Слайд 1Налоговый Менеджмент
Государственный налоговый менеджмент на макро уровне
Две позиции:
Бюджетно - процессуальная
Экономическая
Налоговый менеджмент на микро уровне на уровне хозяйствующего субъекта- корпоративный
налоговый менеджмент
Слайд 2Государственный Налоговый Менеджмент
Государственный налоговый менеджмент представляет собой систему управления органами
государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов
налогового процесса.
В основе государственного налогового менеджмента лежат принципы стратегического ведения, тенденций и закономерностей формирования структуры развития экономического финансового и налогового потенциала
Слайд 3Объект и субъект государственного налогового менеджмента
Объектом государственного налогового менеджмента являются
входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие движение в рамках установленного
налогового процесса от налогоплательщика в бюджетную систему
Субъектом государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно управляющие потенциальными и фактическими налоговыми потоками.
Слайд 4К субъектам относится:
Совет Федераций
Государственная Дума РФ
Законодательные и представительные органы власти
субъектов РФ
Президент РФ
Правительство РФ
Главы администраций субъектов РФ
Министерство финансов РФ
ФНС, ФТС,МВД
Слайд 5Цели и задачи государственного налогового менеджмента
Цель заключается в обеспечении устойчивого
налогового равновесия, долгосрочной сбалансированности реализации налогами своих функций на основе
оптимизации входящих и исходящих процессов.
Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия определенных решений.
Слайд 6Задачи:
Обеспечение налоговыми доходами источники деятельности объектов управления
Эффективное использование налоговых доходов
Оптимизация
входящих и исходящих налоговых потоков
Минимизация налоговых рисков при заданном объеме
налоговой нагрузки
Достижение финансовой устойчивости и платежеспособности
Внедрение в практику налогового планирования и бюджетирования
Повышение эффективности налогового регулирования и налогового контроля
Слайд 7 Оценка эффективности налогового менеджмента
Наименование показателя
Общий коэффициент эффективности
налогообложения
Налогоёмкость продаж
Коэффициент налогообложения доходов
Коэффициент налогообложения затрат
Коэффициент налогообложения прибыли.
Слайд 8Организационные принципы
Взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансами
Комплексный
и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений
Динамизм налогового управления
Много вариантность
подходов при принятии управленческих решений
Учет фактора риска при принятии решений
Слайд 9 Корпоративный налоговый менеджмент а
составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта;
это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок
организации и учета величины возможных налоговых последствий
главная цель - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.
налоговый менеджмент на уровне предприятий и организаций чаще всего представлен налоговым планированием и налоговым контролем (внутренним контролем)
Слайд 10 Корпоративное налоговое планирование
необходимая составляющая финансово- экономической деятельности хозяйствующего
субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом
льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
законное средство уменьшения налоговой нагрузки налогоплательщика
законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств
российский налоговый менеджмент ограничен целями и задами государственной налоговой политики
Слайд 11Инструментарий корпоративного налогового менеджмента
Выбор статуса создаваемой структуры
Выбор оптимальной системы налогообложения
Максимальное
использование всех предусмотренных законодательством льгот
Оптимальное формирование учетной политики
Оптимальное формирование договорной
политики
Оптимальное формирование ценовой политики
Максимальное снижение налоговых рисков в рамках действующего законодательства
Слайд 12Выбор организационной структуры и статуса
Юридическое лицо, Индивидуальный предприниматель
Наличие филиалов и
представительств
Место регистрации с учетом низко налоговых территорий
Создание дочерних компаний
Слайд 13Выбор системы налогообложения
Общая система налогообложения
Специальные налоговые режимы
Использование одновременно несколько систем
налогообложения
Ведение нескольких видов деятельности с использованием разных системах налогообложения
Слайд 14Понятие «НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ»
льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным
категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению
с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем объеме.
Налоговые льготы – это форма практической реализации регулирующей функции налогов
Положение ч.1 ст. 56 НК устанавливает, что нормы законодательства о налогах и сборах, дающие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера
Слайд 15Группы налоговых льгот
налоговые освобождения.
налоговые скидки
налоговый кредит
все налоговые льготы можно так же классифицировать по ряду признаков
на следующие группы:
личные и для юридических лиц;
общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;
безусловные и условные налоговые льготы;
общеэкономические и социальные налоговые льготы.
Слайд 16Учетная политика предприятия как инструмент оптимизации
Понятие учетной политики закреплено в
ст. 11 НК РФ
В соответствии со ст. 313 НК Р
Ф, определены данные налогового учета
Способы определения доходов и расходов в целях налогообложения
Способы списания расходов на затраты
Методы начисления амортизации
Использование повышающих коэффициентов и амортизационной премии
Создание резервов
Слайд 17Договорная политики организации
Оптимальный выбор диспозитивных норм договора
Выбор оптимального вида договора
после проведения экономико правовой экспертизы договора
Прямая связь гражданского и налогового
законодательства
Учет в совокупности налоговых последствий в результате заключения того или иного вида договора
Слайд 18Налоговое планирование на предприятии
стратегическое финансовое планирование предпринимательской деятельности,
бизнес-план,
бюджет организации.
правовой регламент доходов и расходов организации
метод формирования налоговой
базы по основным налогам
ценообразование на сырье и др.
Слайд 19УСЛОВИЯ Успешного функционирования системы управления налогами на предприятиях
наличие взаимосвязанных
стратегий развития бизнес-планов и бюджетов;
готовность администрации осуществлять налоговое планирование на
основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления;
организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на использование сетевых технологий и ресурсов Интернета;
выделение структурного подразделения (лица), ответственного за организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы;
разработка схемы налогового планирования (налоговое договорное поле, технология внутреннего контроля налоговых расчетов);
мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов налоговое планирование.
Слайд 20Налоговые риски.
Под налоговыми рисками понимаются возможности понести финансовые потери, связанные
с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте.
Общие риски минимизации
налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.
Слайд 21Налоговыми рисками являются:
- риски налогового контроля;
- риски усиления налогового бремени;
-
риски уголовного преследования.
Для минимизации налоговых рисков идеальным вариантом налогового
планирования считается тот, который закладывается на этапе создания компании. То есть уже при регистрации организации выбирается режим налогообложения. Чем раньше будет учтена система налоговых выплат компании, тем более выгодных результатов можно от нее ожидать.
Слайд 22Оценка налоговых обязательств на предприятии
Понятие «Налоговая нагрузка» и методики ее
определения
налоговая нагрузка предприятия - это величина, характеризующая влияние регулярных
обязательных платежей налогового характера, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение предприятия и определяемая с помощью отдельных показателей или их совокупности.
Слайд 23 Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@;
Изменения:
Изменения, внесёнными Приказом
ФНС России от 14.10.2008 . № ММ-3-2/467@
Изменения, внесёнными Приказом ФНС
России от 22 09. 2010 N ММВ-7-2/461@
Изменения, внесенными Приказом ФНС России от 08.04.2011 N ММВ-7-2/258@
Изменения ,внесенные приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/297@
Слайд 24Понятие налоговая нагрузка
комплексная характеристика, которая включает:
•количество налогов и других обязательных
платежей;
•структуру налогов;
•механизм взимания налогов;
•показатель налоговой нагрузки на предприятии
Для характеристики налоговой
нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов.
Слайд 25сущность налоговой нагрузки
В современной экономической литературе налоговую нагрузку рассматривают и
в рамках налогового планирования, и в рамках налогового анализа, и
в рамках налогового менеджмента в целом.
Налоговая нагрузка - это инструмент налогового анализа, который, в свою очередь, является методом налогового менеджмента. Наглядно соотношение налоговой нагрузки и налогового менеджмента представлено на рис. 1.
Слайд 28Общедоступные критерии для оценки налоговых рисков
Налоговая нагрузка у налогоплательщика
ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли
(по виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период .
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Слайд 29Налоговые органы анализируют (разд. 3 Концепции):
1) суммы исчисленных и уплаченных
налогов.
Такой анализ проводится, прежде всего, чтобы проверить, все ли налоги
и вовремя уплачены в бюджет. Но, кроме того, данный вид анализа несет в себе еще одну нагрузку: выявление налогоплательщиков, у которых суммы начислений со временем уменьшаются;
2) показатели отчетности налогоплательщиков (налоговой, бухгалтерской).
Этот вид анализа предназначен для выявления:
- значительных отклонений от показателей предыдущих периодов или среднестатистических показателей по аналогичным налогоплательщикам;
- противоречий (несоответствия) между данными в отчетности, представленных документах и информацией, имеющейся у налоговиков;
3) факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.
В процессе анализа имеющейся информации налоговики проверяют налогоплательщика на соответствие так называемым критериям оценки рисков.
Слайд 30Другие методы расчета налоговой нагрузки
Методика определения налоговой нагрузки экономического субъекта
разработана Л.Н Крейниной
Эта методика предполагает сопоставление налога и источника его
уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Кроме того, методика М.Н. Крейниной опровергает распространенное мнение о том, что большой размер налогов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), выгоден экономическому субъекту, так как позволяет уменьшить прибыль и, соответственно, налог на прибыль.
Методика А. Кадушиным и Н. Михайловой
Эта методика является количественной. В соответствии с ней предлагается оценивать налоговое бремя как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной отдельным экономическим субъектом в процессе своей деятельности. Добавленная стоимость, по мнению авторов данной методики, является источником дохода любого экономического субъекта и, следовательно, источником уплаты налогов.
Слайд 31Другие методики расчета налоговой нагрузки
Методика Е.А. Кировой
методика разработана
доктором экономических наук Е.А. Кировой, которая считает, что некорректно применять
такой показатель, как выручка от реализации в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на экономический субъект.
Автором методики предлагается различать два показателя, характеризующих налоговую нагрузку экономического субъекта: абсолютный и относительный.
Методика М.И Литвинова
Связывает показатель налоговой нагрузки с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъекта и механизмом взимания налогов.
Слайд 32методик и расчета налоговой нагрузки для предприятия.
Методика , разработанная
Департаментом налоговой политики Минфина РФ, предлагает оценивать тяжесть налоговой нагрузки
отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации.
Слайд 33Совершенствование финансового менеджмента как системы экономического управления производством с
Повышение эффективности
финансового менеджмента способно привести к увеличению абсолютной налоговой нагрузки и
одновременно к снижению относительной налоговой нагрузки. Так, при рациональном формировании финансовых ресурсов происходит минимальный рост платежей налогового характера. Однако снижение относительных показателей налоговой нагрузки за счет совершенствования финансового менеджмента имеет свои пределы, которыми являются законодательные нормативы и ограничения.
Слайд 34Налоговый потенциал
Определятся как максимальный совокупный объем финансовых ресурсов, подлежащий
изъятию на законодательной основе у хозяйствующего субъекта в виде обязательных
платежей налогового характера за определенный период.
В качестве ограничений налогового потенциала организации выступают законодательно закрепленные виды налогов, ставки налогов и т.п., а также финансовые, производственные, трудовые и прочие ресурсы, доступные каждой отдельной организации.
Слайд 35налоговый потенциал и налоговые ресурсы.
На макроуровне под налоговыми ресурсами региона
понимают совокупность налоговых баз применяемых в регионе налогов.
Налоговые ресурсы
на микроуровне возможно определять как совокупность налоговых баз тех налогов, по которым предприятие является налогоплательщиком.
Налоговые ресурсы учитывают недоимки и льготы по налогам.
налоговые ресурсы показывают ту часть финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, которая подлежит отчуждению в пользу государства в виде платежей налогового характера по состоянию на определенный момент времени.
Слайд 36Ответственность
За совершенные в налоговой сфере противоправные деяния может наступить:
уголовная,
административная,
налоговая.
А также гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для
физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического - только административная (частично), гражданская и материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением)
Слайд 37Уголовная ответственность
Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов
с физического лиц.:
Деяния в крупном размере
Сумма неуплаченного налога:
>600 тыс. руб.
за 3 финансовых года подряд
и эта сумма >10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов
Либо сумма неуплаченного налога 1 800 тыс. руб.
Деяния в особо крупном размере:
Сумма неуплаченного налога:
>3 млн. руб. за 3 финансовых года подряд
и эта сумма >10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов
Либо сумма неуплаченного налога 9 млн. руб.
.
Слайд 38Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с
организации
Деяние в крупном размере:
Сумма неуплаченного налога:
>2 млн. руб. за 3
финансовых года подряд
и эта сумма >10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов за эти 3 года.
Либо сумма неуплаченного налога 6 млн. руб.
Деяния в особо крупном размере:
Сумма неуплаченного налога:
>10 млн. руб. за 3 финансовых года подряд
и эта сумма >20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов за эти 3 года.
Либо сумма неуплаченного налога 30 млн. руб..
Слайд 39Административная ответственность
Это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц
за совершенное административное правонарушение.
Порядок и основания привлечения к административной
ответственности регулируются Кодексом административных правонарушений РФ (далее КОАП) и другими правовыми актами.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КОАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Слайд 40Налоговая ответственность
Является видом юридической ответственности физических и юридических лиц за
налоговые правонарушения.
Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение
законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность в Налоговом Кодексе РФ.
Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Слайд 41Задача
Организация осуществляет торговлю товарами бытовой химии. За 2012 под было
реализовано товаров на 42 млн. руб. в т.ч. НДС
Реализован автомобиль,
приобретенный в 2011 г. по остаточной стоимости 400 тыс. руб.
Реализовано торговое оборудование на сумму700 тыс. руб. в т.ч. НДС
Получена предоплата в счет поставок 2013 г.1,5 млн.руб.НДС в т.ч.
Получена безвозмездная финансовая помощь от учредителя 1200тыс. руб.
Получена комиссия от банка 45 тыс. руб.
Получены по решению суда штрафные санкции за невыполнение поставщиком договорных условий 200 тыс. руб.
Слайд 42Продолжение задачи
В 2012 г. приобретено товара, который оприходован и реализован
на 37 млн. руб. в т.ч.НДС
Оплачено за арену склада 1
млн.руб. Офиса 650 тыс. руб. НДС в т.ч.
Оплачены услуги транспортной организации 1300 тыс. руб. НДС в т.ч.
Оплачены коммунальные услуги 70 тыс. руб. НДС кроме того.
Оплачена рекламная компания партнеру использующему ЕНВД 150 тыс.руб
Фонд оплаты труда составил 2300 тыс. руб.
Сумма начисленной амортизации 240 тыс. руб.
Начислены и уплачены налоги:
Транспортный 10 тыс. руб.
Налог на имущество организаций 56тыс. руб.
Госпошлина 20 тыс. руб.
Штрафные санкции по требованию налогового органа 130 тыс. руб.
Слайд 43Определить
Налоговую нагрузку по методике, разработанной Минфином РФ при Общей
системе налогообложения
Рассмотреть возможность применению УСН в 2-х вариантах
Рассчитать налоговую нагрузку
в обоих вариантах
Рассчитать чистую прибыль и чистый доход
Разработать управленческие решения для данного хозяйствующего субъекта в целях оптимизации налогообложения