Разделы презентаций


Бытие и познание

Содержание

СодержаниеБытиеБытие и сущееПонятие субстанцииМатерия и сознаниеПространство и время ПознаниеМнение, знание, вераВиды и уровни познанияПределы познанияИстина

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Бытие и познание
Горбатов В.В.

Бытие и познаниеГорбатов В.В.

Слайд 2Содержание
Бытие
Бытие и сущее
Понятие субстанции
Материя и сознание
Пространство и время
Познание
Мнение, знание,

вера
Виды и уровни познания
Пределы познания
Истина

СодержаниеБытиеБытие и сущееПонятие субстанцииМатерия и сознаниеПространство и время ПознаниеМнение, знание, вераВиды и уровни познанияПределы познанияИстина

Слайд 3Бытие

Бытие

Слайд 4Проблема бытия в философии
Философия – это наука о сущем как

таковом (Пифагор)
Что представляет собой сущее в самом общем виде?
Что значит

«быть»?
Почему есть что-то, а не ничто?
Проблема бытия в философииФилософия – это наука о сущем как таковом (Пифагор)Что представляет собой сущее в самом

Слайд 5Понятие бытия
Бытие – это философская категория для обозначения феномена независимого

от сознания человека реального присутствия, действительного существования объектов, явлений, отношений

и процессов различной природы
Понятие бытияБытие – это философская категория для обозначения феномена независимого от сознания человека реального присутствия, действительного существования

Слайд 6Парменид (540 – 470 до н.э.)
Ученик Ксенофана, и, возможно, Анаксимандра
Впервые

сформулировал проблему бытия
Обосновал тождество бытия и мышления

Парменид (540 – 470 до н.э.)Ученик Ксенофана, и, возможно, АнаксимандраВпервые сформулировал проблему бытияОбосновал тождество бытия и мышления

Слайд 7Бытие и сущее
Бытие
Вечно
Едино
Неподвижно
Умопостигаемо
Сущее
Преходяще
Множественно
Текуче
Чувственно воспринимаемо

Бытие и сущееБытиеВечноЕдиноНеподвижноУмопостигаемоСущееПреходящеМножественноТекучеЧувственно воспринимаемо

Слайд 8Зенон Элейский (490 – 430 до н.э.)
Ученик Парменида
Пытался популяризировать его учение,

рассуждая методом «от противного»
Сформулировал около 40 апорий («затруднений»)

Зенон Элейский (490 – 430 до н.э.)Ученик ПарменидаПытался популяризировать его учение, рассуждая методом «от противного»Сформулировал около 40

Слайд 9«Ахиллес и черепаха»
Невозможно помыслить конец движения

А Ч1 Ч2 Ч3 ...




t1 t2 t3 ...

«Ахиллес и черепаха»Невозможно помыслить конец движения	А 		Ч1	 Ч2  Ч3	... 				 t1	   t2	t3	...

Слайд 10«Дихотомия»

Невозможно помыслить начало движения


А ½ В

«Дихотомия»Невозможно помыслить начало движения		А				½ 				В

Слайд 11«Стрела»
Невозможно помыслить сам процесс движения

?
? ?
const

«Стрела»Невозможно помыслить сам процесс движения					? ?							?				const

Слайд 12Движения нет?!

Движения нет?!

Слайд 13Становление
Становление – движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг

к тому, чтобы быть
Гераклит: «все течет, все изменяется, и

нельзя войти в одну воду дважды»
Кратил: в нее нельзя войти даже один раз …
СтановлениеСтановление – движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть Гераклит: «все течет,

Слайд 14Понятие субстанции
Субстанция – объективная реаль-ность в аспекте внутреннего един-ства всех

форм ее саморазвития
Вещество?
Энергия?
Материя?
Мысль?
Слово?
Бог?

Понятие субстанцииСубстанция – объективная реаль-ность в аспекте внутреннего един-ства всех форм ее саморазвитияВещество?Энергия?Материя?Мысль?Слово?Бог?

Слайд 15Понятие субстанции
Субстанция – это нечто, самодостаточное в своем бытии (т.е.

имеющее свою причину в себе самом)
Атрибут – существенное, неотъемлемое свойство

субстанции
Акциденция – случайное, несущественное свойство субстанции
Модус – единичное проявление субстанции, обусловленное определенным набором его атрибутов и акциденций
Понятие субстанцииСубстанция – это нечто, самодостаточное в своем бытии (т.е. имеющее свою причину в себе самом)Атрибут –

Слайд 16Количественный и качественный аспекты субстанции
Декарт признавал две субстанции: «мыслящую» (сознание)

и «протяженную» (материя)

Количественный и качественный аспекты субстанцииДекарт признавал две субстанции: «мыслящую» (сознание) и «протяженную» (материя)

Слайд 17Количественный и качественный аспекты субстанции
Спиноза утверждал, что субстанция только одна

(«природа»), а сознание и протяженность – лишь ее атрибуты

Количественный и качественный аспекты субстанцииСпиноза утверждал, что субстанция только одна («природа»), а сознание и протяженность – лишь

Слайд 18Количественный и качественный аспекты субстанции
Лейбниц считал, что субстанций бесконечное множество

(«монады»)

Количественный и качественный аспекты субстанцииЛейбниц считал, что субстанций бесконечное множество («монады»)

Слайд 19Материя и (или) дух?
Уровни организации материи:
Неорганический
Органический
Надорганический (социальный)
Ступени развития духа:
Субъективный
Объективный
Абсолютный
Что первично

– материя или сознание?
Материализм, идеализм, дуализм, спинозизм

Материя и (или) дух?Уровни организации материи:НеорганическийОрганическийНадорганический (социальный)Ступени развития духа:СубъективныйОбъективныйАбсолютныйЧто первично – материя или сознание?Материализм, идеализм, дуализм, спинозизм

Слайд 20Пространство и время (классические представления)
Пространство – мера протяженности
Бесконечно
Трехмерно
Однородно
Изотропно
Время – мера

длительности
Бесконечно
Однолинейно
Однородно
Анизотропно

Пространство и время (классические представления)Пространство – мера протяженностиБесконечноТрехмерноОднородноИзотропноВремя – мера длительностиБесконечноОднолинейноОднородноАнизотропно

Слайд 21Пространство и время
Основные концепции:
Субстанциальная (Р.Декарт, И.Ньютон)
П и В – две

независимые субстанции
Реляционная (Г.В.Лейбниц)
П иВ – отношения между вещами
Перцептуальная (И.Кант)
П и

В – априорные формы чувственного восприятия
Материалистическая (К.Маркс, Ф.Энгельс)
П и В – атрибуты материи
Пространство и времяОсновные концепции:Субстанциальная (Р.Декарт, И.Ньютон)П и В – две независимые субстанцииРеляционная (Г.В.Лейбниц)П иВ – отношения между

Слайд 22Познание

Познание

Слайд 23Понятие знания
Знание – это субъективный образ объективной реальности, то есть

отражение внешнего мира в деятельности человека, в формах его сознания

и воли
Понятие знанияЗнание – это субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в деятельности человека, в

Слайд 24Знание, вера, мнение (И.Кант)
Субъективно Объективно
Знание достаточно достаточно
Вера достаточна недостаточна
Мнение недостаточно недостаточно

Знание, вера, мнение (И.Кант)				Субъективно	ОбъективноЗнание	достаточно		 достаточноВера		достаточна		 недостаточнаМнение	недостаточно	 недостаточно

Слайд 25«А priori» и «a posteriori»
Априорное знание (до всякого опыта)
В нем

выражается активная (конструирующая) функция познания
Всеобщность
Необходимость
Апостериорное знание (из опыта)
В нем выражается

пассивная (отражающая) функция познания
Случайность
Единичность
«А priori» и «a posteriori»Априорное знание (до всякого опыта)В нем выражается активная (конструирующая) функция познанияВсеобщностьНеобходимостьАпостериорное знание (из

Слайд 26Виды (уровни) познания
Эмпирический
ощущения, восприятия, представления
Теоретический
понятия, суждения, теории
Над-теоретический
нормы,

идеалы, ценности (социокультурные детерминанты познания)

Виды (уровни) познанияЭмпирическийощущения, восприятия, представления Теоретический понятия, суждения, теории Над-теоретическийнормы, идеалы, ценности (социокультурные детерминанты познания)

Слайд 27Знание и заблуждение
Ф.Бэкон: учение об «идолах» ума
Идолы рода
Идолы пещеры
Идолы рынка
Идолы

театра

Знание и заблуждениеФ.Бэкон: учение об «идолах» умаИдолы родаИдолы пещерыИдолы рынкаИдолы театра

Слайд 28Как устранить заблуждения?
Неопозитивизм (Б.Рассел, Р.Карнап, М.Шлик): «верификация»
Постпозитивизм (К.Поппер): «фальсификация»
Герменевтика (Г.-Г.Гадамер):

принципиальная неустранимость заблуждений

Как устранить заблуждения?Неопозитивизм (Б.Рассел, Р.Карнап, М.Шлик): «верификация»Постпозитивизм (К.Поппер): «фальсификация»Герменевтика (Г.-Г.Гадамер): принципиальная неустранимость заблуждений

Слайд 29Пределы познания
Гносеологический оптимизм (пределов познания не существует)
Релятивизм (всякое познание относительно)


Скептицизм (во всем можно сомневаться)
Агностицизм (познание в принципе невозможно)

Пределы познанияГносеологический оптимизм (пределов познания не существует)Релятивизм (всякое познание относительно) Скептицизм (во всем можно сомневаться)Агностицизм (познание в

Слайд 30Абсолютная и относительная истина
Гегель: познание есть движение
Каждое достигнутое знание относительно;

процесс познания – абсолютен
«Абсолютная истина» существует как
Исходная предпосылка познания
Неопровержимый элемент

познания
Предел познавательного процесса
Абсолютная и относительная истинаГегель: познание есть движениеКаждое достигнутое знание относительно; процесс познания – абсолютен«Абсолютная истина» существует какИсходная

Слайд 31Истина
Основные концепции истины:
Корреспондентная (соответствие)
Конвенциональная (соглашение)
Когерентная (внутренняя непротиворечивость)
Прагматическая (операциональная пригодность)
Экзистенциальная («несокрытость»

бытия)

ИстинаОсновные концепции истины:Корреспондентная (соответствие)Конвенциональная (соглашение)Когерентная (внутренняя непротиворечивость)Прагматическая (операциональная пригодность)Экзистенциальная («несокрытость» бытия)

Слайд 32«Что есть истина?»

«Что есть истина?»

Слайд 33Ваши вопросы

Ваши вопросы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика