Слайд 2Понятие «модель обучения»
Модель обучения отражает специфику организации деятельности преподавания и
учения в зависимости от специфики построения (структурирования) содержания учебного материала
и применяемых ведущих методов и средств обучения.
Виды моделей обучения: объяснительно – иллюстративное (сообщающее), проблемное, программированное, блочное, модульное, дистанционное.
Модели обучения различаются между собой:
- по характеру обучающей и обучающейся деятельности;
- по характеру взаимодействия педагога и ученика;
- по построению содержания обучения;
- по методам и средствам обучения.
Слайд 3Объяснительно – иллюстративное (сообщающее) обучение
Основная характеристика сообщающего обучения: педагог излагает
знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.
Достоинства
сообщающего обучения:
- подача и усвоение знаний в определённой системе;
- экономичный режим;
- большой охват обучающихся.
Недостатки сообщающего обучения:
- деятельность учеников сводится лишь к запоминанию и воспроизведению информации;
- слабо развиваются такие умственные способности как умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты…
Слайд 4Проблемное обучение
Основная характеристика проблемного обучения: педагог организует относительно самостоятельную поисковую
деятельность обучающихся, в ходе которой ученики осваивают знания, умения, в
том числе исследовательские, формируются их творческие способности.
Структура проблемного обучения:
- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;
- опытная проверка принятых гипотез и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений (гуманитарные науки);
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их.
Слайд 5Основные понятия проблемного обучения
Проблема – это теоретический или практический вопрос,
требующий анализа.
Проблемная ситуация – это психологическое состояние затруднения, невозможности объяснить
факт или решить познавательную задачу с опорой на имеющиеся знания.
Виды проблемных ситуаций: задание, проблемный вопрос, демонстрация опыта, материалов, текстов из различных источников…
Гипотеза – это предположение о возможном объяснении противоречия, заключённого в проблеме, о связи фактов или явлений, причин наблюдаемого явления…
Слайд 6Проблемное обучение
Разновидности проблемного обучения:
- деловые и имитационные игры;
- моделирование процессов;
-
метод анализа конкретных ситуаций;
- мозговая атака;
- эвристическая беседа…
Достоинства проблемного обучения:
-
ученики включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность.
Сложности в реализации данной модели:
- высокие требования к квалификации педагога;
- существенные затраты времени;
- получение невысоких результатов в случае, если дети не подготовлены по своему развитию и уровню знаний.
Слайд 7Программированное обучение
Программированное обучение – относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение
знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств
(компьютеры, информационно – коммуникационные технологии…).
Обучающая программа - последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или умений.
Микроэтап или шаг программы состоит из следующих компонентов:
- предъявление логически завершённой дозы учебной информации;
- задания – операции по работе с информацией, по её усвоению;
- контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
Слайд 8Виды обучающих программ
Линейная программа (Б.Скиннер) – программа, состоящая из
таких малых доз материала, которые обеспечивают безошибочное последовательное продвижение ученика.
Принципы
обучения:
- принцип деления материала на возможно малые части (дозы, шаги), чтобы их усвоение было лёгким и при этом обязательным;
- принцип немедленной оценки ответа;
- принцип индивидуализации темпа обучения.
Разветвлённая программа (Н.А. Краудер) – программа, которая ведёт учеников разными путями в зависимости от их ответов и ошибок.
Принципы обучения:
- дозы учебного материала – большие;
- форма контроля – выборочный ответ ученика;
- ветвление шагов учения.
Смешанное программирование – сложные программные продукты, включающие разные дозы и виды информации, проблемное обучение и алгоритмы, различные способы ввода ответов обучающихся, индивидуальную и групповую работу.
Слайд 9Алгоритмизированное обучение
Алгоритм – это однозначно понимаемое предписание к выполнению строго
последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи или
класса задач.
Цель обучения: строгое управление действиями учеников для получения более высоких результатов.
Уровни усвоения:
- усвоение конкретного материала;
- решение класса задач;
- предписание действий учащихся в процессе усвоения материала.
Слайд 10Блочное и модульное обучение
Блочное обучение (Ч. Куписевич) – организация учебного
материала, которая обеспечивает баланс между чёткими предписаниями программы и свободой
действий ученика.
Блоки обучающей программы:
- информационный 1;
- текстово – информационный (проверка);
- коррекционно – информационный (дополнительное обучение);
- проблемный: решение задач;
- текстово – проблемный (проверка);
- информационный 2...
Модульное обучение – организация процесса обучения, при которой учащийся работает с учебной программой, включающей следующие модули: целевой, информационный, операционный, т.е. методическое руководство, блок проверки знаний.