинационная таблица или таблица сопряженности. Она отображает

Слайд 27Графический способ представления данных
Диагр. 1 Частота

посещения дискотек в зависимости от пола и времени исследования
Графический способ

представления социологических данных применяется в целях наглядности.
Наиболее часто данные опроса изображаются в виде гистограмм.

Наряду с таблицами и диаграммами, необходимо также дать словесную интерпретацию данных, показать центральную тенденцию распределения признаков, сравнить распределение признаков в различных группах и т.д.

Графический способ представления данных    Диагр. 1 Частота посещения дискотек в зависимости от пола и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика