Слайд 1основы организации адаптивной физической культуры
Инструктор по физической культуре
Голод Н.В.
Слайд 2
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для детей
с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во
всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Слайд 3
Адаптированной физической культуры
Основным направлением
Формирование
двигательной
активности
Слайд 4У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического
здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Слайд 5Задачи АФК
Заключаются в содействии
формированию у детей знаний, умений и навыков по адаптивной физической
культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать детей о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое
Слайд 6Основные функции учителя адаптивной физической культуры заключается в том, что
наряду с познавательными способностями у детей тем или иным видом,
необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации связана с организацией: занятий АФК; физкультминуток , подвижных и малоподвижных игр; спортивно-физкультурных праздников; прогулок .
Слайд 7Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
:
Принцип дифференциации и индивидуализации
Принцип единства
диагностики
и коррекции
Слайд 8Основные принципы
Учет возрастных
особенностей
Оптимальности
педагогического
воздействия
Адекватности
педагогического
воздействия
Слайд 9МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В
СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Методические рекомендации рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений (2012 г)
Слайд 10 Для занятий физической культурой дошкольники распределяются на 4 медицинские группы. К
основной медицинской группе для занятий физической культуре относят детей без
отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят детей: с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, часто болеющих , после перенесенных заболеваний и травм. К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной) и группе «Б» (реабилитационной) для занятий физической культурой относят детей с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.
Слайд 11Занятия физической культурой детей специальной медицинской группы «А» проводятся в
соответствии с программами физического воспитания детей с отклонениями в состоянии
здоровья. Занятия физической культурой детей специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).
Слайд 12Медицинская группа для занятий физической культурой каждого ребенка вносится в
«Лист здоровья» . При организации занятий детей специальной медицинской группы «А»
следует учитывать их возраст и формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы: - дети с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы; - заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы; - заболеваниями костно-мышечной системы и органов зрения.
Слайд 13Наполняемость специальной медицинской группы «А» может составлять 10-15 детей. При
положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы «А»
в подготовительную и из подготовительной медицинской группы в основную.
Слайд 14Основные задачи
укрепление здоровья;
повышение функциональных возможностей организма
постепенная адаптация организма
к физическим нагрузкам
овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние
здоровья обучающегося с учетом заболеваний
развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков
контроль дыхания при выполнении физических упражнений
Слайд 15Особенности методики физического воспитания детей специальной группы «А»
обучение способам
контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и ФП
формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой
формирование у обучающихся культуры здоровья
Физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы «А» представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения
Слайд 16 занятия специальной медицинской группы «А»
занятия физической культуры,
физкультурно-оздоровительные мероприятия
в режиме дня,
индивидуальные занятия (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей
гимнастики, игры малой подвижности и др.).
Основной формой занятий является занятие. Каждое занятие должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов организации детей специальной медицинской группы «А». На занятиях решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Слайд 17Особенности построения занятия специальной медицинской группы «А»
Продолжительность занятия
составляет 20-30 минут . Каждое занятие включает подготовительную, основную и
заключительную части. В отличие от занятия физической культуры детей основной медицинской группы продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а основной – сокращается. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях
Слайд 18Содержание и организационно-методические особенности построения занятия
На каждом занятии физической культуры
должны выполняться комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением
от занятия к занятию количества повторений каждого упражнения от 4 до 10 раз.
Слайд 19Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 10 упражнений в следующем
соотношении: общеразвивающие упражнения – 50 %; упражнения, направленные на профилактику
и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30 %; упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10 %; дыхательные упражнения – 10 %.
Слайд 20Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при выполнении аэробных упражнений циклического характера,
поэтому на каждом занятии рекомендуется выполнять дозированную ходьбу, медленный бег
в сочетании с ходьбой или медленный бег, постепенно увеличивая их продолжительность от нескольких секунд на первых занятиях до 3 мин. При этом ЧСС во время бега должна находиться в пределах 130-150 уд/мин. На занятиях дети должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для детей специальной медицинской группы «А», а также научиться использовать данные самоконтроля для оценки своего здоровья.
Слайд 21Что входит в занятие
Дыхательная гимнастика, т.к. она способствует коррекции
нарушения дыхания
Упражнения для укрепления кистей рук - способствуют успешному овладению
письмом
Упражнения для осанки - помогают ребенку правильно держать голову, свое тело сидя , стоя, при ходьбе и беге
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей (упражнения с гимнастическими палками, флажками, малыми и большими обручами, мячами
Слайд 22 Для развития силы и ловкости, координации - упражнения в
лазании и перелезании. Упражнения на равновесие способствуют развитию вестибулярного
аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве, корректируют недостатки психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты…..) Особое место уделяется метанию мяча (катанию), при выполнении которых развивается ловкость, глазомер, меткость, правильный захват.
Слайд 23 Диагностика детей со специальной группой
«А»
Основной акцент в
диагностике детей по физической культуре , имеющих отклонения в состоянии здоровья, должна быть сделана на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены инструктором и сообщены воспитателям и родителям (законным представителям).
Слайд 24Ребенок который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений,
в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия , старательно выполнял
задания инструктора , овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, но по результатам диагностики получил низкий уровень физической подготовленности должен будет включен в индивидуальную работу.
Слайд 25На каждого ребенка у которого по результатам диагностики- низкий уровень
физической подготовленности составляется индивидуальный маршрут. После этого проводится индивидуальная работа
со стороны инструктора по физической культуре и воспитателей.