Разделы презентаций


Духовная жизнь СССР в 20 –е гг

Содержание

подъем общего культурного уровня народа, научить читать и писать,воспитание лояльных советской власти граждан«Безграмотный человек стоит вне политики». В. И. Ленин основные задачи борьбы с неграмотностью в 20 –е гг1920-е гг. основным

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Духовная жизнь СССР в 20 –е гг.

Духовная жизнь СССР в 20 –е гг.

Слайд 2подъем общего культурного уровня народа, научить читать и писать,
воспитание лояльных

советской власти граждан
«Безграмотный человек стоит вне политики». В. И. Ленин

основные задачи борьбы с неграмотностью в 20 –е гг

1920-е гг. основным направлением политики в области культуры стала борьба с неграмотностью населения.
Накануне Октябрьской революции 1917 г. 3/4 взрослого населения России не умело читать и писать.

Борьба с неграмотностью

подъем общего культурного уровня народа, научить читать и писать,воспитание лояльных советской власти граждан«Безграмотный человек стоит вне политики».

Слайд 3Конституции РСФСР 1918 г. закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и

беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование»
С конца 1918 г.

началась с ликвидация гимназий, реальных училищ, церковноприходских и земских школ.
Создавалась единая бесплатная трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года)

Единая трудовая школа 1-2 ступени в поселке Елатьма, Рязанской области, 1918 г.
Обратите внимание на оформление класса.

Конституции РСФСР 1918 г. закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» С

Слайд 4
В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности

среди населения России».
Закон обязывал всех граждан в возрасте от

8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности
В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан

Слайд 5Повсеместно создавались пункты ликбеза (ликвидация безграмотности), кружки, избы-читальни для обучения

чтению и письму.
На фото курсы ликбеза, 20 –е гг.

Повсеместно создавались пункты ликбеза (ликвидация безграмотности), кружки, избы-читальни для обучения чтению и письму. На фото курсы ликбеза,

Слайд 6К концу 1920-х гг. около 40 % населения умело читать

и писать, к концу 1930-х гг. этот показатель равнялся 80

%
К концу 1920-х гг. около 40 % населения умело читать и писать, к концу 1930-х гг. этот

Слайд 7Изменения коснулись высшей школы.
В 1920-е гг. новые правила приема

в вузы (зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов

о среднем образовании) отдавали преимущество при поступлении рабоче-крестьянской молодежи.
Для подготовки поступающих к поступлению в вузы с 1919 г. при университетах создавались рабочие факультеты (рабфаки).
Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодёжь из среды рабочих и крестьян.
Это было началом формирования советской интеллигенции

Борис Владимирович Иогансон.
Рабфак идет, 1928 г.

Изменения коснулись высшей школы. В 1920-е гг. новые правила приема в вузы (зачисление студентов проводилось без экзаменов

Слайд 8И.А. Бунин
Д.С. Мережковский
И.И. Сикорский
Ф. И. Шаляпин
Власть и интеллигенция
Мастера художественной

культуры Серебряного века встретили Октябрьскую революцию настороженно. Некоторые из них

скоро поняли, что в новых условиях русские культурные традиции будут либо уничтожены, либо поставлены под неусыпный контроль пришедших к власти. Не приняли нового режима и покинули Россию писатели И. А. Бунин и Д. С. Мережковский, авиаконструктор И. И. Сикорский и оперный певец Ф. Шаляпин и другие
И.А. БунинД.С. МережковскийИ.И. Сикорский Ф. И. ШаляпинВласть и интеллигенцияМастера художественной культуры Серебряного века встретили Октябрьскую революцию настороженно.

Слайд 9Однако многие русские интеллигенты просто не мыслили своей жизни вне

родины.
Именно они, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему

режиму, продолжили великие традиции русского инакомыслия: А. Блок, А. Ахматова, М. Волошин, Е. Замятин, К. Чуковский, В. Короленко. М. Пришвин, М. Булгаков

Е. Замятин

М. Булгаков

Однако многие русские интеллигенты просто не мыслили своей жизни вне родины. Именно они, уйдя в глубокую духовную

Слайд 10Критическую позицию к власти и преобразованиям большевиков, «культивирующих классовую ненависть,

террор, насилие»
занимал и М. Горький.
Он обвиняет Ленина и

«приспешников его» в том, что они «довершают разрушение России», в «уничтожении свободы печати», «авантюризме».
В 1921 году М. Горький уехал из Советской России в Италию
Критическую позицию к власти и преобразованиям большевиков, «культивирующих классовую ненависть, террор, насилие» занимал и М. Горький. Он

Слайд 11Часть интеллигенции искренне поддержала новую власть, встала на путь сотрудничества

с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев, поэты В. В. Маяковский,

В. Я. Брюсов)

В. В. Маяковский:
«Моя революция»!

Часть интеллигенции искренне поддержала новую власть, встала на путь сотрудничества с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев, поэты

Слайд 12Советская власть на первых порах была заинтересована в сотрудничестве со

старой интеллигенцией.
Специалистам, работавшим на советское государство, обеспечивались более сносные

по сравнению с основной массой населения условия жизни и работы

Филипп Филиппович Преображенский, герой повести М.А.Булгакова
«Собачье сердце», учёный-медик, в 1924 году живёт и работает в Москве в семикомнатной квартире.
Профессор звонит своему высокопоставленному пациенту с требованием оградить его от «уплотнения». (Кадр из фильма «Собачье сердце»)

Советская власть на первых порах была заинтересована в сотрудничестве со старой интеллигенцией. Специалистам, работавшим на советское государство,

Слайд 13Партийный контроль над духовной жизнью.
Поначалу культура развивалась в условиях относительной

духовной свободы.
К середине 1920-х гг. сложилась советская система партийно-государственного руководства

культурой. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР контролировал просвещение, науку, литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, книгоиздание, творческие объединения с целью воспитания советских граждан в духе преданности марксизму – ленинизму и советской власти

На плакате изображен Анатолий Васильевич Луначарский - первый нарком просвещения РСФСР

Партийный контроль над духовной жизнью.Поначалу культура развивалась в условиях относительной духовной свободы.К середине 1920-х гг. сложилась советская

Слайд 14Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах
ЦК

партии.
В 1922 г. учрежден Главлит – цензурный комитет, осуществляющий контроль

за всей печатной продукцией, дабы не допустить неугодные властям публикации
Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии.В 1922 г. учрежден Главлит – цензурный

Слайд 15В 1921 г. состоялся процесс над некоей «Петроградской боевой организацией»,

якобы ставившей целью свержение Советской власти.
Ее активными участниками объявлены

известные российские ученые и деятели культуры.
Некоторые из них были расстреляны, в том числе и поэт
Николай Степанович Гумилев
(1886-1921)

Прокуратура РФ, в 1991-1992 гг. пришла к следующему выводу: «достоверно установлено, что «Петроградской боевой организации» как таковой не существовало, она была создана искусственно следственными органами…»

В 1921 г. состоялся процесс над некоей «Петроградской боевой организацией», якобы ставившей целью свержение Советской власти. Ее

Слайд 16В сентябре и ноябре 1922 г. происходит высылка властями РСФСР

примерно 225 неугодных ей интеллектуалов за границу.
В числе высылаемых

– преподаватели вузов, философы, публицисты, экономисты, литераторы, врачи, агрономы, инженеры и т.п.
Большая часть (около 160 человек) была отправлена из Петрограда на двух немецких пароходах, поэтому сама
акция получила название «философский пароход»

Л.Д. Троцкий: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно»

В сентябре и ноябре 1922 г. происходит высылка властями РСФСР примерно 225 неугодных ей интеллектуалов за границу.

Слайд 17Религиозное мировоззрение, являющееся основным элементом духовной культуры, не вписывалось в

новую коммунистическую идеологию. Большевики стремились заменить его коммунистическими идеями.
С

середины 1920-х гг. была развернута антирелигиозная пропаганда
Религиозное мировоззрение, являющееся основным элементом духовной культуры, не вписывалось в новую коммунистическую идеологию. Большевики стремились заменить его

Слайд 18Острое противостояние советской власти с церковью сопровождалось травлей церковной интеллигенции,

преследованиями патриарха Тихона и других деятелей РПЦ, разрушением храма Христа

Спасителя в 1931 г., усилением антирелигиозной пропаганды
Острое противостояние советской власти с церковью сопровождалось травлей церковной интеллигенции, преследованиями патриарха Тихона и других деятелей РПЦ,

Слайд 19 Произошел отказ от традиций выбора имени для новорождённого по

святцам при совершении обряда крещения.
Родители давали своим детям новые, революционные

имена:
Красарм (Красная Армия), Ревсомол (Революционный Союз Молодёжи), Даздраперма (Да здравствует Первое мая).
От фамилий классиков марксизма образовывались следующие имена: Энгельсина, Эльмар (Энгельс-Ленин-Маркс), Сталина

Актриса Цыплакова Елена Октябревна в фильме «Д'Артаньян и три мушкетера».
Ее отца назвали Октябрем в честь Октябрьской революции

Произошел отказ от традиций выбора имени для новорождённого по святцам при совершении обряда крещения.Родители давали своим

Слайд 20 «Сменовеховство»
После Октябрьской революции Россию покинуло по данным международных организаций

1,16 млн. человек - политических противников большевиков.
Большинство из вынужденных покинуть

Родину к советской власти
были настроены враждебно

Пароход с эмигрантами из России в порту Мельбурна. 1924 г.

«Сменовеховство»После Октябрьской революции Россию покинуло по данным международных организаций 1,16 млн. человек - политических противников большевиков.Большинство

Слайд 21Однако у некоторых эмигрантов -представителей российской интеллигенции в связи с

введением нэпа в Советской России возникли мысли о возможности примирения

с большевиками ради воссоздания и сохранения мощи российского государства.
В 1921 г. в Праге видные представители либерального направления общественной мысли русской эмиграции (Н. Устрялов, С. Чахотин и др.) опубликовали сборник «Смена вех»

На страницах своих изданий сменовеховцы призывали русскую интеллигенцию к совместной работе с Советской властью «во имя русского национального дела»

Однако у некоторых эмигрантов -представителей российской интеллигенции в связи с введением нэпа в Советской России возникли мысли

Слайд 22 Идеи «сменовеховства» способствовали возвращению эмигрантов на Родину.
Среди первых

в 1923 г. вернулся писатель, граф Алексей Николаевич Толстой.


В з0 - е гг. вернулись М. И. Цветаева, М. Горький, А. И. Куприн и другие выдающиеся деятели культуры, не захотевшие оставаться «людьми без Родины»

Первым же вышедшим после возвращения произведением А.Н. Толстого стал фантастический роман «Аэлита». Центральным его персонажем является красноармеец Гусев, который устраивает революцию на Марсе, прилетев туда вместе с инженером Лосевым

«Советский граф» А.Н. Толстой

Идеи «сменовеховства» способствовали возвращению эмигрантов на Родину. Среди первых в 1923 г. вернулся  писатель, граф

Слайд 23Начало «нового искусства»
В СССР набирали силу новые явления в области

художественной культуры.
С 1917 г. особое место в ней занимал

Пролеткульт − объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий)

Из документа (Владимир Кириллов, «Мы»):
«Мы во власти мятежного страшного хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»,
Во имя нашего завтра − сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!»

Начало «нового искусства»В СССР набирали силу новые явления в области художественной культуры. С 1917 г. особое место

Слайд 24Протеткульт ставил задачу создать новую «чистую пролетарскую культуру», которая может

быть создана только представителями рабочего класса. Классическое культурное наследие ими

отрицалось. Культурные достижения прошлого необходимо выбросить «на свалку истории»

Книга Алексея Гастева, одного из идеологов Пролеткульта «Восстание культуры»

Протеткульт ставил задачу создать новую «чистую пролетарскую культуру», которая может быть создана только представителями рабочего класса. Классическое

Слайд 25В 1925 г. создан РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Главными

идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов, А. А. Фадеев.
РАПП

требовала оценивать в литературных произведениях не их литературные достоинства, а социальное происхождение авторов (приветствовалось рабоче –крестьянское происхождение).
Рапповцы травили в печати беспартийных деятелей культуры, ассоциация знаменита нападками на М. А. Булгакова, М.Горького, и даже на В. В. Маяковского, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя

Д. А. Фурманов

В 1925 г. создан РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Главными идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов,

Слайд 26В живописи активно разрабатывалась историко-революционная тематика.
АХР (Ассоциация художников революционной

России) (1922 г.) устраивала тематические выставки «Жизнь и быт рабочих»,

«Жизнь и быт Красной Армии».
Одним из мастеров ассоциации являлся
Исаак Бродский

И. И. Бродский. В. И. Ленин в Смольном.
Холст, масло. 190 × 287 см.
Государственная Третьяковская галерея

В живописи активно разрабатывалась историко-революционная тематика. АХР (Ассоциация художников революционной России) (1922 г.) устраивала тематические выставки «Жизнь

Слайд 27Активное развитие получил политический плакат.
В развитие плаката особое место

занимают «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства),
в которых выдающуюся

роль сыграл
В. В. Маяковский.
Острые сатирические плакаты с краткими поэтическими текстами освещали злободневные события
Активное развитие получил политический плакат. В развитие плаката особое место занимают «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства),

Слайд 28Ведущим направлением советской архитектуры стал конструктивизм.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм

и монолитностью внешнего облика. В 1920–1930-е-гг. было завершено строительство каменного

здания Мавзолея (арх. А. Щусев и др.), Московского планетария (арх. М. Барщ, М. Синявский), Дома Совета министров СССР (арх. А. Лангман), гостиницы «Москва» (арх. Л. Савельев, О. Стапран и А. Щусев) и др.

Мавзолей Ленина

Ведущим направлением советской архитектуры стал конструктивизм. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1920–1930-е-гг. было

Слайд 29«Из всех искусств для нас важнейшим является кино. Необходимо производство

фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность.
Ленты контрреволюционные

и безнравственные не должны иметь места».
В. И. Ленин
(Воспоминания
А. В. Луначарского  о беседе с Лениным в феврале 1922 года)

А. В. Луначарский
и В.И. Ленин  

Первые шаги советского кинематографа связаны с отражением темы революции

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино. Необходимо производство фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую

Слайд 30Немой исторический художественный фильм «Броненосец «Потёмкин», который снял
С. М.

Эйзенштейн на киностудии «Мосфильм» в 1925 году к 20-летию первой русской

революции, неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики

Огромная роль в становлении и развитии советского киноискусства
принадлежит выдающемуся советскому режиссеру Сергею Михайловичу Эйзенштейну

Немой исторический художественный фильм «Броненосец «Потёмкин», который снял С. М. Эйзенштейн на киностудии «Мосфильм» в 1925 году

Слайд 31Итоги преобразований советской власти в области культуры в 1920–1930-е гг.

неоднозначны.
Несомненно, были достигнуты успехи в ликвидации неграмотности, создании новых

ценностей в области духовной и материальной культуры, ощущался подъем активности творческой интеллигенции

Вместе с тем, культура оказалась частью государственной политики, попала под контроль коммунистической партии

Итоги преобразований советской власти в области культуры в 1920–1930-е гг. неоднозначны. Несомненно, были достигнуты успехи в ликвидации

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика