Слайд 1973 группа
2020 г.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
(часть 2)
Е.А. Филимонова
Слайд 2Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями (В.М. Акименко, Ростов-на-Дону, 2012)
1.
Рекомендации к логопедическому обследованию детей.
2. Логопедическое обследование детей с РН.
Обследование:
-
звукопроизношения
- общей и мелкой моторики
- артикуляционной моторики
- мимической мускулатуры
- ФВ
-дыхательной и голосовой функции
- просодических компонентов речи
- слоговой структуры слова
- понимания речи
- лексики
- грамматического строя
- связной речи
3. Обоснование логопедического заключения
Слайд 3Логопедическое обследование при комплексном изучении детей с ОВЗ
Речевые нарушения (РН)
являются общей закономерностью аномального развития и встречаются у большинства детей
с ОВЗ
РН затрагивают различные компоненты речи и нуждаются в раннем выявлении и преодолении
психолого-педагогическую характеристику детей с недостатками речи представили Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, О.Е. Грибова и др.
наиболее сложные РН охватывают фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи (ОНР), с различными механизмом и структурой нарушения
Р. Е.Левина выделяет три уровня ОНР- системного нарушения всех сторон речи при сохранном физ. слухе
- на I уровне наблюдается: полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте 5 — 6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована; словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, часто непонятных окружающим и жестов; дети относятся к «безречевым»;
- на II уровне появляются общеупотребительные слова (искаженные); намечается различение некоторых грамматических форм; произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы;
- III уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; дети вступают в контакты с окружающими, только в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено;
- Т. Б. Филичева выделяет IV уровень ОНР с легкими лексико-грамматическими нарушениями, затрудняющими овладение письменной речью в начале шк. обучения
Уровень развития речи – это важный диагностический критерий общего уровня развития ребенка
Т.о., изучение речи проводится в рамках логопедического обследования и включает в себя изучение устной и письменной речи.
Слайд 4
Изучение устной речи
основной методологич принцип анализа РН– это принцип системного
анализа (Р.Е. Левина).
первичная несформированность одного из языковых компонентов, участвующих
в становлении речи, влечет за собой появление у ребенка вторичных, третичных и т.д. изменений в речевой системе
Т. о., логопедическое обследование включает в себя изучение основных базовых компонентов речевой системы:
— связной самостоятельной речи;
— словарного запаса (лексики);
— грамматического строя речи;
— звукопроизносительной стороны речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, ФВ)
= Цели логопедического изучения: выявить объем речевых навыков у ребенка; сопоставить его с возрастными нормами и уровнем психич развития; определить соотношение нарушения и компенсаторного фона, речевой активности и др. видов психич деят-ти.
Ориентировочный этап логопедического обследования начинается с изучения специальной документации и беседы с родителями с целью получения дополнительных анамнестических данных о ходе речевого развития ребенка.
= отмечаются следующие основные моменты речевого развития:
время начала гуления, лепета, первых слов, фразовой речи;
не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как восстанавливалась речь);
характер речевого окружения (особенности речи близких, двуязычие, требования к речи ребенка со стороны взрослых и т. д.);
отношение ребенка к своему речевому дефекту;
оказывалась ли логопедическая помощь и каковы ее результаты.
Слайд 5Обследование слуха
Так как нарушения речи иногда обусловлены снижением слуха, необходимо
обследовать слух ребенка;
рекомендуется пользоваться звучащими или озвученными игрушками (барабан, бубен,
кошка, птичка), специально подобранными картинками;
следует проверить, как слышит ребенок шепотную и разговорную речь (ребенка ставят спиной к логопеду на S= 6-8 м; логопед делает полный выдох и шепотом обычной громкости называет слова, которые ребенок должен повторить (например: школа, чайник, машина, чемодан и т.д.); в случае затруднения восприятия логопед повторяет те же слова на S=4 м (затем 3 м.); в заключении указать, на каком S ребенок воспринимает шепот
при N слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на S= 6-7 м.; при проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи; восприятие шепота на S не более 3 м указывает на необходимость спец консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха;
при обследовании слуха у детей, совсем не владеющих речью или только начинающих говорить, рекомендуется использовать картинки с простыми и знакомыми детям предметами; ребенка просят не повторять слова, сказанные логопедом, а показать соответствующую картинку; сначала логопед предлагает показать, где кукла, мячик, кошка, находясь рядом с ребенком, затем — постепенно удаляясь от него;
при выявлении снижения слуха обследуемый направляется на аудиометрическое исследование к специалисту.
Слайд 6Обследование импрессивной речи
Обследование речи предполагает изучение собственной (экспрессивной) активной речи
ребенка и понимания им речи окружающих (импрессивной).
процедуру обследования трудно
разделить по указанным видам речи.
целесообразно чередовать приемы, направленные на выявление особенностей как одной, так и другой речи.
Основными видами заданий при обследовании импрессивной речи являются:
1) называние предметов, их частей, качеств, действий с ними на предъявленных логопедом картинках (обследование понимания слов);
2) выполнение предъявленных на слух инструкций различной сложности (обследование понимания предложений);
3) выбор предмета или картинки в соответствии с названной логопедом грамматической формой (обследование понимания грамматических форм);
4) пересказ текста, ответы на вопросы к нему, работа с деформированным текстом и т.п. (обследование понимания текста).
Характеристика уровня сформированности импрессивной речи отражается в логопедическом заключении и включает следующие параметры:
понимание обращенной речи сформировано в полном объеме;
понимание обращенной речи на бытовом уровне;
понимание обращенной речи ограниченно (в пределах ситуации);
обращенную речь не понимает.
Слайд 7Обследование экспрессивной речи
Обследование активной (экспрессивной) речи:
начинается с беседы с
ребенком (цель -выявить общий кругозор ребенка, владение связным высказыванием).
анализ ответов
ребенка в ходе беседы +формулирование предварительной гипотезы + определение дальнейших этапов обследования.
при отсутствии у ребенка элементарной фразовой речи, изучение грамматического строя речи и фонематических процессов, невозможно
если ребенок демонстрирует владение самостоятельным связным высказыванием, следует определить степень сформированности развернутой самостоятельной речи и установить соответствие ее возрастным нормам; обследование речи проводится по традиционной схеме и предполагает изучение всех компонентов речевой системы.
Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания:
— беседа;
— составление рассказа по сюжетной картинке;
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— пересказ;
— составление рассказа-описания;
— составление рассказа по представлению.
Слайд 8Оценка состояния связной речи (критерии)
К 3-4 годам дети начинают употреблять
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
после 4 лет могут пересказывать простую знакомую
сказку, охотно рассказывают стихотворения;
к 4 годам дети овладевают простым распространенным предложением;
к 5 годам дети могут пересказывать короткие тексты, прослушав их два раза;
после 5 лет подробно и последовательно рассказывают об увиденном и услышанном, могут объяснить причину и следствие;
после 6 лет дети могут составить собственный рассказ, развернутый и логичный по содержанию.
При речевом недоразвитии отмечаются особенности связной речи:
* бедность и однообразие синтаксических конструкций; в самостоятельной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями;
* неумение распространять предложение однородными членами;
* в речи просто перечисляются предметы или действия;
* есть нарушения логики рассказа: рассказывая о несущественном, опускается главное.
Слайд 9Логопедическое обследование словарного запаса
Задачи изучения словарного запаса: 1) выявить соответствие
или несоответствие словаря возрастной норме; 2) охарактеризовать активный словарь (наличие
существительных, глаголов, прилагательных, др. частей речи); 3) выяснить точность употребления лексических значений слов.
Обследование предметного словаря:
существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко);
существительные со сходными лексическими значениями (платье-сарафан);
обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);
названия времен года;
названия животных и их детенышей;
названия профессий.
Обследование глагольного словаря:
глаголы, обозначающие действия с предметами;
глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления.
глаголы предъявляются не только в форме инфинитива (бегать, мыть, рисовать), но и в различных временных формах с различными приставками (бежал-прибежал), в различных залогах (моем-моется).
Обследование словаря признаков:
прилагательные, обозначающие: величину предметов (высокий, низкий, узкий); цвет (основной и его оттенки); форму (круглый, овальный, квадратный); качества (молочный, пушистый, гладкий); сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний).
Обследование наречий (употребление наречий типа: быстро, медленно, громко, высоко)
Обследование словаря антонимов.
Простой прием обследования словарного запаса -это называние предметов, качеств по специально подобранным по тематическому (игрушки, мебель, транспорт) либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) по картинкам.
Слайд 10Типичные преобладающие ошибки при ОНР
При речевом недоразвитии отмечаются преобладающие лексические
ошибки:
замена наименования части предмета названием самого предмета в целом (воротник,
рукав — рубашка; носик, донышко — чайник);
замена названия предмета названием действия (шнурки — завязывать чтобы);
замена слов другими, близкими по ситуации и внешним признакам (панама, шляпа, берет - шапка; кресло, табурет - стул; подшивает - шьет);
замена видовых понятий родовыми (ромашка, колокольчик, роза — цветок);
замена названий признаков (узкий — неузкий; короткий — маленький; длинный, широкий — большой);
использование обобщающих понятий, в основном бытового характера (игрушки, посуда, одежда, цветы);
неиспользование антонимов, редкое применение синонимов.
Слайд 11Логопедическое обследование грамматического строя речи
При изучении сформированности грамматического строя речи
выявляются:
правильность построения грамматической структуры предложения;
характер использования падежных форм существительных;
правильность употребления
рода существительных, форм един. и множеств.числа;
правильность согласования различных частей речи;
характер употребления предложных конструкций;
степень владения навыками словообразования и словоизменения.
Задания для обследования грамматического строя речи:
1) составить предложение по сюжетной картинке (при этом отмечается преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме); 2) составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьяну, белку»); 3) вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит... лесом»; «Мяч лежит... столом»); 4) преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное («Один стол, а много...?»); 5) образовать формы родительного падежа един. и множ. числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего?» (дерева, деревьев); 6) согласовать имена прилагательные и числительные с существительными.
Выявление навыка словообразования с помощью заданий: 1) образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки и т.п.); 2) образовать прилагательные от существительных (стакан из стекла — стеклянный, стол из дерева — деревянный и т.п.); 3) образовать названия детенышей животных в един. и множ. числе (у белки — бельчонок, бельчата; у лошади — жеребенок, жеребята); 4) образовать глаголы с помощью приставок.
Слайд 12Критерии оценки грамматического строя речи
При оценке состояния сформированности грамматического строя
речи следует учитывать, что
= при N развитии речи дети
к 5 годам правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах един. и множ. числа;
= трудности по редко употребляемым существительным в родительном и именительном падежах мн. числа (стулы, деревы, колесов, карандашов).
= в 3-4 года дети правильно употребляют все простые предлоги («у», «в», «на», «под», «с», «из», «к», «за», «по», «после»), свободно пользуются ими в своих высказываниях;
= в 5 - 6 лет правильно используют в речи сложные предлоги («из-за», «из-под» и т.п.).
= в 4 года формируются первые словообразовательные навыки (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов);
= к 5 годам дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных по аналогии; формируется правильное употребление сочетания прилагательных с существительными и числительными в именительном падеже;
= специфические ошибки «аграмматизмы»; импрессивный аграмматизм проявляется в недостаточном понимании изменения значения слов при изменении приставки, суффикса; экспрессивный аграмматизм характеризуют специфические ошибки грамматического оформления речи:
*нарушение порядка слов в предложении (инверсия);
*неправильное использование падежных форм;
* ошибки в употреблении рода существительных;
* ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными ;
* замена или пропуск предлога; * несформированность навыков словообразования.
Слайд 13Логопедическое обследование звукопроизносительной стороны речи
I. Начинается с обследования слоговой структуры
и звуконаполняемости слов
для ребенка подбираются слова с разным количеством и
типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова; при произнесении данных слов предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок;
для определения степени владения слоговой структурой слова предлагаются такие задания:
— повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, паук, стол, шкаф, пушка, бабушка, карандаш, мотоцикл, телевизор, велосипед, аквариум и т.д.);
— самостоятельное называние картинок, специально подобранных логопедом; звуконаполняемость варьируются (смородина, поросенок, стрекоза, ящерица, учительница, жеребенок, пирамида и др.);
— повторение предложений с трудным по слоговой структуре словом («Библиотекарь выдает книги», «Водопроводчик чинит водопровод»);
Если слоговая структура и звуконаполняемость грубо нарушены следует предложить слоги на переключение:
— из разных гласных и согласных звуков (тамоку);
— из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (маба-та);
— из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (како-ку);
— из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па-папа, папа-папапа, папа-па и т.д.);
—отстучать ритмический рисунок слова: // /// /// //
Слайд 14Логопедическое обследование звукопроизносительной стороны речи (2)
II. Обследование звукопроизношения (включает изучение
произносительной стороны речи, уровня восприятия звуков, способности дифференциации их на
слух).
2.1. Изучение строения и подвижности органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
2.2. Выявление умения ребенка произносить тот или иной звук изолированно // использовать его в самостоятельной речи; отмечать возможные недостатки звукопроизношения (замену, смешение, искажение, отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах и т.д.); использовать набор спец. предметных картинок; ребенку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых исследуемый звук находится в разных позициях — в начале, конце, середине и в стечении согласных;
2.3. Проверяется умение ребенка произносить проверяемые звуки в речевом потоке (предлагается произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно часто повторялся исследуемый звук);
2.4. Обследование ФВ (выяснить, как ребенок воспринимает и различает на слух отдельные звуки, различает слова близкие по звучанию).
2.5. Изучение способности ребенка дифференцировать звуки их на слух.
2.6. Изучение строения и подвижности (в целом, соответствие норме) органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
Слайд 15Звукопроизношение при норме и речевой патологии
В процессе ППД следует учитывать,
что
= в 3 — 4 г. ребенок правильно произносит
гласные и согласные звуки раннего онтогенеза; допускается смягчение звуков речи; звуки [с], [ з], [ ш], [ ж] произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками [ т], [ д], [ ф], [ в]; аффрикаты [ ч], [ щ] на [ ть], [ ц], [ сь]; звуки [ р], [ л] могут пропускаться или заменяться на [ ль];
= в 4 — 5 лет исчезает смягченное произношение звуков, замена свистящих и шипящих звуков на звуки [ т-д]; шипящие могут произноситься недостаточно четко; еще не у всех детей формируется звук [ р];
= в 5 — 6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты; могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированны сонорные звуки;
= в 6 — 7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются всеми звуками родного языка.
Возможные ошибки со стороны слоговой структуры слова и звуконаполняемости при ОНР:
сокращение количества слогов (чаще при стечении согласных в слове): «тол — стол», «вок — волк»; добавление лишних звуков и слогов: «лимонт — лимон», «глазики — глазки»; перестановка звуков и слогов («коловода — сковорода»); замена звуков и слогов («саф — шкаф»); персеверация (застревание) слогов («хокист — хоккеист»); антиципация (предвосхищение) слогов («астобус — автобус»).
Слайд 16ППД детей с заиканием (этиология, анамнез)
Заикание — это форма речевой
патологии, основу которой составляет нарушение вербальной коммуникации.
В ходе всего
обследования отмечаются психологические особенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружающими, оценка собственной речи, болезненное фиксирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, речевое поведение при обследовании и др.
Комплексное обследование заикающегося ребенка состоит из 2-х этапов:
I этап: изучение анамнестических данных, мед и псих-пед документации
- выявленные различных отрицательные факторов натального и постнатального периодов развития ребенка; анализ этиологии и патогенеза заикания
- сведения о наличии заикания у родителей или других близких родственников
- изучение документации и выявление психологич .особенностей и воспитания
— отношение к заикающемуся ребенку взрослых;
— помощь в формировании правильной речи;
— время возникновения заикания, его первые внешние признаки;
— особенности проявления заикания в зависимости от обстановки;
— отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;
— оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было рекомендовано и каковы результаты.
Т.о., для адекватного планирования программы логоработы и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.
Слайд 17
ППД (речевая диагностика) детей с заиканием
II этап — исследование самого
заикающегося ребенка
обследуются собственная речь ребенка с заиканием и внеречевые процессы
исследование
общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной деятельности, особенностей личности заикающегося
различают первичное (в течение 1-го мес. пребывания ребенка в речевом ДОУ, в первые 2 недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитат. воздействия.
диагностическим материалом являются картинки, детские книги, игрушки
Задачами речевого обследования заикающегося выступают:
— место возникновения и форма речевых судорог;
— частота проявлений судорог, сохранные речевые возможности с заиканием
— сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;
— отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологич особенностей;
место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тонические, смешанные) определяются на слух или зрительно; знание частоты судорог позволяет логопеду судить о сохранных участках речи
изучение уровня свободной речи
приёмы изучения речевого поведения и речевых судорог: — составление рассказа или описание содержания картинки; — пересказ прослушанного текста; — сопряженное и отраженное повторение простых и сложных фраз; — рассказ стихотворения или ритмизированной прозы; — проверка уровня громкости речи (обследуемого просят говорить тихо, громко, шепотом);
выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений;
исследование игровой деятельности (выясняется характер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой активности, эмоциональное состояние)
Слайд 18Логопедическое заключение при заикании
ЛЗ (при заикании) содержит информацию:
— форма судорог
(тонические, клонические, смешанные);
— степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);
— темп речи
(замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);
— сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи);
— состояние моторной функции;
— наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия (реакция на эмоционально-значимую ситуацию).
Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, индивидуально-психологические особенности заикающегося ребенка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.
ЛЗ возможность осуществить дифференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также различить разные формы заикания.
Данные комплексного изучения заикающегося ребенка позволяют установить природу заикания.
Слайд 19ППД детей с дизартрией (этиология, проявления)
Дизартрия — нарушение произносительной стороны
речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
ведущим дефектом является нарушение
звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанное с органическим поражением ЦНС и /или периферической нервной системы.
При нарушениях лёгкой степени: отдельные искажения звуков, «смазанная речь»; при тяжелых наблюдаются: искажения, замены, пропуски звуков, страдают темп, выразительность речи, модуляция; произношение невнятное
разработаны приемы ранней диагностики дизартрии;
проявлениями дизартрии является: псевдо-бульбарный синдром (у новорожденных (это слабость крика или его отсутствие (афония), нарушение сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного); крик тихий, плохо модулированный, часто с носовым оттенком, всхлипывания в момент вдоха; плохо берут грудь, вяло сосут, при сосании захлебываются, синеют, иногда молоко вытекает из носа; часто в первые дни жизни не берут грудь, их кормят через зонд; нарушения глотания; дыхание поверхностное, учащенное и аритмичное; асимметрия лица, подтекание молока из одного угла рта, отвисание нижней губы мешает захвату соска или соски;
проявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций; звуки гуления, лепета однообразны и появляются в более поздние сроки; трудно жевать, кусать, проглатывать, не может пить из чашки.
Врожденные безусловные рефлексы, угнетенные в период новорожденности, затрудняют развитие произвольной артикуляционной моторики.
появляются речевые симптомы: стойкие нарушения произношения, недостаточность произвольных артикуляц. дв-й, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные дв-я, нарушения голосообразования и речев.дыхания, задержанное развитие речи.
Слайд 20ППД детей с дизартрией
1) в каждый возрастной период обследование речи
ребенка с дизартрией необходимо начинать с наблюдения за состоянием мимической
мускулатуры / в покое
Отмечают: выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания; устанавливается, есть ли насильственные дв-я (гиперкинезы) мимической мускулатуры; умение держать рот закрытым, закрывать глаза (оба и каждый глаз изолированно), нахмуривать брови, отмечают появление содружественных дв-й (синкинезий);
2) при обследовании двигат. функций отмечается качественная сторона каждого дв-я, его полноценность или неполноценность; фиксируется время включения в дв-е, истощаемость дви-я, изменения его темпа и плавности, объем и др.; стертые формы пареза; слюнотечение (саливация, гиперсаливация); ,
3) изучение компонентов артикуляционной моторики (неправильный прикус, короткая подъязычная связка, куполообразное нёбо и т.п.): = движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед; = движения нижней и верхней челюсти: открывание и закрывание рта; = движения языка: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо, распластывание, высовывание «жалом»; = состояние мягкого нёба: поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука «а», наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных дв-й при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу).
При очень тяжелых случаях бульварного паралича могут отсутствовать произвольные дв-я губ, языка и других органов артикуляции; в этом случае необходимо обнаружить некоторые рефлекторные дв-я (раздвигание губ при улыбке, отдергивание языка при прикосновении шпателем, дв-е мягкого нёба при покашливании, зевании и т.д.)
Парез голосовых связок и мягкого нёба отражается на дыхании и голосообразовании (наблюдается носовой оттенок голоса, поверхностное, неровное дыхание, вдох и выдох короткие)
Слайд 21ППД детей с дизартрией (звукопроизношение, лексика, грамматика, уровень общего речевого
развития)
1) при обследовании звукопроизношения (по общепринятой методике) у детей с
дизартрией: отмечаются особенности артикуляции, четкость дв-й, входящих в артикуляционный уклад звуков, плавность перехода от одного звука к другому в стечении согласных, появление призвуков; отмечается уровень владения слоговой структурой слова; выявляют особенности различения звуков (повторение за логопедом слоговых рядов: та-да-та, ша-са-ша, ра-ла-ра; узнавание и выделение слогов; выявлять особенности различения часто смешиваемых согласных звуков, но и гласных (они обычно плохо дифференцируются в артикуляции); выявить навыки звукового анализа, умение читать отдельные буквы, слова, тексты и осмыслять прочитанное;
2) при обследовании лексико-грамматической стороны речи используют приёмы для детей с ОНР; выявляют: трудности в назывании предметов (есть ли оно в пассивном словаре ребенка);
3) определение нарушений артикуляции, звукопроизношения и уровня общего речевого развития;
Диагноз ставится совместно врачом и логопедом.
В речевой карте ребенка с дизартрией наряду с клиническим диагнозом, отражающим по возможности и форму дизартрии, должно быть и логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений.
ЛЗ - Например:
— псевдобульбарная дизартрия, фонетический дефект;
— псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
— псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие, артикуляторно-акустическая дисграфия (такой вариант может быть у школьника);
— псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи (III уровень).
Знание структуры речевого нарушения при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики позволят обеспечить полноценную коррекцию имеющихся нарушений.
Слайд 22Логопедическое заключение (ЛЗ)
Все полученные данные о речевом развитии ребенка должны
быть учителем-логопедом всесторонне проанализированы с обязательным анализом большого количества примеров
детской речи и динамического наблюдения;
Результаты комплексного обследования речи обобщаются в виде логопедического заключения (ЛЗ), где указываются уровень речевого развития ребенка и форма речевого нарушения:
«ФФН у ребенка с дизартрией»;
«ФФН у ребенка с ринолалией»;
«ОНР (III уровень), у ребенка с дизартрией»;
«ОНР (II уровень), у ребенка с алалией;
«ОНР (II —III уровень) у ребенка с открытой ринолалией» и т. п.
ЛЗ раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии.
ЛЗ необходимо для определения оптимального педагог. маршрута, реализации индивидуального подхода на фронтальных и подгрупповых занятиях, разработке индивидуальных программ логоработы.
Слайд 23Диагностический инструментарий при ППД детей с нарушениями речи
ППД осуществляется с
1,5-2 месяцев
сбор анамнеза (комплексный анамнез)
Для детей 1-го года жизни используются:
шкала развития Гезелла, Денверскую скрининговую методику, шкалу Кэттела (1-3)
карточки развития Домана, Лешли, Бейли
методики: Э.Фрукт, О.В. Баженова, Г.В. Пантюхина, К.Н. Печора, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова
диагностика и развитие мелкой моторики (М. Монтессори)
на ФВ («Узнай по звуку», «Звуки природы», «Ушки на макушке»…
на ФС: «Кто поет?», «Что я сказал?», «Волшебные коробочки», «Эхо», «Хлопни-топни»
на артикуляционный праксис («Улыбка для мамочки», «Поцелуй», «Домик»…
«Доска Сегена» (2-3-4-5 формы)
«Коробка форм», «Вкладыши», …
зрительный гнозис: «Дорисовывание фигур», «Пирамидка», «Матрешки», «Цветовой гнозис», «Повтори узор», «Найди отличия», «Дорисуй мышкам хвосты»,
«Свободный рисунок», «Рисунок человека», «Нарисуй себя», «Узнай фигуры», «Запомни рисунки»,
тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Последовательные картинки», «Эталоны» Л.А. Венгера, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Лабиринт», тест «Способность к обучению в школе Г. Вицлак
Слайд 24Технологии логопедического воздействия
При разработке технологий логопедического воздействия используются:
современные развивающие
методы и приемы коррекции мелкой и артикуляционной моторики, фонематических нарушений,
речевого дыхания, голоса, развития связной речи;
развитие артикуляторной моторики (артикуляционная гимнастика (для губ, щёк, мышц языка, нижней челюсти, глотки, мягкого нёба)
развитие ФС и ФВ, развитие речевого дыхания и голоса
кинезитерапия;
японская методика пальцевого массажа;
гидрогимнастика;
су-джок терапия;
пальцевой массаж на развитие мелкой моторики
игровые упражнения
логопедический массаж, точечный массаж, зондовый массаж
система Леб (тематические и сюжетные карточки)
инсценирование, креативное речевое моделирование, интеллект-карты (на запоминание), приёмы фантазирования
синквейн; методы мозгового штурма, обратной связи, мозговой атаки, ассоциативных связей и др.
Слайд 25Задание по теме
1. Изучить лекционный и презентационный материал.
2. Продолжить заполнение
таблицы «Особенности психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи» с указанием
методов, приемов, методик.
3. Подготовить контрольную (не более 3 стр.): «Логопедическое обследование письменной речи. Обследование письма и выявление типичных ошибок при письме). Формат работы свободный.
4. Подготовить рекламу диагностической и коррекционно-развивающей логопедической методики в виде презентации (авторская методика).
Материал выставить в эиос .