Разделы презентаций


( приёмы компрессии текста)

Содержание

Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1(приёмы компрессии текста)

Сжатое

изложение

(приёмы компрессии текста)    Сжатое   изложение

Слайд 2Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году

Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году

Слайд 3Сжатие текста
Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по

объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата

значимых положений.

Сжатие текстаЭто преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые

Слайд 4К приемам компрессии (сжатия) текста относятся
Исключение
вводных слов;
однородных членов

предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход

авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов;однородных членов предложения;повторов;однотипных примеров;риторических вопросов и восклицаний;цитат;деталей, которые не

Слайд 5При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной

мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное,

используя основные средства связи между предложениями.
При исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

Слайд 6Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.



Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом

ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)

избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
Сказка живет везде, во во всем (5 слов)
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Сказка живет везде, во всем: в деревьях,

Слайд 7Примеры исключения при языковом сжатии текста
Исключение одного или нескольких синонимов

в ряду однородных членов. При таком исключении сохраняется тот из

синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Примеры исключения при языковом сжатии текстаИсключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. При таком исключении

Слайд 8Примеры исключения при языковом сжатии текста
2. Удаление из текста поясняющих

конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда

простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Примеры исключения при языковом сжатии текста2. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем

Слайд 9Обобщение или объединение
парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных,

единичных фактов, событий, явлений.

Обобщение или объединение парцеллированных предложений;ряда предложений, связанных одной мыслью;частей предложений;конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Слайд 10
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут

выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки

покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты

Слайд 11Обобщение
При обобщении необходимо:
Вычленить единичные факты;
Подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
Составить

новый текст.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет

зависеть от особенностей текста. Например:

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному.
Кто-то предпочитает перечитывать любимые с
детства жюль-верновский романы; кто-то проводит
много времени на реке или в лесу. Основное занятие
Подростков – спортивные игры и соревнования. Са-
мым запоминающимся событием был прошлогодний
велокросс.


Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в
зависимости от вкусов и привычек.

ОбобщениеПри обобщении необходимо:Вычленить единичные факты;Подобрать языковые средства их обобщённой передачи;Составить новый текст.Какой способ сжатия использовать в каждом

Слайд 12Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда

предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним

предложением;
части предложения местоимением и т.д.
Заменаоднородных членов обобщающим словом;сложного предложения – простым;части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;прямой речи –

Слайд 13При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые

можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и

т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
При замене необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом,

Слайд 14

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и

не очень. (12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Сказки любят все.

Слайд 15Синтаксическая синонимия.
Замена придаточного определительного синонимичным определением.
Замена придаточного обстоятельственного деепричастным

оборотом
Сокращение количества структурных частей сложного предложения
Замена предложения или его части

указательным местоимением, слияние двух или трёх предложений в одно.

Синтаксическая синонимия.  Замена придаточного определительного синонимичным определением.Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотомСокращение количества структурных частей сложного предложенияЗамена

Слайд 16Замена придаточного определительного синонимичным определением

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим

клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Замена придаточного определительного синонимичным определением      Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма,

Слайд 17Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом
Когда читаешь дневник Никитина,

то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Читая дневник

Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом   Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к

Слайд 18Сокращение количества структурных частей сложного предложения
Приятно смотреть на

зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому

зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Сокращение количества структурных частей сложного предложения  Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи,

Слайд 19Однородные члены –
это главные или

второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними

и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления: Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали. Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Расскажи про засады, про битвы, про походы.
Однородные члены –    это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е.

Слайд 20Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Сказки... как прекрасен и увлекателен

ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный

всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
Сочетание исключения и обобщения (объединения) Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует

Слайд 21Сочетание исключения и замены

Бывают, правда, и злые сказки, в

которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые.

А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Сочетание исключения и замены Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди

Слайд 22Сочетание замены, исключения и объединения
Вы, люди, специально, а чаще

случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам,

причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы

Слайд 23 Что нельзя удалять из текста?
Основные детали, помогающие понять авторскую

идею;
аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Что нельзя удалять из текста?Основные детали, помогающие понять авторскую идею;аргументы автора, используемые им для доказательства основной

Слайд 24Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
Внимательно прослушайте

текст, чтобы понять его содержание.
Определите тему текста (о чем текст?),

идею (чему учит текст?).
Запомните последовательность событий, рассуждений.
Определите ключевые слова.
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»При первом чтении: Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.Определите тему текста

Слайд 25Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)
После второго чтения

Разделите текст

на смысловые части.

Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст,

необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)После второго чтенияРазделите текст на смысловые части.Начинайте работу по компрессии текста.

Слайд 26Внимание!
При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от

той, которая представлена в исходном тексте или в информации о

тексте.

Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:
1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;
2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте;
3) точность передачи информации в каждой из микротем.
Внимание! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте

Слайд 27Желаю успеха!

Желаю успеха!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика