Разделы презентаций


А.И. Солженицын Матрёнин двор — Образ Праведницы — Матрёны, духовно-нравственный смысл рассказа-притчи

Содержание

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
А.И.Солженицын «Матрёнин двор».
Образ Праведницы - Матрёны.
Духовно-нравственный смысл рассказа-притчи.
Автор: Кузнецова Л.И.,

учитель русского языка и литературы

А.И.Солженицын «Матрёнин двор».Образ Праведницы - Матрёны.Духовно-нравственный смысл рассказа-притчи.Автор:  Кузнецова Л.И., учитель русского языка и литературы

Слайд 2Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)

Александр Исаевич Солженицын  (1918 - 2008)

Слайд 4У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с

совестью своей. (А.И.Солженицын)

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)

Слайд 5Почему рассказ называется «Матренин двор»?

Какой смысл здесь имеет слово

«двор»?

Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?

Слайд 6Каким образом герой-рассказчик оказался в деревне Тальново?
«Летом 1956 года

из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в

Россию»
Каким образом герой-рассказчик оказался в деревне Тальново? «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад

Слайд 7«Матрёнин двор» - жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века.


Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом.

Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт недалеко от деревни.
«Матрёнин двор» - жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века. Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные,

Слайд 8Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость».

Мысленно погрузитесь в

жизнь  российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины, что вас затронуло,

о чем подумалось?
Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость». Мысленно погрузитесь в жизнь  российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины,

Слайд 10(Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине

изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер, в котором нет

ни единой лишней детали, свидетельствует не столько о быте, сколько о мифопоэтической идее дома, в котором главное место занимает печь (тепло) и дверь, ждущая хоть кого-нибудь, способного скрасить  одиночество.  Фигура хозяйки с тусклым, обращенным внутрь, в душу (и через нее к нам и ко всему миру) взглядом олицетворяет идею сохранения в большом враждебном мире «огонька», защищенного угла, в котором может спастись человек, заплутавший в метелях ненастного времени.)
– Какие проблемы легли в основу данного рассказа? (Безрадостный уклад деревенской жизни, судьба деревенской русской  женщины, послевоенные трудности, бесправное положение колхозника, сложные взаимоотношения родственников в семье, истинные и мнимые нравственные ценности, одиночество и старость, душевная щедрость и бескорыстие, судьбы послевоенного поколения др.)
(Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер,

Слайд 12Портрет Матрены.
Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Подчеркивается

лишь одна портретная деталь – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.

Автор с симпатией относится к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены», «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, исконно русская, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Смысловое богатство «неправильностей» Матрениной речи.
Портрет Матрены. Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Подчеркивается лишь одна портретная деталь – «лучезарная»,

Слайд 14Мир Матрёны, окружающая обстановка.
Живет Матрена в темноватой избе с большой

русской печью. Это как бы продолжение ее самой, частичка ее

жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Это любимые Матреной фикусы. Что «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы. Что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре, «испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы… Эта художественная деталь помогает нам лучше понять образ главной героини рассказа. Матренин двор – некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.
Мир Матрёны, окружающая обстановка.Живет Матрена в темноватой избе с большой русской печью. Это как бы продолжение ее

Слайд 15Жизненный путь героини.
«Колотная житенка» Матрены разворачивается перед нами постепенно. По

крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и

комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, складывается рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила  чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Таким образом, жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью.
Жизненный путь героини.«Колотная житенка» Матрены разворачивается перед нами постепенно. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу

Слайд 16Внутренний мир Матрёны
Автор пишет: «у нее было верное средство вернуть

себе доброе расположение духа – работа». За четверть века в

колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна. И все это – «не за деньги, за палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем  не менее, пенсии ей не полагалось, потому что  работала не на заводе – в колхозе. И на старости лет Матрена не знала отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Зла на колхоз Матрена не держала. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за  работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти» рассказывала постояльцу о богатом урожае картошки у соседки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».
Внутренний мир МатрёныАвтор пишет: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». За

Слайд 17Отношение Матрёны с окружающими
Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в

деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок

Матрене. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену. Что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и  под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти Матрены, тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из  подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне», – в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с подозрительным сожалением».
Отношение Матрёны с окружающимиСестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто

Слайд 18Нещадно пользовались все окружающие Матрениной добротой, простодушием и бескорыстием. Неуютно

и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока  внутри большого

общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни, родных, друзей.  Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших. Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет тревогу автор рассказа. Матрена и Игнатьич (рассказчик) о своем прошлом рассказывают друг другу. Их сближает неустроенность и сложность  жизненных судеб. Только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу.
Нещадно пользовались все окружающие Матрениной добротой, простодушием и бескорыстием. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она

Слайд 19И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Героев роднит

и драматизм их судьбы и многие жизненные принципы. Особенно их

родство сказывается в речи. Язык рассказчика предельно близок к народному языку, литературный в своей основе, он наполнен выразительными диалектизмами и просторечиями (цельно-обмокнутое, лопотно, доброжилая, доточно, менело, беспритульная и пр.)  Нередко в речи автора попадаются слова, подслушанные у Матрены.
И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Героев роднит и драматизм их судьбы и многие жизненные

Слайд 20Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее

добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее

с бумагами по канцеляриям несколько месяцев – «то за точкой, то за запятой». А более опытные соседи подвели итог ее мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет».


Отношение Матрёны к государству


Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада

Слайд 21 Общение с Богом
Каким образом в Матрёне уживались такие

качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких

эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?


Вспомните случай с котелком.
Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?
С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?
Общение с БогомКаким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в

Слайд 22(Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась…

Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы, не жаловаться, не

стонать даже в минуты тяжёлой «немочи». Поэтому, обращаясь к Богу, Матрёна скорее прошепчет слова благодарности, чем пожалуется на свою жизнь. Каждый день начинала словами: «С Богом»).
(Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась… Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы,

Слайд 23Смерть Матрёны.

В доме Матрены в последний раз собрались все родные

и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И

оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене».
Смерть Матрёны.В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она

Слайд 24Известно, что у Матрены был реальный прототип – Матрена Васильевна

Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу рассказа. Всем

повествованием автор убеждает. Что смерть Матрены неизбежна и закономерна. Ее гибель на переезде приобретает символический смысл. В этом виден некий символ: уходит из жизни именно Матрена-праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются, даже не за свои грехи. Да, смерть Матрены – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене  нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.
Известно, что у Матрены был реальный прототип – Матрена Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в

Слайд 25Один день из жизни Матрёны
Когда и как начинался Матренин

день?
Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли

радость и почему?









Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?
В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?
Один день из жизни Матрёны Когда и как начинался Матренин день? Какие хлопоты Матрёне были в тягость,

Слайд 26В чем заключается духовно-нравственный смысл этого рассказа,  его основная идея? Первоначальное

название (авторское) рассказа – «Не стоит село без праведника». А

Твардовский предложил ради возможности опубликовать рассказ  более нейтральное название – «Матренин двор».  Но и в этом названии таится глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчива и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника, мир духовности, добр, милосердия.  Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены  уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.  Все жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, «Не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
В чем заключается духовно-нравственный смысл этого рассказа,  его основная идея? Первоначальное название (авторское) рассказа – «Не стоит

Слайд 27Матрёна и Фаддей Миронович
Почему во время визита Фаддея Матрёна почти

не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий

вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?


(Работа с ресурсами сети Интернет) Выйти на сайт
www.gramota.ru, работая с толковым словарём, ответить на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные?

Матрёна и Фаддей МироновичПочему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода

Слайд 28 Матрёна Васильевна:






















http://festival.1september.ru

Трудолюбивая,
честная,
Добрая,
терпеливая,
сохранила свою душу и внутреннюю свободу.
мудрая,
рассудительная,
умеющая ценить добро и красоту,
улыбчивая и общительная по нраву,
Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника: мир духовности- добра, милосердия.

Матрёна Васильевна:

Слайд 29





















http://festival.1september.ru/articles/585612

Матрёна Васильевна:

живущая по Заповедям Христа,
сумевшая сохранить чистоту, святость души в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
А.И.Солженицын


Слайд 30Использованные ресурсы и источники:
Литература:
Н. Локтионова «Не стоит село без

праведника». К изучению рассказа А. Солженицывна «Матренин двор».– Литература в

школе , № 3, 1994 г.,  стр.  33-37
А. Солженицын «Жить не по лжи!» – Литература в школе № 3, 1994г., стр. 38-41.

Фото дедушки http://www.liveinternet.ru/users/chudo1909/post166752907/page1.html

Интерьер кухни деревенского дома...

http://best.9vds.ru/interer-malenkoj-kuhni-derevenskogo-doma-foto.html

Деревня
http://festival.1september.ru/articles/586973/

Фото дома
http://lori.ru/3298012

Фото Солженицына http://swidok.bestpersons.ru/feed/post1468204/

Использованные ресурсы и источники:Литература: Н. Локтионова «Не стоит село без праведника». К изучению рассказа А. Солженицывна «Матренин

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика