Слайд 1ГИА по обществознанию, 9 класс
Тема 1. Человек и общество
вопросы кодификатора
Слайд 2- Общество как форма жизнедеятельности людей
- Взаимодействие общества и природы
-
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
- Биологическое и социальное в
человеке
- Личность. Особенности подросткового возраста
- Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
- Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
- Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Вопросы кодификатора
Слайд 3Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но
тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в
себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
Слайд 5Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий
традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Слайд 6
Типы обществ
Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных
укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым
индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.
Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.
Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.
Слайд 7
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы – проблемы, которые могут привести к гибели
человеческой цивилизации.
Климатические изменения, вызванные деятельностью человека.
Исчезновение многих видов животных и
растений.
Рост населения Земли.
Быстрый рост потребления природных ресурсов.
Международный терроризм.
Слайд 8Задание А1 (д.в. 2010г). Учёные-обществоведы определяют общество как
весь мир в
многообразии его форм
совокупность природных и социальных сил
обособившуюся от природы часть
мира
естественные условия существования человека
Слайд 9Весь мир, в многообразии его форм и проявлений.
Биосфера, естественные условия
жизни общества, человека.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от
неё общество не может существовать отдельно.
Слайд 10Типы отношений общества и природы
Гармоничные
Конфликтные
получение обществом из природной среды необходимых
вещественных и энергетических ресурсов
загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов
Взаимодействие
общества и природы носит противоречивый характер.
Слайд 11Задание А2 (д.в. 2009г). Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует
создание
природного заповедника
ликвидация горожанами последствий землетрясения
законодательное ограничение охоты на волков
загрязнение реки
промышленными отходами
Слайд 12Задание А3 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о взаимосвязи
общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б.
Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Слайд 15все сферы общества тесно взаимосвязаны
Слайд 16Задание А4 (д.в. 2011г). Производство материальных благ, их обмен и
распределение охватываются сферой общества
социальной
трудовой
экономической
технической
Слайд 17Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А5 (д.в. 2009г). Правительство
ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких
сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
политической и экономической
экономической и социальной
социальной и духовной
духовной и политической
Слайд 18Задание А6 (д.в. 2012г). Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют
сферу общества
экономическую
социальную
политическую
духовную
Слайд 19Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А7 (д.в. 2012г.). Верны
ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В
структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Слайд 20Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых
организмов на Земле.
Биологическое начало:
Анатомия;
Физиология;
протекание различных процессов в организме (питание, дыхание,
сон и т.д.).
Слайд 21Основные отличия человека от животных:
Человек способен производить орудия труда, использовать
их;
Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
Человек способен
к целенаправленной творческой деятельности;
самореализация личности
Слайд 22Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Слайд 23Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду
деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение
определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Слайд 24Задание А8 (д.в. 2011г.). Социальной сущностью человека обусловлена его потребность
в
дыхании
питании
самосохранении
самореализации
Слайд 25Задание В1 (д.в. 2009г). В приведённом списке указаны черты сходства
человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и
запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
потребность в пище и воде
способность к творчеству
способность к чувственному познанию
наличие сознания
1
3
2
4
Слайд 26Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе
жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Индивид
– единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Слайд 27Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных
норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Этапы социализации (справка)
Слайд 28
Этапы социализации
начальный (воспитание ребёнка в детстве, происходит в семье, детском
саду)-АДАПТАЦИЯ
средний (происходит в юности, в процессе обучения в школе)- ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
завершающий
(социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, специалиста и т.д.) - ИНТЕГРАЦИЯ
Слайд 29Особенности подросткового возраста:
Психологические изменения;
Физиологические изменения;
Развитие мышления;
Формирование самосознания;
Формирование мировоззрения;
Полярность мнений и
поведения;
Чувство взрослости.
Слайд 30Задание А9 (д.в. 2010г). Саша хорошо учится в общеобразовательной и
музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестрёнку и брата.
Всё это характеризует Сашу как
гражданина
индивида
личность
сына
Слайд 31Задание А10 (д.в. 2011г). Володя хорошо учится, проявляет ответственность и
самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в
музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как
индивида
личность
ученика
товарища
Слайд 32Задание А11 (д.в. 2012г). Сергей работает врачом. В свободное время
он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных
танцев. Всё это характеризует Сергея как
товарища
индивида
личность
работника
Слайд 33Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность –
особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
Деятельность человека
Активность животного
Слайд 34Отличия деятельности человека от
активности животных
Слайд 35Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Основные компоненты
деятельности (справка)
Слайд 36
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность
(человек, коллектив, общество).
Объект деятельности – это то, на что направлена
деятельность, то, что изменяется в результате деятельности (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы.
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Результат – это конечный продукт деятельности.
Слайд 37Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного
результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является
производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Слайд 38Задание В2 (д.в. 2011г). Сергей – ученик 9 класса. Помимо
учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида
деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.
даёт возможность овладеть новым опытом
построена на замещении реальных объектов условными
имеет определённые мотивы и цели
ведёт к усвоению предметных областей
1
3
2
4
Слайд 39Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого
имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных
контактах.
Признаки малой группы:
Наличие общей цели;
Совместная деятельность;
Личное взаимодействие членов группы;
Длительность существования;
Добровольный характер;
Определённый эмоциональный фон.
Слайд 41Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными
индивидами.
Формальные
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями
ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Слайд 42Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп,
в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение
человек:
- получает знания об окружающем мире;
- происходит передача опыта;
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество;
- усваивает правила и нормы поведения;
- учится оценивать поступки других людей;
формирует личные качества:
принципиальность, отзывчивость,
честность, доброту и др.
Слайд 43Задание А12 (д.в. 2012г). Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное
общение?
глава государства обращается к гражданам в СМИ
врачи слушают доклад министра
здравоохранения
друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились
представители профсоюзов обсуждают организацию митинга
Слайд 44Задание А13 (д.в. 2010г). Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают
понятием
обучение
свобода
творчество
общение
Слайд 45Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений,
взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
Неумение контролировать эмоции;
Негативные чувства (зависть, корысть);
Невоспитанность;
Различные ценностные
ориентации;
Возрастные.
Слайд 46Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Стратегии поведения в условиях конфликта:
Избегание –
стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её;
Приспособление – сглаживание
противоречий в ущерб своих интересам;
Соперничество – открытая борьба за свои интересы;
Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок;
5) Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
Слайд 47Источники
Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
Зарубин В.Г. и
др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;
Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.