Разделы презентаций


МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей. Преподаватель Пак С.Н

Содержание

Повторение:А. Методика формирования синтаксической стороны речи в разных возрастных группах. Б. Специальные игры и занятия для формирования синтаксической стороны речи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей. Преподаватель Пак

С.Н.
1.Методика формирования синтаксической стороны речи в разных возрастных группах.

2.Методика формирования

способов словообразования в разных возрастных группах.

ГСР №4
МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей. Преподаватель Пак С.Н. 1.Методика формирования синтаксической стороны речи

Слайд 2Повторение:
А. Методика формирования синтаксической стороны речи в разных

возрастных группах.

Б. Специальные игры и занятия для формирования

синтаксической стороны речи.

Повторение:А.   Методика формирования синтаксической стороны речи в разных возрастных группах. Б.  Специальные игры и

Слайд 3 В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования

навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в

связное высказывание.  

Последовательность
работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста:

А) дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение;
Б) оформлять и распространять предложение за счет однородных членов (с помощью воспитателя);
В) употреблять обобщающие слова перед однородными членами;
Г) наконец, дети подводятся к составлению сложных предложений.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений

Слайд 4Для обучения используют:
картинки,
демонстрируемые действия,
коммуникативные ситуации,
дидактические игры,

игры-драматизации.

Материалом могут служить:
игрушки,
предметы одежды,
посуда,
обувь,
пища.

Все

упражнения должны проходить в игровой занимательной форме, с использованием сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений (Знайка и Незнайка).
Для обучения используют: картинки, демонстрируемые действия, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить: игрушки, предметы одежды,

Слайд 5Приемы работы над сложным предложением:
1) составление сложносочиненных предложений по двум

картинкам. Сначала по образцу воспитателя, а затем самостоятельно. Белка сидит на

елке. Заяц сидит под елкой.
Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду.

2) Закончи предложения: Птица летает, а змея …
Зимой идёт снег, а летом идёт … Утром мы завтракаем, а днём……….
Приемы работы над сложным предложением:1) составление сложносочиненных предложений по двум картинкам. Сначала по образцу воспитателя, а затем

Слайд 6 Содержание образовательного материала:
1) Упражнение на подбор однородных определений для согласования

существительного с прилагательным в роде и числе. Какая сегодня погода? (Хорошая) Какой

бывает день, когда тепло? (Теплый) 2) Упражнение по составлению ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов. Дети были в школе. Откуда пришли дети? (Из)
Снег лежал на крыше. Откуда сбрасывали снег? (С)
3) «Ситуация письменной речи». Рекомендуется вводить со средней группы. Разработана Е. И. Тихеевой (ребенок диктует, а взрослый записывает). Этот прием активизирует употребление сложных предложений.
Содержание	  образовательного	материала:  1) Упражнение на подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в

Слайд 7 Содержание образовательного материала:
4) Упражнение «Закончи предложение». Составление сложных предложений путем

добавления придаточных предложений Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).


5) Игра «Скажи

по – другому». Обучение разным способам выражения одной и той же мысли (подготовит. гр.).
«Девочка села на стул и надевает валенки. Девочка, которая сидит на стуле, надевает валенки. Девочка, сидящая на стуле, обувается. Сидящая на стуле девочка наклонилась к своему валенку и натягивает его на ногу».

Содержание	  образовательного	материала:  4) Упражнение «Закончи предложение». Составление сложных предложений путем добавления придаточных предложений Сережа

Слайд 8Методика формирования способов словообразования в разных возрастных группах.
Специальные игры

и занятия для формирования
грамматического строя речи.



2-ая младшая группа

Методика формирования способов словообразования в разных возрастных группах.  Специальные игры и занятия для формирования грамматического строя

Слайд 9 2 младшая группа.
Дети обучаются способам словообразования

с помощью раз­ных суффиксов
(заяц — зайчонок — зайчата; сахар — са­харница, хлеб — хлебница).

В игре «Парные картинки» (кошка и котенок, мышь и мышонок и др.) воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов - онок, - ёнок.

В игре с картинками «У тебя кто?» воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котенок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».

Игра «Кто у кого» (у лисы - лисята, у ежа - ежата)
Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари - в сухарнице, сахар–в сахарнице, хлеб - в хлебнице и т. д.

2 младшая группа.  Дети обучаются способам словообразования

Слайд 10

Способы образования глаголов:
в дидактических играх
«Что делают на музыкальных

инструментах?»
(на барабане — барабанят, на дудочке — дудят, на трубе — трубят, а на гитаре и гармошке играют),
«Кто что делает», «Кто больше назовет действий?», «Какие профессии вы знаете?
«Что делает учитель? Строитель?».
В игре «Что? Где? Когда?»
задаются вопросы в трех вариан­тах: «Что вы делаете в группе, зале, дома?», «Где вы играете, спите, умываетесь?», «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раз­деваетесь?»

Способы образования глаголов:в дидактических играх «Что

Слайд 11способы образования глаго­лов
на материале звукоподражаний
(Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что

она делает? (Крякает.) (воробей чик-чирик — чи­рикает, лягушка ква-ква —

ква­кает).


Глаголы могут образовываться при помощи приставок
(вый­ди — войди — отойди; закрякай, закукаре­кай, зафыркай; спрыгнуть, перепрыгнуть, при­сесть
способы образования глаго­ловна материале звукоподражаний (Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что она делает? (Крякает.) (воробей чик-чирик — чи­рикает,

Слайд 12 средняя группа
Проводится большая работа по обучению разным способам словообразования

разных частей речи
Проводятся те же дидактические игры, что и в

младших группах:
«Кто у кого»,
«Угадай, кого не стало»,
«Магазин игрушек».
Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным.
Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш называется по-другому:
у лошади - жеребенок,
у коровы - теленок,
у свиньи - поросенок,
у овцы - ягненок.
средняя группаПроводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речиПроводятся те же дидактические игры,

Слайд 13Средняя группа
Для закрепления суффиксов, обозначающих увеличение,
полезно поиграть в игру

«Дюймовочка и Гулливер»

Ведущий показывает картинку, изображающую большую или маленькую вещь

а дети выбирают, кому она может пригодиться: Дюймовочке или Гулливеру.

Средняя группаДля закрепления суффиксов, обозначающих увеличение, полезно поиграть в игру «Дюймовочка и Гулливер»Ведущий показывает картинку, изображающую большую

Слайд 14В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий

посуды суффиксальным способом.
Есть слова с суффиксом -ниц (сухарница, хлебница),


но есть и другие, которые тоже обозначают посуду,
но звучат не так - солонка, масленка (суффиксы -онк, -ёнк), чайник, кофейник (с суффиксом -ник).




С целью закрепления навыка образования наименований посуды подходит игра в магазин, где продается посуда.
В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным способом. Есть слова с суффиксом

Слайд 15Дети к пяти годам должны уметь пользоваться суффиксами, обозначающими профессии.


Лото «Профессии».
Детям раздают картинки с изображениями людей, выполняющих какую-либо

работу.
Ведущий задает вопросы
(Кто ловит рыбу?
Кто смотрит за лесом?
Кто водит трактор?),
а дети ищут нужную картинку и называют слово, обозначающее профессию изображенного человека.
Дети к пяти годам должны уметь пользоваться суффиксами, обозначающими профессии. Лото «Профессии». Детям раздают картинки с изображениями

Слайд 16 особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов

по лицам и числам.
Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов


(ворона каркает,
кошка мяукает,
петух кукарекает,
воробей - чик-чирик - чирикает).
Детей обучают способам отыменного образования глаголов
(мыло - мылит, краска - красит, учитель - учит, строитель - строит).

особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.  Продолжается работа

Слайд 17Старшая группа
Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие

грамматические навыки,
как навыки образования наименований посуды и детенышей животных

и птиц с помощью суффиксов
(грачонок - грачата, снегирь - снегирята - один и много,
но один птенчик - ласточка, синичка, много - ласточки, синички).

Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишкой (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.)

В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк».


Старшая группаПрежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды

Слайд 18Образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов,

приставок.
игра «Знаешь ли ты профессии?»)

Чинит часы … (часовщик),
Дома

строит … (строитель)

В игре «Кто он такой?« дети учатся образовывать существительное от глагола.
Образец: если он за всех заступается, он заступник.
Он много работает. Он ... (работник),
В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.
Он летчик - я тоже (летчица).
Он плясун - я тоже (плясунья). И т. д.

Образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок.игра «Знаешь ли ты профессии?») Чинит часы

Слайд 19Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники»)
(береза, березовый, подберезовик; лист,

лиственный, листопад).
«Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны

по смыслу.

Одна из задач - научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных.
Сравнительная степень образуется при помощи
суффиксов -ее- (-ей), -е-, -те-
и при помощи слов более или менее: чистый - чище - более чистый.

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь похожую часть

Слайд 20Превосходная степень образуется путем прибавления к основе

1) прилагательного

суффиксов -ейш-, -айш- (высочайший, умнейший)
2.) и при помощи вспомогательных

слов самый и наиболее (самый высокий, наиболее правильный).
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения
(5 - 6 мин):
- на образование прилагательных от основ существительных: Какое варенье из малины? (Малиновое.)
- на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода: Занимается спортом ... (спортсмен).
на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности):

В доме жила коза. Чей дом? (Козий.)
Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный.)
Превосходная степень образуется путем прибавления к основе 1)  прилагательного суффиксов -ейш-, -айш- (высочайший, умнейший) 2.) и

Слайд 21Следует шире использовать вопросы проблемного характера.
Мясорубка.
Для чего она

нужна?
Почему ее так назвали? (Рубит мясо.)

Соковыжималка .
Для чего

она нужна?
Почему ее так назвали? (Выжимает сок.)
Следует шире использовать вопросы проблемного характера. Мясорубка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Рубит мясо.)

Слайд 22Формировали у дошкольников умение образовывать слова суффиксальным способом.

В игре

«Покажи, что я назову» перед детьми размещали картинки с изображением

пар предметов обычного и маленького размера
(нос - носик; помидор - помидорчик; кот - котенок; зеркало - зеркальце; дерево – деревце).

В игре «Мы — спортсмены» учат употреблять суффиксы существительных мужского и женского рода.
Я начну предложение, а закончит кто-нибудь из вас: катается на лыжах…лыжник; спортсменка, которая прыгает… прыгунья».
Формировали у дошкольников умение образовывать слова суффиксальным способом. В игре «Покажи, что я назову» перед детьми размещали

Слайд 23Аналогично были проведены упражнения
«Кто служит в нашей армии?»
(ракетчик,

разведчик, трубач, моряк и т. д.),
«Назови профессию»
(часовщик, скрипач,

строитель, билетер, пианист, лесник, учитель, каменщик, дворник).
 

Аналогично были проведены упражнения «Кто служит в нашей армии?» (ракетчик, разведчик, трубач, моряк и т. д.), «Назови

Слайд 24Приведем пример некоторых игровых упражнений по закреплению словообразования прилагательных.
Это

игры «Чьи хвосты»,
«Правильно назови листья»,
«Что из чего сделано?».


Как называются хвосты у домашних животных.
Хвост собаки – собачий.
Хвост лошади – лошадиный.

Аналогично проводится упражнение «Чьи уши, нога, рога?»
Чьи уши у… медведя? (медвежьи); …лошади (лошадиные)
Чья нога у....? Чьи рога у ....? Чьё сердце у...? и т.д.
 

Приведем пример некоторых игровых упражнений по закреплению словообразования прилагательных. Это игры «Чьи хвосты», «Правильно назови листья», «Что

Слайд 25
Игра «Выполни инструкцию».
Войти в комнату, выйти из комнаты, сойти

с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за

угол, перешагнуть через порог.

Игра на образовывание сложных слов «Назови машину одним словом».
Образец: Машина, которая чистит картофель…(картофелечистка), Машина, которая картофель сажает…(картофелесажалка).

Игра «Выполни инструкцию». Войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от

Слайд 26Подготовительная группа
Подготовительная группа
предлагается образовать степень прилагатель­ного
(умный — умнее;

добрый — добрее; тихий — тише);
даются задания с помощью

суффиксов изменить значение слова, придав ему другой смысловой оттенок
(злой — злю­щий;
толстый — толстенный;
полный — полноватый).

Подготовительная группа Подготовительная группа предлагается образовать степень прилагатель­ного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише);

Слайд 27Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы
(одеть — надеть).
При

этом их внимание обращается на слова-антонимы (одеть — раздеть,

надеть — снять).

Ус­ложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов
(бежал — перебежал на другую сторо­ну,
забежал в дом,
убежал из дома;
веселый — веселится;
грустный — грустит).

Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть — надеть). При этом их внимание обращается на  слова-антонимы

Слайд 28В образовании новых существитель­ных внимание детей обращается на то, как

подбирается сло­вообразовательная пара
{чистый пол, чистить, ),
как с помощью

одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо
{школа — школьник, огород — огород­ник)
или на предмет
(чай — чайник, скворец — сквореч­ник).

В образовании новых существитель­ных внимание детей обращается на то, как подбирается сло­вообразовательная пара {чистый пол, чистить, ),

Слайд 29Закрепляется умение образовывать название детены­шей животных в самых разных случаях

(у лисы — лисенок;
у лошади — жеребенок,
а у

жирафа, носорога?)

и название предметов посуды (сахар — сахарница, но соль — солонка).

Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весен­ний — веснушки; снег — снежный — подснежник)
и конст­руировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы (зима) в нашем лесу?», «Дрова надо... (пила)».

Закрепляется умение образовывать название детены­шей животных в самых разных случаях (у лисы — лисенок; у лошади —

Слайд 30Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика