Разделы презентаций


Приемы формирования метапредметных умений

Содержание

Работа с текстом В настоящее время для обобщения изучаемого материала часто используется приём синквейн (слово происходит от французского слова «пять»). Это стихотворение состоит из пяти строк. Первая строка – тема

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Приемы формирования метапредметных умений
Мастер-класс

Приемы формирования метапредметных умений Мастер-класс

Слайд 2 Работа с текстом

В настоящее время для обобщения изучаемого материала

часто
используется приём синквейн (слово происходит от французского слова «пять»).

Это стихотворение состоит из пяти строк.
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.
Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме.
Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Работа с текстом В настоящее время для обобщения изучаемого материала часто используется приём синквейн (слово происходит

Слайд 3Пример синквейна: 11 класс Индия

Древняя, красивая Увлекает,

оживляет, притягивает Самая необычная страна мира ЧУДЕСНАЯ
Пример синквейна:  11 класс  Индия

Слайд 4 Метапредметные результаты должны отражать: умение определять понятия, создавать обобщения,

устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.(Требования ФГОС)
Метапредметные результаты должны отражать:  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать

Слайд 5
Умение давать определения

Правила:
- определение должно быть соразмерным, т.е.

оно не должно быть не слишком широким, не слишком узким

по смыслу.
- определение должно быть отрицательным, т.е. в определении понятия должны указываться признаки, которыми оно обладает.
- понятие нельзя определять через само это понятие. В этом случае говорят, что определение не должно делать круга.
определение научного термина должно быть ясным и понятным.
Умение давать определения Правила: - определение должно быть соразмерным, т.е. оно не должно быть не слишком широким,

Слайд 6Умение давать определения

Этапы:
1. Разбор хорошо известного определения понятия,

его структуры:
понятие – что такое? / ближайший род (частью

чего является?) + существенные признаки.
Геграфическая карта – изображение земной поверхности (или её частей) - Какими признаками этот вид изображения местности отличается от других
Какие признаки этого изображения существенны (т.е. неизменны): обобщенное; на плоскости;
в масштабе; с помощью условных знаков.
Умение давать определения  Этапы: 1. Разбор хорошо известного определения понятия, его структуры: понятие – что такое?

Слайд 7 Умение давать определения

3. Составьте определения понятий:
1) меридиан и

нулевой меридиан;
2) географический полюс и Северный полюс.
А теперь

проанализируем проделанную работу.
Во-первых, определяя содержание географического понятия, мы всякий раз находили, частью какого более широкого по смыслу термина оно является: карта — вид изображения местности...; меридиан — воображаемая линия...; нулевой меридиан — один из меридианов, который...
Во-вторых, мы находили, какими существенными признаками эта часть отличается от других.
В-третьих, делаем вывод: определение понятия можно построить по следующей схеме
Понятие – что такое?/ ближайший род (частью чего является?) + существенные признаки.
Умение давать определения 3. Составьте определения понятий: 1) меридиан и нулевой меридиан; 2) географический полюс и

Слайд 8
Классификация – это разделение понятий на группы по сходным признакам.


Действуют правила:
необходимость выбора одного существенного признака деления понятий на

группы – ОСНОВАНИЕ классификации.
выбранный признак должен сохраняться до конца классификации.
деление должно быть исчерпывающим, т.е. должны быть названы все существующие группы предметов, которые определяются по этому признаку.
члены деления должны взаимно исключать друг друга.
деление предметов на группы должно проводиться постепенно, последовательно

Умение классифицировать

Классификация – это разделение понятий на группы по сходным признакам. Действуют правила: необходимость выбора одного существенного признака

Слайд 9Умение классифицировать

Примеры:
Найди лишнее понятие и объясни свой выбор.
Роса,

град, иней, туман
Предложить основание для классификации – государств мира,

географических карт и т. д.
Проведите классификацию географических объектов: Обь, Кама, Дон, Онежское, Байкал, Яблоновый, Алтай, Памир, Верхоянский, Кавказ.

Умение классифицироватьПримеры: Найди лишнее понятие и объясни свой выбор. Роса, град, иней, туман Предложить основание для классификации

Слайд 10 Умение сравнивать.


Отберите признаки для сравнения: Высота Уральских и Кавказских гор.



Сопоставьте их максимальные высоты:
Высота Кавказских гор – 5642 м,

Уральских – 1894 м.

Сделайте вывод о сходстве и различии:
Кавказские горы выше Уральских

Объясните причины сходства и различия, если это необходимо :
Кавказские горы более молодые и
менее разрушены, поэтому они выше


Умение сравнивать.Отберите признаки для сравнения: 	 Высота Уральских и Кавказских гор. 	Сопоставьте их максимальные высоты: 	Высота

Слайд 11
Задание – на основе художественных репродукций в учебнике выяснить, чем

равнинная река отличается от горной.

Признаки реки Равнинная река Горная река


Скорость течения
Характер течения
Долина
Берега

Умение сравнивать.

Задание – на основе художественных репродукций в учебнике выяснить, чем равнинная река отличается от горной.Признаки реки 	Равнинная

Слайд 12 Умение устанавливать причинно-следственные связи.


Это умение позволяет не только объяснять процессы

и явления, происходящие как в природе, так и в обществе,

но и прогнозировать будущее. Ход рассуждений может идти в двух направлениях – от следствий к причинам и наоборот. При этом второй вид деятельности сложнее, поскольку спрогнозировать следствия существенно труднее, чем объяснять причины.
Чтобы более эффективно шло усвоение причинно-следственные связи целесообразно отражать на доске в схематическом виде.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.Это умение позволяет не только объяснять процессы и явления, происходящие как в природе,

Слайд 13Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Задача: Почему Амазонка – самая многоводная река

Южной
Америки? Ответ дайте в виде схемы!

На разрыве известных учащимся

причинно-следственных связей можно конструировать проблемные ситуации, которые при осознании учащимися логического противоречия превращаются в проблемные вопросы и задания.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.Задача: Почему Амазонка – самая многоводная река Южной Америки? Ответ дайте в виде схемы!На

Слайд 14 Умение делать выводы и умозаключения.

Форма мышления, посредством которой на основе

имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделяется 3 вида мышления:

индуктивное (от частного к общему), дедуктивное (от общего к частному), умозаключение по аналогии.
Умозаключение – это система суждений – высказываний о предметах и явлениях, состоящих из утверждения или отрицания чего-либо.
Мыслить – значит высказывать суждение. Чтобы правильно сделать вывод, необходимо иметь знания по данной теме, выявить логические/необходимые признаки/условия, провести анализ развития ситуации и в результате получить новое знание.
Умение делать выводы и умозаключения.Форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание.

Слайд 15Умение делать выводы и умозаключения.

Задача на прием «дедукция»:
что общего

между перечисленными фактами, найди географические аналоги - города : Санкт-Петербург,

Стамбул, Сан-Паулу, Хельсинки, Рио-де-Жанейро.
(Санкт – Петербург – Стамбул (бывшие столицы), Сан-Паулу (начальные
буквы),Хельсинки (на берегу Балтийского моря), Рио-де-Жанейро (оба
занимают 2 место по численности населения в своей стране) и т.д. )
Задача на работу с картой:
Северная часть Баренцева моря мелководная. (Это суждение.)
Северная часть Баренцева моря замерзает. (Это тоже суждение.)

Формулируем новое суждение – умозаключения – на основе двух предыдущих.
«Баренцево море замерзает в своей мелководной части».
Умение делать выводы и умозаключения.Задача на прием «дедукция»: что общего между перечисленными фактами, найди географические аналоги -

Слайд 16 Умение экспериментировать.

Это метод исследования, предполагающий воздействие на объект
исследования. Кроме

того, при поиске решения проблемы, могут использоваться
умение делать выводы,

умозаключения, классификации..
Обязательно инструкция/алгоритм выполнения опыта, четко сформулированное
задание, необходимое оборудование.
Задание:
Почему летом одежде белых тонов дается большее предпочтение, а
зимой, наоборот – темным? Проведите эксперимент и заодно узнайте, почему
поверхность земли нагревается неодинаково.
Выполнение:
в солнечный день положите два листка бумаги (белый и черный) на солнцепеке.
Через 10-15 минут потрогайте оба листа бумаги. Черный ощутимо теплее белого. Дело в том, что темные предметы лучше поглощают солнечное тепло, а
светлые его отражают. (можно предложить найти объяснение самим, используя
дополнительные источники).
Поэтому в одежду темного цвета теплее, а в светлой – прохладнее!
Умение экспериментировать.Это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы, могут

Слайд 17 Создание географического образа территории.

Исследовательская работа: «Портрет России: места и деньги.

Реконструкция пространства, задаваемого наименованиями мест на современных российских денежных знаках»


Цель – создание виртуального образа (карты) территории России (европейской части), изучая памятные монеты «Древние города России».
Создание географического образа территории.Исследовательская работа: «Портрет России: места и деньги. Реконструкция пространства, задаваемого наименованиями мест на

Слайд 18 Оценка метапредметных умений

Оценка метапредметных умений проводится в
ходе различных процедур:


с помощью специально сконструированных

диагностических задач, нацеленных на оценку уровня


сформированности конкретного вида универсальных
учебных действий;
при анализе выполнения проверочных заданий по

предмету, когда на основе характера ошибок, допущенных
ребёнком, можно сделать вывод о сформированности
метапредметных умений.
данные умения проявляются и в успешности

выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Оценка метапредметных уменийОценка метапредметных умений проводится в ходе различных процедур: с помощью специально сконструированных диагностических задач,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика