Разделы презентаций


Культура Руси домонгольского периода

Содержание

ПланРелигия восточных славян.Культура: а)литература; б) архитектура; в) ремесло.Быт.Костюмы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура Руси домонгольского периода
Фуртай А.Л.

2008г.

Культура Руси домонгольского периодаФуртай А.Л.2008г.

Слайд 2План
Религия восточных славян.
Культура: а)литература;
б) архитектура;

в) ремесло.
Быт.
Костюмы.

ПланРелигия восточных славян.Культура: а)литература;			    б) архитектура;			    в) ремесло.Быт.Костюмы.

Слайд 3Религия восточных славян
Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве

можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим

языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Главными божествами славян являлись: Перун (бог грозы), Белес (бог скота и богатства), Сварог (бог семейного очага ), Дажьбог (божество Солнца), Посвист (славянский бог бури), Семаргл (бог огня и Луны), Стрибог (бог ветра). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.

Семаргл
(славянский бог огня и Луны)

Религия восточных славянРелигией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были

Слайд 4Перун (бог грозы)
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого

пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его

славят в дни победы и ему приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.
Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома.
В Весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна.
Перун вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога.
Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой.
Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильнее бьет», «разящий».
Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Перун (бог грозы)

Перун (бог грозы)Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов

Слайд 5Сварог (бог семейного очага)
Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный

кузнец и великий воин. Сварог - кузнец. Он кует в

небесной кузнице и, потому его связывают с огнем.
Сварог - хозяин и хранитель священного огня и его творец. Сварог очень способствовал развитию знаний. Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину.
Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост.
Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом».

Сварог
(бог семейного очага)

Сварог (бог семейного очага)Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Сварог - кузнец.

Слайд 6Стрибог (бог ветра)
Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.
Имя

Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя

по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».
Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.
Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.
Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца.
Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

Стрибог (бог ветра)

Стрибог (бог ветра) Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что

Слайд 7Культура


К моменту принятия христианства на Руси уже существовала своя самобытная

культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. Образование Древнерусского

государства было связано с процессом складывания единой древнерусской народности и единого русского литературного языка.
Русская культура домонгольского периода в целом стояла в одном ряду с западноевропейской и активно с ней взаимодействовала.
КультураК моменту принятия христианства на Руси уже существовала своя самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного

Слайд 8Литература
В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному в устном

народном творчестве русского народа, как и у народов Западной Европы,

создается былинный эпос. Его сюжеты наиболее прочно сохранились в народной памяти и были записаны учеными много веков спустя. К IX - X вв. относится появление сюжетов былин "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула". Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - период правления Владимира Святославича. Сам "Владимир Красное Солнышко" стал обобщенным образом правителя Руси, а его княжение - "эпическим временем" русских былин. Главные герои былин - Илья Муромец и Добрыня Никитич (его прообразом был дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, наставник и советник князя)


Илья Муромец

ЛитератураВ эпоху перехода от доклассового общества к феодальному в устном народном творчестве русского народа, как и у

Слайд 10Кирилл и Мефодий – создатели славянского алфавита
Не позднее конца IX

- начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки -

кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX в. Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначально имевшие распространение в западнославянском государстве - Великой Моравии, они вскоре проникли в Болгарию и на Русь.
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ, братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка.

Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий – создатели славянского алфавитаНе позднее конца IX - начала X вв. на Руси распространяются

Слайд 11Берестяные грамоты
Появление на Руси литературы на славянском языке, с одной

стороны, и оживление и усложнение общественной жизни в условиях развития

феодальных отношений и становления государственной структуры - с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этому являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Авторами берестяных писем были люди из самых разных слоев древнерусского общества.
Наиболее ранние грамоты датируются XI веком. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах, но основная масса находок - из Новгорода, где естественно-географические условия способствовали лучшей сохранности берестяных грамот.

Берестяная грамота

Берестяные грамотыПоявление на Руси литературы на славянском языке, с одной стороны, и оживление и усложнение общественной жизни

Слайд 12Летописание
Важнейшим жанром светской древнерусской литературы являлось летописание. Предметом спора исследователей

остается время его возникновения (от конца X до второй половины

XI вв.). Вероятнее всего, первому летописному своду предшествовали какие-то летописные записи. А первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI в., который вошел в состав Новгородской первой летописи.
В начале XII века в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы "Повесть временных лет" (около 1113 г.). Автором ее первоначальной редакции принято считать монаха Нестора. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы ("Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть"), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как часть истории всемирной. (В то время всемирной считалась история библейская и римско-византийская). При написании "Повести" использованы многочисленные отечественные и переводные исторические и литературные произведения - Начальный свод, "Хроника" Григория Амартола и Симеона Логофета, библейские сказания, устные легенды и др.

монах Нестор

ЛетописаниеВажнейшим жанром светской древнерусской литературы являлось летописание. Предметом спора исследователей остается время его возникновения (от конца X

Слайд 13Русский эпос XI-XIIIвв.
Во второй половине XII века помимо Киева и

Новгорода летописание развивается в центрах большинства образовавшихся феодальных княжеств: Чернигове,

Владимире-на-Клязьме, Галиче, Переяславле и др., при этом сохраняя свой общерусский характер. Русский эпос XI - начала XII вв. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половецкими набегами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они названы татарами), слился с образом Владимира Святославича. Были не только героические былины, но и такие, в которых описана мирная жизнь.
К середине XII - началу XIII вв. относится появление новгородских былин о Садко. Их ещё называют новеллы. Известны две былины о Садко – гусляре. В летописях есть упоминание о богатом купце Сотко Сытиниче, который славился своей щедростью. В Новгороде есть церковь Бориса и Глеба, которая, по преданию, построена на деньги богатого купца. Сотко и стал прототипом Садко – гусляра.

Садко

Русский эпос XI-XIIIвв.Во второй половине XII века помимо Киева и Новгорода летописание развивается в центрах большинства образовавшихся

Слайд 14"Слово о полку Игореве"
В конце XII в. было создано

самое поэтичное из произведений древнерусской литературы - "Слово о полку

Игореве", ставшее вершиной литературного творчества на Руси этого периода. Основа его сюжета - описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича, совершенного в 1185 г. Главной идеей "Слова" стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не является сторонником государственного объединения: его призыв направлен к согласию в действиях, против междоусобиц и княжеских распрей. Неизвестный автор "Слова" принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств и обладал глубоким знанием русской действительности.

Изображение эпизода
из "Слово о полку Игореве"


Слайд 15Архитектура
В X - XII вв. развивается строительство из камня, в

основном храмовое, и церковная живопись. До наших дней сохранились (правда,

не в своем первозданном виде) выдающиеся памятники зодчества середины XI столетия - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове.

Собор св. Софии в Киеве

собор св. Софии в Новгороде

АрхитектураВ X - XII вв. развивается строительство из камня, в основном храмовое, и церковная живопись. До наших

Слайд 16На рубеже XI и XII вв. начинается подъем монументального искусства

Владимиро-Суздальской земли, а в период княжения Андрея Богалюбского и Всеволода

Большое Гнездо оно переживает пышный расцвет. Возводится множество храмов, княжеских дворов и замков. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры второй половины XII века относятся Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Церковь Покрова на Нерли.

Дмитриевский собор во Владимире

На рубеже XI и XII вв. начинается подъем монументального искусства Владимиро-Суздальской земли, а в период княжения Андрея

Слайд 17Новый архитектурный стиль, отличающийся простотой сооружений и скромностью внутреннего убранства

храмов, формируется в Новгороде в течение XII в. (Церковь Спаса

на Нередице, 1198 г.). В архитектуре конца XII - начала XIII вв. преобладает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.
Памятники древнерусской живописи почти не сохранились, но из письменных источников известно о богатых росписях храмов и теремов, а по отдельным уцелевшим фрагментам можно судить о высоком мастерстве художников.

Церковь Спаса на Нередице

Новый архитектурный стиль, отличающийся простотой сооружений и скромностью внутреннего убранства храмов, формируется в Новгороде в течение XII

Слайд 19Виды ремесел

Виды ремесел

Слайд 20Ремесло
Сельское ремесло домонгольского периода характеризуется наличием разных форм ремесленного производства:

вотчинного (феодально-владельческого), слободского типа (или типа русского "рядка" XV-XVI вв.),

кустарного и домашнего. Для первых двух типична специализация производства и ориентация его на рынок. Происходит стандартизация ряда типов изделий, которые по технологии и качеству мало уступали продукции городского ремесла; формируются узкоспециализированные мастерские (оружейников, замочников и др.), возможно, с использованием организационных элементов ученичества, в рамках слободского и, возможно, вотчинного ремесла.

РемеслоСельское ремесло домонгольского периода характеризуется наличием разных форм ремесленного производства: вотчинного (феодально-владельческого), слободского типа (или типа русского

Слайд 21Быт
В Х в. основным материалом для строительства стационарного дома были

сосна и камыш. Археологически зафиксирован тип наземного дома без подпола

с открытыми очагами, обложенными известняковыми камнями. Жилища состояли из двух половин, одна из которых была жилой (Измерское селище). Вероятно, существовали и дома с подполом, в нем находились цилиндрические ямы - кладовки. Можно предполагать наличие полуземлянок, пол которых был заглублен в землю, а стенки обложены деревянными досками.
Около дома располагались хозяйственные постройки. Это были цилиндрические ямы с прокаленным дном и стенками, иногда с песчаной подсыпкой на дне. Сверху они, скорее всего, имели деревянное перекрытие или крышку. Служили они для хранения зерновых продуктов. Имелись и специальные погреба для хранения скоропортящихся продуктов. Они были с деревянным перекрытием и нередко со специальными ступеньками для удобства у дна. Расположение построек и характер булгарской усадьбы пока еще остается неясным. Скорее всего, хозяйственные постройки не составляли с жилыми единой системы, хотя ямы-хранилища были упорядоченно сконцентрированы у края усадьбы в один ряд в шахматном порядке.
БытВ Х в. основным материалом для строительства стационарного дома были сосна и камыш. Археологически зафиксирован тип наземного

Слайд 22Реконструкция наземных жилищ славян X-XIII вв.
Реконструкция
славянского жилища по

В.В. Седову
Славянское жилище X-XIII вв.

Реконструкция наземных жилищ славян X-XIII вв. Реконструкция славянского жилища по В.В. Седову Славянское жилище X-XIII вв.

Слайд 23Интерьер
В юрте мебели практически не было. Сидели на коврах,

войлоке или шкурах, разостланных на полу. Для еды могли использоваться

маленькие деревянные столики. В стационарном жилище интерьер дома был достаточно прост. Лавки, полочки на стенах, вероятно, сундуки и небольшие ларцы составляли домашнюю обстановку. Могли использоваться и небольшие столики для еды на одну персону.
Более состоятельные сельчане могли позволить себе использовать в хозяйстве металлическую посуду, в частности, котлы, подвешивавшиеся на металлических цепях к потолочной балке или на специальных распорках у очага.
Стены занавешивались тканью. Из ткани были сделаны и занавеси, отделявшие "мужскую" часть от "женской". У состоятельных и знатных господ ткань была шелковой - китайской или византийской. Определенные отличия, скорее всего, были в размерах и оформлении жилой юрты и той, что предназначалась для приемов.
Интерьер В юрте мебели практически не было. Сидели на коврах, войлоке или шкурах, разостланных на полу. Для

Слайд 24Костюмы
Материал, из которого изготавливалась одежда в VIII - XIII вв.,

был следующим: шерстяные и шелковые ткани, а также материя из

растительных волокон. Не исключено, что в какой-то мере использовалась и кожа. Хотя археологически следы ее в этом плане не зафиксированы. Это, кстати, отличает средневековый костюм от более ранних кочевнических костюмов, в изготовлении которых применялась в основном кожа и тонкий войлок. Одежда шилась из домотканой материи - грубого сукна или полотняной ткани; часть ее изготавливалась из более толстого льняного волокна. Вероятно, использовалась и более тонкая шерстяная ткань. Состоятельные люди могли себе позволить шить одежду из шелка. Широко использовалась меховая одежда. Скорее всего, наиболее распространенным был мех лисицы, белки, зайца, бобра. Для изготовления обуви применялась кожа. Выделывались кожи домашних животных - коров, лошадей, коз, овец. Использовалась кожа диких животных - лося и оленя. Для большинства небогатых людей наиболее доступной была обувь из лыка.
КостюмыМатериал, из которого изготавливалась одежда в VIII - XIII вв., был следующим: шерстяные и шелковые ткани, а

Слайд 25Женские костюмы
Верхней одеждой была запона — накладная одежда типа нарамника

из полотна, не сшитая по бокам. Запона также была короче

рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу. Нагрудник — более короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами украшалась по низу, горловине и рукавам. Ее также носили поверх рубахи.
В женском костюме феодальной знати, кроме рубашки, были византийские формы одежды: туники, далматики, драпирующиеся плащи. Верхней женской одеждой были свиты с более широкими, чем в мужских, рукавами, из которых виднелись украшенные зарукавья сорочки. Головные уборы играли в женском костюме большую роль. Девушки носили распущенные длинные волосы или косу, заплетенную плоско, низко на затылке.

женский костюм
феодальной знати

женские костюмы
X-XIII вв.

Женские костюмыВерхней одеждой была запона — накладная одежда типа нарамника из полотна, не сшитая по бокам. Запона

Слайд 26Мужские костюмы
Начиная с XI в. шапки были неотъемлемой частью русского

мужского костюма и у знати, и у бедноты. Крестьяне носили

круглые колпаки из войлока, грубого сукна с узкой меховой опушкой, люди состоятельные — из тонкого сукна или бархата, знать — бархатные или парчовые с украшениями из серебра, золота, драгоценных камней и с меховым околышем. Парадной княжеской одеждой были и туники из дорогих византийских паволок с длинными рукавами и боковыми разрезами внизу. Верхней одеждой является новгородская шуба — распашное прямое изделие из яркой шелковой или бархатной ткани с отложным воротником и длинными вшивными рукавами. Нижней одеждой знати и основной у крестьян с древнейших времен были рубахи и порты. Крестьянскую рубаху шили из холста, пестряди с подкладкой на груди и спине, которую пришивали красными нитками. Русские воины поверх одежды надевали короткую кольчужную рубашку с разрезами по бокам и короткими рукавами, а на голову — шолом с бармицей.

парадная мужская
княжеская одежда

одежда русских воинов

Мужские костюмыНачиная с XI в. шапки были неотъемлемой частью русского мужского костюма и у знати, и у

Слайд 27Выводы
Русская культура домонгольского периода по всем своим компонентам стояла в

одном ряду с культурой Западной Европы и активно с ней

взаимодействовала.
Памятники, сохранившиеся до настоящего времени, позволяют сделать вывод о высоком уровне развития культуры Руси и поставить ее в один ряд с наиболее развитыми государствами того времени. Свидетельством тому является высокий уровень грамотности среди русского населения, широкое распространение переводной литературы и создание оригинальных памятников русской литературы; развитие всех видов искусства.
Синтетический характер русской культуры X начала XIII вв.; базировавшейся на языческой культуре восточных славян и христианской традиции Византии, создал условия для дальнейшего развития самобытной национальной культуры
ВыводыРусская культура домонгольского периода по всем своим компонентам стояла в одном ряду с культурой Западной Европы и

Слайд 28Список использованной литературы
Древнерусская архитектура / Раппопорт П.А. – С.-Петербург, 2004.


Искусство Древней Руси / Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. – М.:

Издательство Эксмо, 2003.
Культура Древней Руси: домонгольский период / Колпакова Г.С., 2007.
Список использованной литературыДревнерусская архитектура / Раппопорт П.А. – С.-Петербург, 2004. Искусство Древней Руси / Вагнер Г.К., Владышевская

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика