Разделы презентаций


Презентация по информатике "Табличное решение логических задач"

Содержание

Цель урока: Научиться решать логические задачи , если объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия с применением таблиц типа ООО и ООН.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Табличное решение логических задач
Баландина Наталья Михайловна учитель информатики МОУ «СОШ № 2»

г. Саранска РеспубликиМордовия, 2011 г.

Табличное решение логических задачБаландина Наталья Михайловна учитель информатики МОУ «СОШ № 2»     г.

Слайд 2Цель урока: Научиться решать логические задачи , если объекты двух

классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия с применением таблиц

типа ООО и ООН.


Цель урока: Научиться решать логические задачи , если объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия

Слайд 3ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Что такое модель?
Что такое моделирование?
Какие модели называют натурными?
Какие

модели называются информационными?
Какие существуют виды информационных моделей?
Какие преимущества обеспечивают табличные

модели по сравнению со словесным описанием?


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО  МАТЕРИАЛА Что такое модель?Что такое моделирование?Какие модели называют натурными?Какие модели называются информационными?Какие существуют виды

Слайд 4Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.

Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.

Слайд 5Простые
таблицы
Типы таблиц
Сложные
таблицы
ОС
ООО
ООН
ОСО

Простые таблицыТипы таблицСложныетаблицыОСОООООНОСО

Слайд 6Определить тип таблицы:
Озёра
Таблица типа ОС (объекты-свойства)

Определить тип таблицы:ОзёраТаблица типа ОС (объекты-свойства)

Слайд 7Определить тип таблицы:
Таблица типа ООН (объекты-объекты– несколько)
Климат

Определить тип таблицы:Таблица типа ООН (объекты-объекты– несколько)Климат

Слайд 8Определить тип таблицы:
Таблица типа ООО (объекты-объекты-один)
Табель успеваемости

Определить тип таблицы:Таблица типа ООО (объекты-объекты-один)Табель успеваемости

Слайд 9Определить тип таблицы:
Результаты областной олимпиады по химии
Таблица типа ОСО «объекты

– свойства - объекты»

Определить тип таблицы:Результаты областной олимпиады по химииТаблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты»

Слайд 10Производство металла
Таблица типа ООН (объекты-объекты– несколько)
Определить тип таблицы:

Производство металлаТаблица типа ООН (объекты-объекты– несколько)Определить тип таблицы:

Слайд 11Определить тип таблицы:
Таблица типа ОС (объекты-свойства)
Площадь и население государств

Определить тип таблицы:Таблица типа ОС (объекты-свойства)Площадь и население государств

Слайд 12Определить тип таблицы:
Таблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты»
Расписание

движения поездов по железнодорожной станции г. Пермь

Определить тип таблицы:Таблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты»Расписание движения поездов по железнодорожной станции г. Пермь

Слайд 13Определить тип таблицы:
Таблица типа ООО (объекты-объекты-один)
Результаты контрольной работы учеников 10

класса

Определить тип таблицы:Таблица типа ООО (объекты-объекты-один)Результаты контрольной работы учеников 10 класса

Слайд 14ОБЪЯСНЕНИЕ
НОВОГО
МАТЕРИАЛА

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 15Объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия, если:

в этих классах одинаковое количество объектов;
каждый объект первого класса

связан заданным свойством только с одним объектом второго класса.
В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждой графе будет находиться только один «+», фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.
Объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия, если: в этих классах одинаковое количество объектов; каждый

Слайд 16Пример 1.
Однажды Артеке за круглым столом оказался пятеро ребят из

Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Леша, Коля

и Витя. Москвич сидел между Томичем и Витей, петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не был в Москве и Томске, Томич с Толей регулярно переписываются.
Определить в каком городе живет каждый из ребят?
Пример 1.Однажды Артеке за круглым столом оказался пятеро ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра,

Слайд 17Анализ этого текста позволяет выделить два класса объектов: «мальчик» и

«город». Нужно установить взаимно однозначное соответствие (выявить пары) между объектами

этих классов. Наличие свойства у пары объектов «мальчик живет в городе» будем обозначать «+», а его отсутствие —
« -».
Отметим в таблице свойства пар, следующие из условия задачи:


+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

Анализ этого текста позволяет выделить два класса объектов: «мальчик» и «город». Нужно установить взаимно однозначное соответствие (выявить

Слайд 18Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из

них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном

из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.
Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»).

Пример 2.

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и

Слайд 19Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка»

— «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между

объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие:

Девочка

Музыкальный
инструмент

Иностранный
язык

Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный

Слайд 20В условии задачи явно указано наличие (отсутствие) связи между некоторыми

объектами рассматриваемых классов.
Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для

пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу. Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать «+», а его отсутствие — «-».
В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие.
В условии задачи явно указано наличие (отсутствие) связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.Можно построить две отдельные таблицы

Слайд 21+
Итак,
Maша играет на рояле;
Оля играет на виолончели;
Лена не играет на

арфе.
+
-
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
+

+Итак,Maша играет на рояле;Оля играет на виолончели;Лена не играет на арфе.+------+------+

Слайд 22Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к

заполнению ее второй части: Девочка, которая говорит по-французски, играет на

скрипке.  Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Виолончелистка не говорит по-итальянски.

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

+

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению ее второй части: Девочка, которая говорит

Слайд 23ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 241. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
«Наклоны головы»

Вперед – назад

Вправо

- влево

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения «Наклоны головы»Вперед – назадВправо - влево

Слайд 252. Упражнение общего воздействия
«Бокс»

2. Упражнение общего воздействия «Бокс»

Слайд 263. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук


«Рывки руками»
«Сжимание кисти в кулак»

3. Упражнения для снятия утомления  с плечевого пояса и рук «Рывки руками»«Сжимание кисти в кулак»

Слайд 274. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища
«Наклоны в

сторону»

4. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища «Наклоны в сторону»

Слайд 28«Вращение глазами»

по часовой стрелке
против часовой стрелки

5. Упражнения для глаз

«Вращение глазами»по часовой стрелке против часовой стрелки5. Упражнения для глаз

Слайд 29«Пальчик»
Приближайте и
отводите палец

«Пальчик»Приближайте и  отводите палец

Слайд 30«Во все стороны»
Двигайте глазами
вверх-вниз
вправо-влево

«Во все стороны»Двигайте глазами вверх-внизвправо-влево

Слайд 31«Кто там?»
Зажмурьтесь посильнее

Широко откройте глаза

«Кто там?»Зажмурьтесь посильнееШироко откройте глаза

Слайд 32«Моргание»

«Моргание»

Слайд 33«Сон»
Закройте глаза

«Сон»Закройте глаза

Слайд 34ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ПРОЙДЕННОГО
МАТЕРИАЛА

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 35Пример 3.

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна,

Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете,

гобое и трубе.
Известно, что:
Смит самый высокий;
играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Пример 3.В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке,

Слайд 36
Так как музыкантов трое, инструментов шесть и каждый владеет
только

двумя инструментами, получается, что каждый музыкант
играет на инструментах, которыми

остальные не владеют.

Из условия когда между альтистом и трубачом возникает ссора,
Смит мирит их следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе,
а из условий играющие на скрипке и флейте и Браун любят
пиццу и Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое следует,
что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое.
Следовательно, инструменты Брауна — альт и кларнет.

-

-

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

Так как музыкантов трое, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет

Слайд 37-
-
-
-
-
-
+
+
+
-
-
-
Из условий Смит самый высокий и
играющий на скрипке меньше ростом

играющего на флейте
следует, что Смит не скрипач. Так как на

скрипке
не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон.
Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь
определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон"
можно заполнить «-». Из таблицы видно, что играть на
флейте и на гобое может только Смит.

-

+

-

-

+

+

------+++---Из условий Смит самый высокий ииграющий на скрипке меньше ростом играющего на флейтеследует, что Смит не скрипач.

Слайд 38Ответ: Браун играет на альте и кларнете,


Смит — на флейте и гобое,
Вессон — на скрипке и трубе
Ответ: Браун играет на альте и кларнете,

Слайд 39Пример 4.
Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя

10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них

стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
Пример 4.Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что

Слайд 40Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия —

увлечение).
Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и

он не врач.
Из слов врача следует, что он турист.

Туризм

Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач — Тимур.

Врач

В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени — Юра.

Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р".

Физик

Бег

Юрист

Регби

Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение).Из слов Юры ясно, что он не

Слайд 41Домашнее задание
§2.6 (стр. 70 - 75)
№ 2, 3 (с.74) в

тетради.

Домашнее задание§2.6 (стр. 70 - 75)№ 2, 3 (с.74) в тетради.

Слайд 42Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня,

я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку,

я понимал все, о чем говорилось на уроке. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

РЕФЛЕКСИЯ

Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке

Слайд 43Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Слайд 44Источники
http://images.yandex.ru (картинки)

Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л.

Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 229

3.

Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

4. httphttp://http://bookhttp://book.http://book.kbsuhttp://book.kbsu.http://book.kbsu.ruhttp://book.kbsu.ru/http://book.kbsu.ru/theoryhttp://book.kbsu.ru/theory/http://book.kbsu.ru/theory/chapterhttp://book.kbsu.ru/theory/chapter5/1_5_13.http://book.kbsu.ru/theory/chapter5/1_5_13.html
5. 5. http 5. http:// 5. http://mathem 5. http://mathem. 5. http://mathem.hut 5. http://mathem.hut1. 5. http://mathem.hut1.ru 5. http://mathem.hut1.ru/ 5. http://mathem.hut1.ru/z 5. http://mathem.hut1.ru/z_ 5. http://mathem.hut1.ru/z_all 5. http://mathem.hut1.ru/z_all/ 5. http://mathem.hut1.ru/z_all/z 5. http://mathem.hut1.ru/z_all/z_ 5. http://mathem.hut1.ru/z_all/z_log 5. http://mathem.hut1.ru/z_all/z_log. 5. http://mathem.hut1.ru/z_all/z_log.htm
6. http://www.openclass.ru/dig-resource/139127



Источникиhttp://images.yandex.ru  (картинки) Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика