Разделы презентаций


Тире в простом и сложном предложении

Содержание

Цель - обобщить знания о постановке тире в простых и сложных предложениях. Тире в простом и сложном

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Амиленова


Даметкен

Айтмагамбетовна

учитель русского языка и литературы средней школы №24 г. Павлодара,
Республика Казахстан



Амиленова

Слайд 2Цель - обобщить знания о постановке тире в простых и

сложных предложениях.
Тире в простом и сложном

предложении.
Цель - обобщить знания о постановке тире в простых и сложных предложениях. Тире в простом и сложном

Слайд 3Из истории тире
Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать)

— один из знаков препинания, применяемый во многих языках.
В

русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин
Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике»
А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный».
Из Википедии
Из истории тире Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во

Слайд 4

1этап

нашего занятия.


Цель этого этапа – повторить все случаи постановки тире в простом предложении.
1этап

Слайд 5 1.Тире между

подлежащим и сказуемым.

Задание :
найдите грамматическую основу в предложениях. Укажите,

чем выражены главные члены. Затем сформулируйте правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
1.Тире между подлежащим и сказуемым.Задание : найдите грамматическую основу

Слайд 6Жизнь –нескончаемый экзамен. Дважды два –четыре. Учиться –всегда пригодится.
Его цель-

сделаться героем романа.
Речевая культура человека – это зеркало его духовной

жизни.
Но!
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина…
Бедность не порок. Ее глаза как два тумана, как два прыжка из темноты…
Жизнь –нескончаемый экзамен. Дважды два –четыре. Учиться –всегда пригодится.Его цель- сделаться героем романа.Речевая культура человека – это

Слайд 7httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.gramotahttp://www.gramota.http://www.gramota.ruhttp://www.gramota.ru/http://www.gramota.ru/classhttp://www.gramota.ru/class/http://www.gramota.ru/class/coachhttp://www.gramota.ru/class/coach/http://www.gramota.ru/class/coach/puncthttp://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172
Проверь себя

httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.gramotahttp://www.gramota.http://www.gramota.ruhttp://www.gramota.ru/http://www.gramota.ru/classhttp://www.gramota.ru/class/http://www.gramota.ru/class/coachhttp://www.gramota.ru/class/coach/http://www.gramota.ru/class/coach/puncthttp://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172Проверь себя

Слайд 82. Тире в предложениях с однородными членами.
Задание аналогично первому.
А) В

траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноград-никах и

на деревьях – повсюду заливались цикады.
Б) Вся мебель: диваны, столы и стулья –была сделана из красного дерева

2. Тире в предложениях с однородными членами.Задание аналогично первому.А) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника,

Слайд 9Проверь себя
В предложениях
с обобщающими словами ставится тире,
если обобщающее

слово стоит после однородных членов;
3. если обобщающее слово стоит перед

однородными членами, а после них предложение продолжается.
Грамота .РУ
Проверь себя В предложениях с обобщающими словами ставится тире,если обобщающее слово стоит после однородных членов;3. если обобщающее

Слайд 103. Тире в неполном предло-жении: пропуск членов

предложения может обозначаться с помощью тире.

Направо и

налево были овраги, заросшие лесом, впереди – широкая лощина

3. Тире в неполном предло-жении:  пропуск членов      предложения может обозначаться с

Слайд 114. В ваших учебниках при изучении темы «Приложение» вы заметили,

что употребляется слово дефис, но мы заменим его словом тире,

так как речь идет о членах предложения (приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже). Рассмотрим, в каких случаях ставится тире при приложениях.

4. В ваших учебниках при изучении темы «Приложение» вы заметили, что употребляется слово дефис, но мы заменим

Слайд 12 1.если приложение и определяемое им

слово выражены

нарицательными существительными, то между ними ставится тире.
Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

2. Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным.
Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку .
1.если приложение и определяемое им

Слайд 135.Тире при вводных предложениях.
Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или

пояснений к сказанному, выделяются скобками или, реже, тире

Голубеющая дымка –

ее зовут в народе «мга» - затягивала плесы на Оке и отдаленные леса
5.Тире при вводных предложениях.Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к сказанному, выделяются скобками или, реже,

Слайд 14Прочитайте внимательно ваши записи
в тетрадях,
затем выполните тест

Прочитайте внимательно ваши записи в тетрадях, затем выполните тест

Слайд 15

В каком примере недостаёт второго тире?
1) Охотиться волку на крупных

животных — на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя

без напарников.
2) «Чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять», — считал А.П.Чехов.
3) Всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормой — всё говорило о любви, о блаженной любви!
4) На востоке страна граничит с Испанией, на юге с Францией.

2. Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном ниже предложении.
Савва Мамонтов звал художника Коровина «весёлым корабельщиком», Нестеров — «юным богом».
1) В первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.
2) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.
3) Ставится тире в неполном предложении.
4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой. 1.1
2.3

В каком примере недостаёт второго тире?1) Охотиться волку на крупных животных — на лошадей, на рогатый скот,

Слайд 16 3. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Под крыльцом из

неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из

самых лучших охотничьих собак в Тычках.
1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После обобщающего слова следуют однородные члены.
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.

4. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:

Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин…




1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После обобщающего слова следуют однородные члены.
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.

3.3
4.1

 3. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:Под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско

Слайд 175. В каком варианте не ставится тире (знаки препинания не

расставлены)?
1.Кровь людская не водица.
2. Самое плохое в обучении это привычка

к полузнанию.
3. Кочки покрывались ярким мхом низинки изумрудной травой.
4.Стоять на страже законов охраняющих природу Родины почетный долг каждого из нас.


6.Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Зеленая долина, горы в белых шапках - все было залито солнцем.






1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После однородных членов следует обобщающее слово
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.
5.1
6.2

5. В каком варианте не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?1.Кровь людская не водица.2. Самое плохое в

Слайд 18

2 этап

нашего занятия.



Цель –повторить употребление тире
в предложениях с прямой речью и диалоге

2 этап

Слайд 19Б) «П, — а, — п».

«П, — а. — П».
«П? — а. — П».

«П! — а. — П».
«П.. . — а. - П» 

По какому признаку
сгруппированы данные схемы?

1.Рассмотрите схемы постановки знаков препинания при прямой речи и сформулируйте правило.
А) «П», — а. «П?» —а. «П!» — а.

Б) «П, — а, — п».     «П, — а. — П». «П? —

Слайд 20 Исправьте ошибки
в предложениях с прямой

речью.
«Видишь ты искры» спросила меня старуха.
«Веди ты нас!» сказали они.
Все можно перенести, - сказал он скромно. Вы сами поступили бы также.»
«Сам дойду –ответил боец – Вам носилки пригодятся.»
Исправьте ошибки  в предложениях с прямой

Слайд 21Оформите диалог из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.

Добрый вечер сказал на всякий случай Маленький принц.
Добрый вечер,  ответила змея.
На

какую это планету я попал?
На Землю, сказала змея.  В Африку. Вот как. А разве на Земле нет людей? Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.
Оформите диалог из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.     Добрый вечер сказал на всякий случай Маленький

Слайд 22Проверь себя:
-Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.
- Добрый вечер,

- ответила змея.
- На какую это планету я попал?
- На

Землю, - сказала змея. - В Африку.
- Вот как. А разве на Земле нет людей?
Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.

Проверь себя:-Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.- Добрый вечер, - ответила змея.- На какую это планету

Слайд 23 3 этап
нашего занятия.
Цель –
повторить

правила постановки тире в бессоюзных сложных предложениях (БСП)

3 этап нашего занятия.Цель –повторить правила постановки тире в бессоюзных сложных предложениях

Слайд 26Определите смысловые отношения между частями БСП
1.Работы много – отдыха

не жди.
2. Хочешь быть счастливым – силы не жалей.
3.Расчищали сугробы

– их наметало снова.
4.Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки.
5.Ты запела песню светлую – колокольчики звенят.

Определите смысловые отношения между частями БСП 1.Работы много – отдыха не жди.2. Хочешь быть счастливым – силы

Слайд 28Литература:
1.Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку

в старших классах».Москва, «Просвещение»,1982
2.Горшкова В.Н. «Синтаксис и пунктуация». Москва, Просвещение»,1975.

Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org
httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.gramotahttp://www.gramota.http://www.gramota.ruhttp://www.gramota.ru/http://www.gramota.ru/classhttp://www.gramota.ru/class/http://www.gramota.ru/class/coachhttp://www.gramota.ru/class/coach/http://www.gramota.ru/class/coach/puncthttp://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172

Литература:1.Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».Москва, «Просвещение»,19822.Горшкова В.Н. «Синтаксис и

Слайд 29Использованные иллюстрации:
1.Вопросы
2.Люди, лекции. Образование
3. Дети, каникулы

из коллекции Microsoft

Использованные иллюстрации:1.Вопросы 2.Люди, лекции. Образование3. Дети, каникулы        из коллекции Microsoft

Слайд 30
Примечания:

1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в

нижнем правом углу

2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на

ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю «Открыть гиперссылку»
Примечания:1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в нижнем правом углу2. Для открытия гиперссылки, надо

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика