Разделы презентаций


По страницам сборника а.с. пушкина повести белкина виртуальная экскурсия

Содержание

Болдино 1830 г.Маршрут

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
ПО СТРАНИЦАМ СБОРНИКА
А.С. ПУШКИНА «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Презентацию выполнила
учитель

русского языка и литературы
Орлова Ольга Михайловна
МАОУ СОШ № 22

г. Балаково

6+

ПО СТРАНИЦАМ СБОРНИКА А.С. ПУШКИНА «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯПрезентацию выполнила учитель русского языка и литературы Орлова Ольга МихайловнаМАОУ

Слайд 2
Болдино 1830 г.
Маршрут

Болдино 1830 г.Маршрут

Слайд 3От издателя
«Повести Белкина» Пушкин предварил предисловием «От издателя», где содержалась

биография И. П. Белкина.
Сам Белкин когда-то был военным, ушёл

в отставку, поселился в деревне, изредка выезжая в город по делам и останавливаясь на почтовых станциях. Белкин вообще характерное лицо русского быта. Кругозор Ивана Петровича ограничен, по натуре он человек кроткий и нелюдимый. Как и всякий деревенский старожил, Белкин развивает скуку, слушая о происшествиях, которые вносят нечто поэтическое в его однообразно-прозаическое существование. Именно поэтому события, о который повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно-романтическими – в них есть всё: дуэли, тайная любовь, страсти. Белкина привлекает яркая, неоднообразная жизнь. В судьбах героев произошли незаурядные события, сам же Белкин не испытал ничего подобного, но это не отменяет его стремление к романтике.
В конце октября 1831 г. они вышли в свет под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
От издателя«Повести Белкина» Пушкин предварил предисловием «От издателя», где содержалась биография И. П. Белкина. Сам Белкин когда-то

Слайд 4Кадр из фильма «Выстрел» (1966 г.)
Выстрел
Повесть «Выстрел» открывает «Повести Белкина»

А.С. Пушкина. Она повествует о, казалось бы, незначительном происшествии в

жизни главного героя. Долгие годы он стремился отомстить одному человеку. В итоге, когда такая возможность ему представилась, герой отказался от нее. 
В «Выстреле» Пушкин описал эпизод своей дуэли с офицером Зубовым в Кишиневе в июне 1822 г. Поэт явился на поединок с черешнями и завтракал ими, пока его противник стрелял. Зубов стрелял первый и не попал. Пушкин не сделал своего выстрела, но ушёл, не примирившись со своим противником.

Главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм молодого Пушкина. Но ему приходится служить в армейском гусарском полку в скучной провинции, буянить, играть в карты, стреляться на дуэлях, пока не встретился и вступил в неравную борьбу гордый Сильвио с красивым, богатым и знатным сослуживцем, которому было счастье во всем – службе, чинах, деньгах, картах, любви, даже на смертельном поединке. А у нищего и незнатного храбреца Сильвио было только великое искусство меткой стрельбы из пистолета. Вот оно, неравенство, приводящее к несчастью.

Кадр из фильма «Выстрел» (1966 г.)ВыстрелПовесть «Выстрел» открывает «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Она повествует о, казалось бы,

Слайд 5
Кадр из фильма «Выстрел» (1966 г.)
И вот великий стрелок всю

жизнь свою потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе

лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять свое первенство и достоинство. Он – одинокий романтик, и все его средства и методы, роковые, романтические: месть, отложенная дуэль, внезапное явление с пистолетами к счастливцу-графу, новый смертельный поединок и двойной выстрел в картину, красиво ставящий точку в этой истории. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага.

Но места в новой обыденной русской жизни этому экзотическому романтику уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. Пушкин показал историю упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство и эта история получилась весьма реалистическая и серьезная.

Кадр из фильма «Выстрел» (1966 г.)И вот великий стрелок всю жизнь свою потратил на то, чтобы повернуть

Слайд 6
Метель
Кадр из фильма
«Выстрел» (1964 г.)
Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна

борется за свое счастье по схемам французских романов. Бегство происходит

зимой, в страшную метель. Маша и избранные Владимиром свидетели добираются до церкви, но сам он в густом снегу сбивается с дороги и оказывается совсем в другой стороне. У церкви, где ждёт жениха уже почти лишившаяся чувств невеста, останавливается по дороге в армию гусар. Спутав его с Владимиром, свидетели подтаскивают гусара к священнику. Лишь в конце церемонии пришедшая в сознание Маша сознаёт: она обвенчалась не с тем. Гусар же, поняв, что влип в неприятную историю, спешит уехать.

Но обряд уже совершён. Владимиру теперь нельзя жениться на Маше. С горя он уходит на войну 1812 с Наполеоном и погибает там. Обвенчанная с незнакомцем Маша несколько лет чуждается всех соискателей своей руки, пока её внимание не привлекает вернувшийся из похода в Европу кавалерист Бурмин.

Повесть «Метель» напоминает романтическую балладу: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха.

МетельКадр из фильма «Выстрел» (1964 г.)Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских

Слайд 7


Замечательно описание современником великой русской победы и возвращения наших героических

войск, радостных русских женщин, кипения новой жизни и любви.
Бурмину

очень нравится Маша, но он долго не решается приступить к решительному объяснению с ней. Наконец, в приливе откровенности он рассказывает ей о причине этого. Бурмин женат – он был тем самым гусаром, который раньше венчался с Машей. Теперь он не узнаёт её. Маша открывает Бурмину истину, и он падает к её ногам.
Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады.
Впрочем, она же и гораздо суровее и прозаичнее. И Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью.

К лучшим, живым страницам повести относится описание метели, сыгравшей роковую роль в судьбе Марьи Гавриловны и несчастного Владимира. Человек отчаянно борется с метелью, которая преграждает ему путь к счастью, и это придает описанию метели в повести драматический характер.

Замечательно описание современником великой русской победы и возвращения наших героических войск, радостных русских женщин, кипения новой жизни

Слайд 8
Гробовщик
Прототипом главного лица повести «Гробовщик» Пушкин избрал гробовщика Адриана, жившего

около дома Гончаровых в Москве.
Избрав для повести живое лицо,

Пушкин очень точен и в топографии повести. Гончаровы жили на Никитской. Здесь и происходят все события. Недалеко отсюда и церковь Вознесения, упоминаемая в повести (у Никитских ворот). Отсюда около пяти километров до Басманной и площади Разгуляя.

Его не интересует, какие это были люди до того, как они стали «предметом» его мрачного ремесла, и даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, он различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон.
Явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь гробовщика, он лишь обрадовался, узнав, что это был пьяный тяжелый сон, и спокойно стал жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его огрубевшую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни.

Из военного и помещичьего мира действие этой повести переносится в среду мелких московских ремесленников и торговцев. Вместо гусаров с их «проказами» и барышень с «романтическим воображением» здесь действует гробовщик Адриан Прохоров с двумя дочерьми, чувствительный немец-сапожник Готлиб Шульц, его дочка Лотхен, будочник Юрко.
В маленьком мирке не занимаются праздными фантазиями, а интересуются только барышами.
Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что конкуренты, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую, перехватят у него богатые похороны. Смерть людей для них нажива. К покойникам Адриан относится как к заказчикам, потребителям его изделий.

«Гробовщик»
Рисунок Пушкина на рукописи

ГробовщикПрототипом главного лица повести «Гробовщик» Пушкин избрал гробовщика Адриана, жившего около дома Гончаровых в Москве. Избрав для

Слайд 9
Станционный смотритель
И тут мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана

Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не

бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной.
Вот и герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин, не смог до конца своей жизни поверить, что дочь его счастлива и сам себя обрёк на одиночество и смерть.
«Станционный смотритель» - самое грустное произведение из всех
«Повестей Белкина».

Герой этой повести Самсон Вырин — маленький чиновник, не защищенный своим чином даже от побоев знатных проезжих, — уверен, что дочка его Дуня, которую увез с собой Минский, блестящий гусар с «черными усиками», погибла.

Но вместо подобной истории происходит нечто иное. Когда смотритель отправляется в Петербург на розыски Дуни и является к Минскому, тот приходит в крайнее замешательство. Он говорит старику: «Виноват перед тобой и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово». И, как это ни странно, слово свое сдержал.

Кадр из фильма «Станционный смотритель « (1972 г.)

Станционный смотрительИ тут мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья.

Слайд 10
Она приезжает на могилу отца богатой барыней, «в карете в

шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и

с черной моською». Предсказания отца не сбылись: не «могила» ожидала Дуню, а богатство и знатность.
Но трагедия Самсона Вырина заключалась в том что дочь он все-таки потерял. Между его миром, миром маленьких людей, и миром Минских целая пропасть, и ему даже в голову не приходило, что можно перешагнуть через эту пропасть. Дуня все же перешагнула через нее. Войдя в другой мир, она вынуждена была порвать все связи с отцом.

Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.
Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания о дочери. Несмотря на «счастливую» развязку, произведение сохраняет трагическую окраску.

Кадр из фильма «Станционный смотритель» (1972 г.)

Она приезжает на могилу отца богатой барыней, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и

Слайд 11
Барышня-крестьянка
Два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, издавна враждуют из-за

какой-то мелочи. Между тем любимые дети их, юные красивые Алексей

Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники. По всей житейской мудрости им следует пожениться и объединить состояния и земли отцов.
Но упрямая русская вражда мешает такому простому решению, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через затейливую комедию и маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Однако реальное счастье их зависит не от этого увлекательного деревенского романа, а от пугливости куцей кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Старики помирились, подружились и решили все за молодых. Счастье их было обычным, и не было в нем трагедии.

«Барышня-крестьянка» — последняя, заключительная повесть в сборнике и самое жизнеутверждающая, в отличии от «Станционного смотрителя».

Барышня-крестьянкаДва богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем любимые дети их,

Слайд 12
«Повести Белкина» с доброй улыбкой и юмором рассказали о современной

Пушкину России и ее обитателях. В центре всех повестей –

вопрос человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина». В них мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья, за него надо уметь бороться.
«Повести Белкина» с доброй улыбкой и юмором рассказали о современной Пушкину России и ее обитателях. В центре

Слайд 13
Много ли счастливых героев в каждой повести?

«Выстрел»: граф и

его жена счастливы, Сильвио - нет, погиб.
«Метель»: Марья Гавриловна

и Бурмин счастливы, Владимир Н. - нет, тяжело ранен, умер.
«Гробовщик»: проснулся, доволен, но, по роду деятельности, окружен покойниками.
«Станционный смотритель»: Дуня и Минский счастливы, смотритель - нет, умер.
«Барышня-крестьянка»: счастливы все!
Там, где двое счастливы, всегда есть кто-то, кто несчастлив; где-то рядом возможна смерть, и она особенно ужасна в минуту счастья, горька на его фоне. Может быть, в том, что цикл начинается «Выстрелом» с возможной гибелью в минуту счастья и заканчивается «Барышней-крестьянкой», где хорошо всем, есть магический смысл и тайна…
За всеми перипетиями героев скрывается стремление и готовность отстаивать своё счастье.
Через несколько лет Пушкин напишет свою лучшую повесть «Капитанская дочка». Но «Повести Белкина» останутся самыми загадочными…
С момента написания «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» прошло уже сто восемьдесят пять лет, но, как мне думается, до сих пор не утратили интереса для читателей.
Много ли счастливых героев в каждой повести? «Выстрел»: граф и его жена счастливы, Сильвио - нет, погиб.

Слайд 14ивана петровича белкина»
ИСТОЧНИКИ:
Дуюнова М.В. А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича

Белкина» // Литература в школе. - 2007. - № 7.

- С. 34-36

Рыжкова Т. «Повести Белкина» в кино // Литература. - 2007. - №11. - С. 24-26

Пушкин А.С. Художественная проза / А.С. Пушкин. - Москва : Вагриус, 2007. - 412 с. : ил. - ISBN 978-5-9697-0525-8

Русская историческая библиотека. Пушкин «Метель» – краткое содержание [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rushist.comРусская историческая библиотека. Пушкин «Метель» – краткое содержание [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rushist.com/. - Загл. с экрана (12.11.2015).

Сахаров Всеволод «Повести Белкина» [Электронный ресурс] / Сахаров Всеволод. – Режим доступа : http://archvs.org/Belkin.htm/. – Загл. с экрана (12.11.2015).
ивана петровича белкина»ИСТОЧНИКИ:Дуюнова М.В. А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // Литература в школе. - 2007.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика