Слайд 1Байкало-амурская магистраль (БАМ)
Подготовила Григорьева С.А.
Слайд 2БАМ
Железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части
железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет.
А один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в эксплуатацию только в 2003 году.
Слайд 3Длина пути БАМ — 4 324 км.
Путь проходит севернее трассы
Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в
Братске, пересекает Лену, проходит через Северобайкальск, огибая озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Слайд 4Пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской области, Бурятии и Якутии,
Хабаровскому краю.
Слайд 5Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том
числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов.
Высшая точка
пути — Муруринский перевал; крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов.
Слайд 6На трассе дороги пробито восемь тоннелей, среди них самый протяжённый
в России — Северо-Муйский тоннель.
Слайд 7Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено
2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через
200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.
Западная часть магистрали (до станции Таксимо) электрифицирована, восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.
Слайд 8Сооружение Байкало-Амурской железной дороги можно назвать "стройкой века" без всякой
натяжки
во-первых, благодаря масштабам этого предприятия;
во-вторых, из-за его протяженности во
времени.
Слайд 9Еще в 1888 году была высказана мысль о возможности прокладки
Транссибирской магистрали не по южному, а по северному берегу озера
Байкал. Однако непроходимый ландшафт: горные хребты, болота, сотни километров необжитой тайги и тундры, а также сейсмичность и ужасные климатические условия заставили отказаться от этой идеи.
Слайд 10Однако в 1914 году эту новую трассу даже прочертили на
карте, но осуществлению этого грандиозного плана помешала первая мировая война.
Слайд 11План вновь начал обретать реальные формы в начале 30-х годов,
когда по давно намеченному маршруту отправилась изыскательская партия, в составе
которой было всего 25 человек с самым примитивным оборудованием: мерная лента, рейки, вешки...
Слайд 12Согласно плану Сталина работы должны были завершиться к 1936 году.
Слайд 13Таким образом, всего за три с половиной года подконвойные строители,
вооруженные одними тачками, кирками и лопатами должны были провести путь
длинной в 3500 км.
Слайд 14Невероятная спешка при строительстве объясняется самой сущностью замысла:
БАМ должен
был открыть путь к освоению несметных богатств Сибири;
способствовать обживанию
этих безлюдных земель;
он должен был стать новой важнейшей торговой артерией;
но главное его назначение было стратегическим.
Слайд 15Южный Транссиб проходит слишком близко к границе с Китаем и,
в случае успешного наступления, вероятный противник легко мог полностью отрезать
сообщение с Приморьем.
Слайд 164 ноября 1937 года железный путь дошел до эвенкского поселка
Тынденский - нынешней столицы БАМа, однако новая дорога существовала недолго:
начало Великой Отечественной войны положило конец "старому БАМу".
Слайд 17В 1942 году уложенные с таким трудом и жертвами рельсы
были демонтированы и отправлены на Запад, где использовались при сооружении
противотанковых заграждений и временной железной дороги, по которой доставлялись грузы в осажденный Сталинград.
Слайд 18В 1970-х БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой, сюда отправляли
массы молодых людей на стажировку. В народе по этому поводу
ходили шутки, вроде шуточной расшифровки акронима БАМ — «Брежнев Абманывает Молодёжь» или «Бездельников Атпугивает Магистраль»
Слайд 19Постройка основной магистрали завершилась 1 октября 1984 года торжественной закладкой
золотого звена на станции Куанда, а 29 октября того же
года специальный поезд отправился из Тынды до порта Ванино по всей трассе протяженностью 3300 км.
Однако последний, Северомуйский тоннель был сдан только в 2003 году.
Слайд 20Слова Песни про БАМ.
Байкало-Амурская магистраль!
Солнце в небе светит мудро,
Молодеет древний
край.
От Байкала до Амура
Мы проложим магистраль.
Встретим зябкие рассветы,
Встретим долгую пургу.
В
биографию планеты
Впишем мы свою строку.
Припев (2 раза) :
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
И большая тайга покоряется нам.
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.
Будет нам порою трудно,
Но земле любимой в дар
Лягут рельсы, будто струны
Наших песенных гитар.
Солнце в небе светит мудро,
Молодеет древний край.
От Байкала до Амура
Мы проложим магистраль.
Припев (2 раза) .
Байкало-Амурская магистраль!