Слайд 1КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
ЧС мирного
и военного времени. Характеристика медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Кафедра медицины катастроф
Алматы 2013 г.
Слайд 2Учебные вопросы
Основные понятия и терминология ОБЖ.
Основные мероприятия по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций ГСЧС
Организация Государственной системы предупреждения и ликвидации
ЧС. Основные задачи ГСЧС.
Принципы функционирования ГСЧС. Задачи, состав сил и средств ГСЧС.
Слайд 3Актуальность прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) для
всего мирового сообщества постоянно возрастает.
Ежегодно в мире, в результате
стихийных бедствий, аварий, катастроф, пожаров, погибает около двух млн. и получают травмы несколько десятков миллионов человек, а материальный ущерб достигает 3% валового производственного продукта мировой экономики.
Слайд 4
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) - область научных знаний,
изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности их
формирования и проявления, способы предупреждения проявления опасностей, защиты от них и ликвидации их последствий.
Цель – защита человека от любых видов опасностей (природных, техногенных, экологических, антропогенных и др.), угрожающих людям в быту, на производстве, на транспорте, в условиях ЧС и т.д.
Слайд 5
Главными задачами дисциплины являются:
анализ источников и причин возникновения опасностей;
прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.
Слайд 6Основные понятия и терминология.
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых,
способ существования человека.
В жизненном процессе человек неразрывно связан с
окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды.
Слайд 7Основные понятия и терминология.
Безопасность - понимается такое состояние объекта
защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и
информации не превышает максимально допустимых значений.
Объект защиты - любой компонент окружающей среды (объект): человек, общество, государство, предприятие (организация, учреждение), природа, мир, космос и т.д.
В порядке приоритета к объектам защиты на первое место относят человека, а затем уже общество, государство, природную среду, техносферу и т.д.
Слайд 8Основные понятия и терминология.
Опасность – свойство живой и неживой материи,
способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).
Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.
Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности.
Антропогенными опасностями являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы).
Слайд 9Основные понятия и терминология.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории,
возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или
могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Слайд 10Основные понятия и терминология.
Чрезвычайные ситуации природного характера - чрезвычайные ситуации,
вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными
пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями.
Слайд 11Основные понятия и терминология.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера - чрезвычайные ситуации,
вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с
выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.
Слайд 12Основные понятия и терминология.
Авария - происшествие в технической системе, не
сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или
экономически нецелесообразно.
Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.
Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийными природными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.
Слайд 13Основные понятия и терминология.
Экологическое бедствие - ЧС, вызванное изменением под
действием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, и
заключающееся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.
Экологическая катастрофа - экологическое бедствие особо крупных масштабов и наиболее тяжких последствий, как правило сопровождающееся необратимыми изменениями природной среды.
Слайд 14Классификация катастроф по ВОЗ:
метеорологические катастрофы - бури (ураганы, смерчи, циклоны,
бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т.п.;
топологические катастрофы - наводнения,
снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели;
теллурические и тектонические катастрофы - землетрясения, извержения вулканов и т.п.;
аварии - выход из строя сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт и т.д.), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, крупные взрывы и др.
Слайд 15
По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:
биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей,
инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями,
голод, терроризм);
военные (военные конфликты, войны);
природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни и др.);
техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопление, крушение (аварии транспортных средств);
экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).
Слайд 16
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Постановление Правительства РК)
Слайд 17 В своем развитии чрезвычайные ситуации проходят пять основных фаз:
Фаза
накопления отклонений объекта.
Фаза инициирования события.
Фаза непосредственного развития и
протекания процесса чрезвычайной ситуации.
Фаза действия остаточных факторов поражения.
Фаза ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Слайд 18 Основными поражающими факторами природных и техногенных катастроф являются:
динамический, механический
воздействующий на человека и окружающую среду в целом (взрывная волна,
баротравма, контузии), метательное действие вторичных снарядов (летящие с огромной скоростью различные предметы), придавливание разрушенными конструкциями зданий, шахт и т.д.);
термический (высокая или низкая температура, лучевая энергия);
химически вредные вещества;
радиоактивное излучение;
биологические (бактериологические) средства (микробные рецептуры и средства их доставки и применения)
психический – психотравмирующие воздействия катастрофы на человека.
Слайд 19Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации
это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание,
объем и организацию медико-санитарного обеспечения.
Включает:
величину и характер возникших
санитарных потерь;
нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи;
условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;
санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС;
Слайд 20
Пораженный в чрезвычайной ситуации (при оценке последствий ЧС применяется также
понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного
или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.
Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на:
безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести.
санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.
Слайд 21Основные понятия и терминология.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения
ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС.
Слайд 22Факторы риска возникновения ЧС природного и техногенного характера в Республике
Казахстан
В сейсмоопасных зонах расположено 27 городов, более 400 населенных пунктов;
размещено более 40% промышленного потенциала республики, проживает 6 млн. человек. (Алматы, Атырауская, Мангистауская, Актюбинская, Кызылординская области).
Слайд 23Факторы риска возникновения ЧС природного и техногенного характера в Республике
Казахстан
Все области РК подвержены воздействиям сильных наводнений. Насчитывается более 300
селевых бассейнов.
В стране функционирует 653 гидросооружения, из которых 268 не отвечают современным требованиям надежности.
Слайд 24Факторы риска возникновения ЧС природного и техногенного характера в Республике
Казахстан
До 85-86% техногенных чрезвычайных ситуаций в год в Казахстане дает
нефте и газодобывающая, транспортирующая и перерабатывающая промышленность.
До 13% техногенных ЧС в год дает автомобильный транспорт (около 4000 погибших и около 12000 раненых ежегодно).
Слайд 25Факторы риска возникновения ЧС природного и техногенного характера в Республике
Казахстан
Экологические бедствия
В процессе нефтепереработки 75% загрязняющих веществ поступает в
атмосферу, 20% - в воду и 5% - в почву.
Промышленные отходы, включая токсичные и радиоактивные отходы, хранятся в различных накопителях, зачастую не отвечающих санитарным нормам и правилам..
7% запусков космических аппаратов завершается аварийными исходами. Трассы полета космических аппаратов проходят над 6 областями, а поля падения первой и второй ступеней располагаются в 2-х областях Республики.
Слайд 26Факторы риска возникновения ЧС социобиологического характера в
Республике Казахстан
Эпидемии инфекционных
заболеваний
Эпизотии, очаги клещевого энцефалита, чумы и др.
Эпитофитотии
Террористические акты
Слайд 27Законодательная основа ликвидации ЧС:
Закон РК «О гражданской обороне» от
7 мая 1997 года № 100-I;
Закон РК «О чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996 г. N 19-1;
Закон РК «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 16 июня 1997 г. N 127-I;
Закон РК "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах"от 03.04.2002 N 314-II;
Закон РК «О чрезвычайном положении» от 8 февраля 2003 года N 387;
Закон РК «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 27 марта 1997 г. N 87-1 ;
Закон РК «О пожарной безопасности» от 22 ноября 1996 г. N 48;
Слайд 28Закон РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня
1998 года N 233;
Закон РК «О радиационной безопасности населения»
от 23 апреля 1998 г. № 219;
Закон РК «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 7 января 2005 года N 29;
Постановление Кабинета Министров РК «О мерах по совершенствованию гражданской обороны Республики Казахстан» от 16 марта 1994 года N 275;
Закон РК «О борьбе с терроризмом» от 13 июля 1999 года № 416;
Постановление Правительства РК «Правила предоставления, видов и объема медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях» от 17 июня 2010 года № 608.
Законодательная основа ликвидации ЧС:
Слайд 29Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года №
1298
О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(по состоянию
на 25.12.2006 г.)
Утверждено Положение о Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Общее руководство Государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возложено на центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей природной среды и уменьшения ущерба объектам хозяйствования.
Сноска. Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и ликвидация их последствий в компетенцию системы не входят.
Слайд 31В состав ГСЧС входят:
Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по
чрезвычайным ситуациям с его территориальными органами и подведомственными организациями;
органы
управления центральных и местных исполнительных органов, организаций, обеспечивающие предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций по вопросам, входящим в их компетенцию.
Территориальные подсистемы ГСЧС соответствуют принятому административно-территориальному делению.
Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории включает в себя
Слайд 32Основными задачами ГСЧС являются:
проведение единой государственной политики в области
предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных
и культурных ценностей, окружающей природной среды при возникновении ЧС в мирное и военное время;
формирование системы организационных, экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, территорий, технической и экологической безопасности;
определение порядка реагирования на чрезвычайные ситуации, устранения их последствий, расследования причин их возникновения;
организация мониторинга и информирования населения;
организация разработки и выполнения государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов хозяйствования и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
Слайд 33
обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и
оповещения, сил и средств ГСЧС к действиям в ЧС, проведение
работ по их ликвидации;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов ГСЧС;
осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказание помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Слайд 34К республиканскому (государственному) уровню в ГСЧС относятся:
центральный исполнительный орган
Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (МЧС), его территориальные органы и
подведомственные организации;
иные центральные исполнительные органы(министерства, ведомства);
центральные дежурно-диспетчерские пункты;
силы и средства наблюдения, контроля;
силы и средства ликвидации ЧС;
мобильные пункты управления и связи.
Координацию их действий в рамках ГСЧС осуществляет Межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решения которой носят рекомендательный характер.
Слайд 35К местному уровню в ГСЧС относятся:
местные исполнительные органы;
территориальные органы
(областные, городские управления и районные отделы по ЧС) МЧС;
дежурно-диспетчерские службы
организаций,
силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на данной территории.
Координацию их деятельности осуществляют соответствующие территориальные комиссии по чрезвычайным ситуациям, решения которых носят рекомендательный характер.
Слайд 36
Для координации действий центральных и местных исполнительных органов, организаций создаются
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
Межведомственная государственная комиссия
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
территориальные комиссии по чрезвычайным ситуациям областей, городов и районов;
комиссии по чрезвычайным ситуациям центральных исполнительных органов Республики Казахстан (далее - отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям;
Национальная комиссия по реагированию на нефтяные разливы;
Координационный совет по обеспечению безопасности и противодействия терроризму на транспорте;
областные (городские) комиссии по обеспечению безопасности на транспорте;
республиканская и территориальные эвакуационные комиссии;
эвакуационные и эвакоприемные комиссии центральных и местных исполнительных органов;
Слайд 37
Ответственность за организацию и осуществление мероприятий Гражданской обороны несут руководители
центральных, местных исполнительных органов Республики Казахстан и организаций.
Слайд 38Деятельность ГСЧС включает :
планирование,
подготовку
осуществление мероприятий по предупреждению и
действиям в ЧС в мирное и военное время.
Слайд 39Режимы функционирования ГСЧС
повседневной деятельности,
повышенной готовности,
чрезвычайный режим.
Решения
о введении того или иного режима функционирования ГСЧС, ее подсистем
и звеньев принимают центральный исполнительный орган РК по чрезвычайным ситуациям.
Слайд 40В режиме повседневной деятельности
Наблюдение и контроль за окружающей средой, обстановкой
на опасных объектах производства и т.д.
Планирование и осуществление целевых научно-технических
программ и мероприятий по предотвращению ЧС природного и техногенного характера;
Создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;
Совершенствование подготовки органов управления ГСЧС, обучение населения к действиям и мерам защиты в условиях ЧС;
Создание и пополнение необходимых материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ЧС;
Проведение мероприятий в системе подготовки ГО.
Слайд 41В режиме повышенной готовности
Формирование оперативных сил по ликвидации последствий ЧС,
выработка предложений по её профилактике;
Усиление дежурно-диспетчерских пунктов наблюдения в местах
возможных ЧС.
Усиление наблюдения за потенциально опасными объектами и окружающей их территорией;
Принятие мер по защите населения в зоне ЧС, обеспечение устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения;
Приведение в состояние готовности сил и средств ликвидации ЧС и при необходимости выдвижение их в район возможной ЧС.
Слайд 42Чрезвычайный режим
Выдвижение оперативных сил в район ЧС;
Разведка зоны ЧС;
Уточнение решения
по ликвидации ЧС;
Организация ликвидации ЧС, защите населения, проведение АСДНР, эвакуация
населения;
Обеспечение функционирования объектов жизнеобеспечения, экстренная медицинская помощь пострадавшим и другие неотложные мероприятия.
Постоянный мониторинг обстановки в зоне ЧС.