Разделы презентаций


Былины. Русский богатырский эпос

Содержание

Тема урока: Жанровое своеобразие и поэтика былиныЦель урока – рассмотреть былину с научной точки зрения, выяснить её отличительные признаки.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Литература.
7 класс

Былины. Русский богатырский эпос

Литература. 7 классБылины. Русский богатырский эпос

Слайд 2Тема урока: Жанровое своеобразие и

поэтика былины
Цель урока –
рассмотреть былину с научной точки зрения,

выяснить её отличительные признаки.
Тема урока: Жанровое своеобразие       и поэтика былиныЦель урока – рассмотреть былину

Слайд 3Основные вопросы, на которые ищем ответ:
что такое народный эпос?
что

такое былина?
по каким признакам можно отличить былину от других произведений?
как

возникли и исполнялись былины?
на какие группы делятся былины?
какие известны былинные циклы?
о чём рассказывают сюжеты былин?
Каковы особенности композиции былины?
в чём заключается своеобразие былинных образов?
какие выразительные средства используются в былинах?

Основные вопросы, на которые ищем ответ: что такое народный эпос?что такое былина?по каким признакам можно отличить былину

Слайд 4Эпические сказания
В разных уголках Земли
люди в древности сочиняли торжественные

песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей.
Карелы называли эти

песни руны, якуты – олонхо, буряты – улигер, жители Древней Руси – старины, или былины.
Учёные-фольклористы используют для таких песен термин «народный эпос».


Вяйнямёйнен,
играющий на кантеле

Эпические сказанияВ разных уголках Земли люди в древности сочиняли торжественные песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей.

Слайд 5Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма,

в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы.

В.Васнецов

«Гусляры»
Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин

Слайд 6Для народного эпоса характерны:
1) широкий охват событий в пространстве и

во времени;
2) патриотическая направленность;
3) героическое содержание сюжета: нередко это битва

национального героя (богатыря) с врагами;
4) отношение к изображаемым событиям как к достоверным, отражающим историческую память народа.

Для народного эпоса характерны:1) широкий охват событий в пространстве и во времени;2) патриотическая направленность;3) героическое содержание сюжета:

Слайд 7Былина (старина)
«фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде

древней русской истории» (Т.Зуева)
«русские народные эпические песни о богатырях» (Словарь

русского языка в 4-х томах)
«эпические песни, сложенные народом в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI в.в.» (Краткая литературная энциклопедия)
«жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси» (А. Квятковский)
«жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях» (В.Коровина)


Былина (старина)«фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории» (Т.Зуева)«русские народные эпические песни

Слайд 8Былина
песня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях)
рассказывает
о поступках народных

героев - богатырей
отражает
исторические события
Древней Руси,
главным образом -
XI

– XVI в.в.
Былинапесня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях)рассказывает о поступках народных героев - богатырейотражает исторические события Древней Руси,главным

Слайд 9Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание

русского народа. Однако вопрос о происхождении былин в науке до сих

пор остаётся спорным. Существуют различные классификации русского былинного эпоса.

В.Васнецов «Баян»

Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание русского народа. Однако вопрос о происхождении былин

Слайд 10Былины (по В.Аникину):
древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке;
киевские –

о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче;
владимиро-суздальские – об

Илье Муромце, Алёше Поповиче;
галицко-волынские – о Дюке;
псково-новгородские – о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве;
черниговские – об Иване-гостином сыне;
брянские – о князе Романе и братьях Ливиках...

В основе классификации – циклизация по месту действия и героям.


Былины (по В.Аникину):древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке;киевские – о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье

Слайд 11Основные циклы былин
основные герои – Садко, Василий Буслаев;
затрагиваются социальные темы,

что обусловлено своеобразием жизни в торговом Новгороде;
исторические обстоятельства и бытовые

подробности характерны для Новгорода: жизнь купечества, влияние Церкви, поездки в другие страны.

действие происходит в Киеве или около него;
в центре повествования – князь Владимир;
основная тема – защита Русской земли от кочевников;
исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси;
основные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

Киевский

Новгородский

Основные циклы былиносновные герои – Садко, Василий Буслаев;затрагиваются социальные темы, что обусловлено своеобразием жизни в торговом Новгороде;исторические

Слайд 12О чём рассказывают былины?
О борьбе с чудовищами;
о борьбе с иноземными

врагами;
о встречах и спасении родных;
о сватовстве и борьбе героя за

невесту;
о состязаниях между богатырями...

Г.Травников «Былина»

О чём рассказывают былины?О борьбе с чудовищами;о борьбе с иноземными врагами;о встречах и спасении родных;о сватовстве и

Слайд 13Своеобразие былинных образов
Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности

Русской земли.
Киев

Своеобразие былинных образов Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности Русской земли. Киев

Слайд 14Своеобразие былинных образов
Былинный князь Владимир, благодаря художественному вымыслу, соединил по

сходству имени черты двух исторических правителей Руси: Владимира Святославовича (княжил

с 980 по 1015г.г.) и Владимира Мономаха княжил с 1113 по 1125г.г.). Князь Владимир в былине– образ благодушного правителя.

Н.Карзин «Пир у князя Владимира»

князь

Своеобразие былинных образов Былинный князь Владимир, благодаря художественному вымыслу, соединил по сходству имени черты двух исторических правителей

Слайд 15Своеобразие былинных образов
Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и

воинской доблести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь

видит в служении родине.

Ю. Арсенюк «Богатырская застава»

богатырь

Своеобразие былинных образов Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и воинской доблести, носитель нравственных ценностей своего

Слайд 16Святогор
Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в

нём слишком много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля,

и он гибнет.

А.Рябушкин «Святогор»

СвятогорОбладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком много, за что богатыря не

Слайд 17Вольга Святославич (Волх Всеславич)
Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал

от отца способность превращаться в зверей и птиц, что

использует только с благими целями, например, чтобы разузнать секреты врагов Русской земли. Рос в детстве «не по дням, а по часам», стремился стать мудрым, с 12-ти лет возглавляет воинскую дружину.

И.Билибин «Вольга»

Вольга Святославич (Волх Всеславич)Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца способность  превращаться в зверей

Слайд 18Микула Селянинович
Этот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай.

Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может

посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч.

Е.Кибрик «Микула Селянинович»

И.Билибин «Вольга и Микула»

Микула СеляниновичЭтот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай. Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому

Слайд 19Добрыня Никитич
Доблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на

гуслях; не знает себе равных в игре в шахматы. Добрыня

– змееборец, олицетворение вежливости и изящного благородства.

С.Москвитин «Добрыня Никитич»

Добрыня НикитичДоблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях; не знает себе равных в игре

Слайд 20Илья Муромец
Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя

ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым

богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу.

Е.Кибрик «Илья Муромец»

Илья МуромецРодился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое,

Слайд 21По мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое

лицо – силач по прозвищу Чоботок, родом из Мурома, принявший

монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых. Его нетленные мощи хранятся в Ближних Пещерах лавры.

Илья Муромец

По мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое лицо – силач по прозвищу Чоботок, родом

Слайд 22Илья Муромец
Благодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её

результаты подтвердили многие сведения о герое былин: он имел богатырское

телосложение, высокий рост и до 33-х лет не мог двигаться из-за паралича позвоночника.
Илья МуромецБлагодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты подтвердили многие сведения о герое былин:

Слайд 23Алёша Попович
Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет

не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает

этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец.

К.Васильев «Алёша Попович и красна девица»

Алёша ПоповичСын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью.

Слайд 24

В.Васнецов «Богатыри»

Слайд 25Садко
Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко

– человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях.
К.Васильев «Садко

и владыко морской»
СадкоИсторическим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко – человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть

Слайд 26Богатыри святорусские
Сухман
Бова-королевич
Василий Буслаев
Ян Усмарь
Настасья Микулична

Богатыри святорусскиеСухманБова-королевичВасилий БуслаевЯн УсмарьНастасья Микулична

Слайд 27Средства создания образов
Художественное преувеличение:
Его добрый конь да богатырскии
С

горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки

реченьки, озёрка промеж ног спущал.

гипербола

В.Васнецов «Богатырский скок»

Средства создания образов  Художественное преувеличение:Его добрый конь да богатырскииС горы на гору стал перескакивать,С холмы на

Слайд 28Средства создания образов
Одно явление или понятие проясняется через сопоставление с

другим:
Богатырь выезжает на своём коне «как есён сокол», «как бы

белой кречет», конь под ним «как бы лютой зверь», копьё в руках «как свеча горит».

сравнение

Б.Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса» (фрагмент)

Средства создания образовОдно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим:Богатырь выезжает на своём коне «как есён

Слайд 29Особенности поэтического языка
Традиционные, универсальные для фольклора художественные определения:
ДОБРЫЙ молодец,
КРАСНА девица,
травушка-МУРАВУШКА,
палаты

БЕЛОКАМЕКННЫЕ...
постоянный эпитет
В.Васнецов «Баян» (эскиз)

Особенности поэтического языкаТрадиционные, универсальные для фольклора художественные определения:ДОБРЫЙ молодец,КРАСНА девица,травушка-МУРАВУШКА,палаты БЕЛОКАМЕКННЫЕ...постоянный эпитетВ.Васнецов «Баян» (эскиз)

Слайд 30Особенности поэтического языка
Повторения слов:
тавтологические
( «черным-черно», «много-множество»);
синонимические
( «злодей-разбойник», «драться-ратиться»)
Палилогия,

или подхват (повторение последних слов предыдущего стиха)

повторы
Б.Ольшанский
«Из тёмной глубины

веков»
Особенности поэтического языкаПовторения слов:тавтологические ( «черным-черно», «много-множество»);синонимические ( «злодей-разбойник», «драться-ратиться»)Палилогия, или подхват (повторение последних слов предыдущего стиха)повторыБ.Ольшанский

Слайд 31Композиция
Стилистическое обрамление, не связанное с сюжетом, создают общий настрой:

Высока ли

высота поднебесная,
Глубока глубота акиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омоты Непровския...
запев
запев
М.Щрилёв


«Скоморохи»
КомпозицияСтилистическое обрамление, не связанное с сюжетом, создают общий настрой:Высока ли высота поднебесная,Глубока глубота акиян-море,Широко раздолье по всей

Слайд 32Композиция
Первая обязательная часть сюжета
(рассказывает о рождении богатыря, обретении им силы;

говорится о месте действия, о том, откуда выезжает богатырь):

В славном

великом Нове-граде
А и жил Буслай до девяноста лет...

зачин

М.Щрилёв
«Утро Новгорода Великого»

КомпозицияПервая обязательная часть сюжета(рассказывает о рождении богатыря, обретении им силы; говорится о месте действия, о том, откуда

Слайд 33Композиция
традиционные формулы, почти без изменений, переходящие из одной былины в

другую:

А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному...

А ревел-то

Алёшенька по-звериному,
Зашипел-то Алёша по-змеиному...

общие места

Композициятрадиционные формулы, почти без изменений, переходящие из одной былины в другую:А то свищет Соловей да по-соловьему,Он кричит,

Слайд 34Композиция
заключение, итог, вносит элемент тишины, упокоения:

То старина, то и деяние.

Тут

Дунаюшку с Настасьюшкой славу поют,
Им славу поют да веки по

веку.

концовка

Композициязаключение, итог, вносит элемент тишины, упокоения:То старина, то и деяние.Тут Дунаюшку с Настасьюшкой славу поют,Им славу поют

Слайд 35Основной композиционный приём
противопоставление:
Сила богатыря противопоставлена силе вражеской; нравственные

качества защитника – безнравственности захватчиков; русичи – кочевникам и т.д.
антитеза

В.Баринин «Илья Муромец»
(лаковая миниатюра)
Основной композиционный приём  противопоставление:Сила богатыря противопоставлена силе вражеской; нравственные качества защитника – безнравственности захватчиков; русичи –

Слайд 36

В.Васнецов «Богатыри»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика