Разделы презентаций


Неорганическая химия. Лекция

Содержание

Воспитательное стихотворение (Эдуард Успенский – создатель брэнда «Чебурашка»)Когда гуляю пешком по поселкуИ вижу розарий, альпийскую ёлку,Дом, фонари, провода,Летнюю мебель, столы для пинг-понга,Сенокосилку, цветы из Гонконга,Я рассуждаю тогда:- Сколько же, сколько же

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Курс «Неорганическая химия»
Лектор: Третьяков Юрий Дмитриевич
Расписание лекций: вторник – 10:50

– 12:25

пятница – 10:50 – 12:25
Электронная версия лекций находится на сайте www.fnm.msu.ru в разделе библиотека – учебные материалы



Курс «Неорганическая химия»Лектор: Третьяков Юрий ДмитриевичРасписание лекций: вторник – 10:50 – 12:25

Слайд 2Воспитательное стихотворение (Эдуард Успенский – создатель брэнда «Чебурашка»)
Когда гуляю пешком

по поселку
И вижу розарий, альпийскую ёлку,
Дом, фонари, провода,
Летнюю мебель, столы

для пинг-понга,
Сенокосилку, цветы из Гонконга,
Я рассуждаю тогда:
- Сколько же, сколько же надо учиться,
Рано вставать
Или поздно ложиться,
Над книгами сколько корпеть,
Чтоб все это тоже иметь.

Когда я на лыжах с собакой катаюсь
И на высокий забор натыкаюсь,
А за забором прием –
Музыка, свет, королевы и дамы…
Корреспонденты, огни для рекламы,
Столики с разным питьем…
Я понимаю, чтоб это иметь,
Чтоб наслаждаться подобным забором,
Музыкой, дамами и разговором…

Надо все время корпеть,
Нужно учиться и очень серьезно,
Рано вставать,
Засыпать очень поздно
И никогда не болеть.

Когда я катаюсь на велосипеде,
О, юноша мой дорогой,
Мне часто встречаются юные леди
И каждая лучше другой.
Смотрю я на них продолжительным взглядом,
Дивлюсь их походке
Уму и нарядам…
И знаю, чтоб с ними дружить,
Надо всегда на пятерки учиться,
Надо к вершинам науки стремиться,
Жизнь к их ногам положить.
Эх, почему же я так не учился,
С книгами вместе в кровать не ложился,
С лекций в кино убегал?
Я бы сейчас не стоял у заборов,
Был бы участником тех разговоров
И этих стихов не слагал.



Воспитательное стихотворение (Эдуард Успенский – создатель брэнда «Чебурашка»)Когда гуляю пешком по поселкуИ вижу розарий, альпийскую ёлку,Дом, фонари,

Слайд 3Правила поведения
Не опаздывать на лекцию
Отключить сотовые телефоны в аудитории
Поздороваться с

лектором
Не шуметь и не разговаривать во время лекции


Правила поведенияНе опаздывать на лекциюОтключить сотовые телефоны в аудиторииПоздороваться с лекторомНе шуметь и не разговаривать во время

Слайд 4Советы
Регулярно посещать лекции
Записать в тетради лишь самое главное
Стремиться понять лектора
Учиться

не только по лекциям, использовать также учебники и Internet
Неорганическая химия,

под редакцией академика Ю.Д. Третьякова том I, Физико-химические основы неорганической химии, 2004
Ю.Д. Третьяков, Л.И. Мартыненко, А.Г. Григорьев, Неорганическая химия, т. I и II, 2006 г.



СоветыРегулярно посещать лекцииЗаписать в тетради лишь самое главноеСтремиться понять лектораУчиться не только по лекциям, использовать также учебники

Слайд 5Признаки химической реакции
изменение цвета (J2 и крахмал, Fe3+ и роданиды,

«лисий хвост», KMnO4)
появление запаха (бром, H2S, SO2, меркаптаны)
изменение вкуса («инвертированный

сахар»)
выпадение осадка (PbJ2, BaSO4, AgJ, «берлинская лазурь»)
свечение (люминол, «синглетный кислород»)
увеличение объема (фараонова змея, сахар + олеум)
выделение тепла, разогревание, взрыв (H2SO4 + H2O или H2O+H2SO4, алюмотермия, фосфор и бертолетова соль, H2 + O2: «комарик», «трехйодистый азот», «оксиликвиты» )
поглощение тепла, охлаждение (растворение роданида, нитрата аммония, тиосульфата натрия – сольватация?)
возникновение э.д.с. …



Признаки химической реакцииизменение цвета (J2 и крахмал, Fe3+ и роданиды, «лисий хвост», KMnO4)появление запаха (бром, H2S, SO2,

Слайд 6«…Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…» Выделение газа, изменение

окраски, образование осадка, изменение массы реагентов и продуктов

Химические реакции –

участие «электронных оболочек» Ядерные реакции (физика) – участие ядерных оболочек


«…Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…»  Выделение газа, изменение окраски, образование осадка, изменение массы

Слайд 7Необычные химические воздействия и превращения
Механохимия
SnO2 + C =

Sn + CO2 4Al + 3CO2

= 2Al2O3 + 3C
СВС
SrO2 + WO2 = SrWO4 CaO2 + MoO2 = CaMoO4
Ультразвук
CO + H2 → HCOH (формальдегид)
В воде
Плазмохимия
2Ti + N2 = 2TiN (зубы, собор)
Лазерная химия
2NH3 + CO2 = H2NCOONH4 (мочевина)
CO2 – лазер (10.6 мкм)
Радиационная химия



Необычные химические воздействия и превращения Механохимия  SnO2 + C = Sn + CO2

Слайд 8Криохимия – «матричный» синтез
+BF3

+BF3


77 K 77 K 220 K


+PCl3
77 K

HC≡HC
77 K, 243 K
343 K


B2F4

B3F5

B8F12

(BF2)3 · B · PCl3

BF

CH = CH(BF2)
F — B
CH = CH(BF2)

CH=CH
F — B B — F
CH=CH


Криохимия – «матричный» синтез    +BF3

Слайд 9Особенности химического творчества
Манхэттенский проект атомная бомба


Проект Апполон человек на луне


Результат деятельности крупных коллективов
«Гамлет» результат индивидуального
«Мона Лиза» творчества
Химическое творчество непредсказуемый поиск, архитектура химических факультетов.
«Химия сама создает предмет своего исследования» - Бертло.
Откуда берет начало химия?
Первобытный человек – огонь
2Fe2O3 + 3C = 4Fe + 3CO2









Особенности химического творчестваМанхэттенский проект     атомная бомба 	Проект Апполон

Слайд 10химия
медицина
биология
геология
механика
физика

Химия - в центре наук

химиямедицинабиологиягеологиямеханикафизикаХимия - в центре наук

Слайд 11
Диалектика
Профессионализм
Междисциплинарность
Химический
факультет
Факультет Наук о материалах
Физико-химический
факультет

ДиалектикаПрофессионализмМеждисциплинарностьХимический факультетФакультет Наук о материалахФизико-химический факультет

Слайд 12Пикосекунды - фемтохимия
2Fe2O3 + 3C → 4Fe + 3CO2
Нанометр

– нанохимия
Нанотехнология
АСМ, ЭМ
Интернет–олимпиада по нанотехнологиям
Наноазбука
Наноматериалы







Пикосекунды - фемтохимия2Fe2O3 + 3C → 4Fe + 3CO2 Нанометр – нанохимияНанотехнологияАСМ, ЭМИнтернет–олимпиада по нанотехнологиямНаноазбукаНаноматериалы

Слайд 13Лекция № 1:
Энергетика химических превращений


Лекция № 1:Энергетика химических превращений

Слайд 14


Е энергия

Е энергия

Е





m вещество m вещество m

(NH4)2Cr2O7 → Cr2O3 + . . . . . .
Fe2O3 + Al → Fe + Al2O3
H2O2 + K4[Fe(CN)6 ] + люминол






Е 	  энергия 	 Е 	энергия

Слайд 15Внутренняя энергия
энергия межмолекулярного взаимодействия
энергия химической связи
энергия взаимодействия электронов и ядер
внутриядерная

энергия

кинетическая энергия системы как целого
энергия положения системы в пространстве
ракета

в околоземном пространстве



Внутренняя энергияэнергия межмолекулярного взаимодействияэнергия химической связиэнергия взаимодействия электронов и ядервнутриядерная энергиякинетическая энергия системы как целогоэнергия положения системы

Слайд 16
Изменение внутренней энергии
ΔU = U2 – U1
Теплота, получаемая системой
извне

или отдаваемая
окружающей среде
Работа системы против
внешних сил или внешних


сил над системой


Изменение внутренней энергииΔU = U2 – U1Теплота, получаемая системой извне или отдаваемая окружающей средеРабота системы против внешних

Слайд 17Первое начало термодинамики

∆U=U2

– U1 = Q – A (1.1)

A = p ∆V= p (V2 – V1) (1.2)

при V = const ( изохорный процесс )

∆U = U2 – U1 = Qv (1.3)

изохорный тепловой эффект




Первое начало термодинамики

Слайд 18
при р = const ( изобарный процесс )


∆U = U2 – U1 = Qр – p (V2 – V1) (1.4)

или
Qр = (U2 – U1) + р (V2 – V1) = (U2 + рV2) – (U1 + рV1) (1.5)


(1.6)

Н – энтальпия, функция состояния
теплосодержание Н = f (p,V,U)


U + рV ≡ Н



при р = const ( изобарный процесс )

Слайд 19 Из (1.5) и (1.6)

(1.7)

Из (1.3) и (1.4) Qр – Qv = p·∆V = ∆(p·V) (1.8)

Согласно уравнению Клайперона – Менделеева
(1.9)

где R = 8.31 Дж/моль·К, nг – число молей газа

Из (1.8) и (1.9)
(1.10)
 

Qр = Н2 – Н1 = ∆Н = Σ Нпр. – Σ Нреаг.

pV = nг · RT

Qр – Qv = ∆nг·RT



Из (1.5) и (1.6)

Слайд 20Для реакций:
H2 + Cl2 = 2HCl

∆nг = 0, Qр = Qv
2H2 +

O2 = 2H2O ∆nг = –1 Qр – Qv = – RT = –2.5кДж/моль
Калориметрия, т/краски, скамейка

CH4 (г) + 2О2 = СО2 (г) + 2Н2О (ж) + 890кДж (1.11)
Термохимическое уравнение +Q и –Q



Для реакций: H2 + Cl2 = 2HCl      ∆nг = 0, Qр =

Слайд 21С + 2S = CS2 – 88кДж

(1.12)
С + 2S + 88кДж = CS2

(1.12׀)

H2 + ½O2 = H2O(г) + 246 кДж
2H2 + O2 = 2H2O(г) + 492 кДж


10-3 10 103 1010 кДж
жид. He хим. реакция космич. излучение
1 т С ≈ 1 г Ra



С + 2S = CS2 – 88кДж       (1.12)С + 2S +

Слайд 22H2O(г) + С(тв) = СО(г) + Н2(г)

(1.13)

∆Н = (Н(СО)+ Н(Н2 )) – (Н(H2O)+ Н(С)) >0

H2O(г) + С(т) = СО(г) + Н2(г) – 136 кДж- изменение в системе (теплоподвод)

H2O(г) + С(т) = СО(г) + Н2(г) ∆Н = 136 кДж – изменение в окружающей среде (отбор тепла)




H2O(г) + С(тв) = СО(г) + Н2(г)

Слайд 23Салм

Сграф ΔHпр

Салм+ О2

Сгр + О2 ΔHпр Сгр + О2 = СО2 ΔH1= - 393,5 (1.14)
H ΔH2 Сал + О2 = СО2 ΔH2= - 395,3 (1.15)
кДж/моль
ΔH1

ΔHпр = ΔH2 – ΔH1= -1,8 кДж/моль (1.16)
Энтальпий. диаграмма



Салм            Сграф

Слайд 24 Энтальпия

(теплота) образования

станд. условия
ΔHºобр, 298 или ΔHºf, 298 1 атм. = 101325 Па
25ºС = 298.15 К
Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2 (1.17)
ΔHº(1.17)= 3ΔHº(CO2) - ΔHº(Fe2O3) - 3ΔHº(CO)
Из термических таблиц
ΔHº(CO2) = - 393.5 кДж/моль,
ΔHº(CO) = -110.5 кДж/моль
ΔHº(Fe2O3) = -820 кДж/моль
ΔHº(1.17)= 3(-393.5) – (820) – (-110.5) = -29 кДж/моль



Энтальпия (теплота) образования

Слайд 25Тепловой эффект растворения ΔHºраств.


KOH(кр) =

K+(р) + OH-(р) (1.19)
ΔHºf,298 - 425.8 – 251.2 – 230.2
ΔHºраст.= [(-251.2) + (-230.2)] – (-425.8) = 55.6 кДж/моль
Теплота (энтальпия) фаз. перехода

SO3(ж) = SO3(г) (1.20)
ΔHºf,298 –439.0 – 396.1
ΔHºисп = (-396.1) – (-439.0) = 42.9 кДж/моль



Тепловой эффект растворения ΔHºраств.

Слайд 26Энергия ионизации атомов

H(г) = H+(г) + e-

(1.21)
ΔHºf,298 218.0 1536.2
ΔHºион = Jион = 1536.2 – 218.0 = 1318.2 кДж/моль

Сl(г) + e- = Cl- (г) (1.22)
ΔHºf,298 121.3 - 233.6
ΔHэл. ср = (-233.6) – 121.3 = -354.9 кДж/моль



Энергия ионизации атомов          H(г) = H+(г) + e-

Слайд 27Закон Лавуазье – Лапласа
ΔHпр = - ΔHобр

(Cl2O, ClO2, Cl2O7)



Закон Лавуазье – ЛапласаΔHпр = - ΔHобр     (Cl2O, ClO2, Cl2O7)

Слайд 28



Закон Гесса

ΔH2
ΔH1 = ΔH2 + ΔH3
ΔH3
ΔH1


2

1


Закон Гесса

Слайд 29По определению, для вещества

(1.25)

ΔH = Cp · ΔT (1.26)

(1.27)




Тф.п. Т

(1.28)




По определению, для вещества

Слайд 30

Для реакции (ур. Кирхгофа)

(1.29)

(1.30)

(1.31)

для твердых веществ с = 0, газов d = 0




Для реакции (ур. Кирхгофа)

Слайд 31Энергия химической связи EHCl = ? (EHCl = - ΔHH-Cl)
ΔHf,HCl

= - 92,8
(ΔHдисс)H2 = 435,0 кДж/м; (ΔHдисс)Cl2

= 242,6 кДж/м
½Cl2(г) = Cl(г) ½ (ΔHдисс)Cl2
½H2(г) = H(г) ½ (ΔHдисс)H2
H(г) + Cl(г) = HCl(г) ΔHH-Cl
½H2(г) + ½Cl2(г) = HCl(г) ΔHºf,HCl
½ ΔHдисс(Cl2) + ½ ΔHдисс(H2) + ΔHH-Cl = ΔHºf,HCl

ΔHH-Cl = - 92,8 - ½(435,0 + 242,6) = -431,6 кДж/м


EHCl = 431.6 кДж/моль


Энергия химической связи EHCl = ? (EHCl = - ΔHH-Cl)ΔHf,HCl = - 92,8(ΔHдисс)H2 = 435,0 кДж/м;

Слайд 32Энтальпия (теплота) гидратации ΔHгидр теплота перехода 1 моль ионов из вакуума

в водный раствор

Hраств = ΔHреш + ΔHгидр (1.33)
реш → р-р > 0 <0
реш → ионы ионы → р-р
ΔHраств,KOH <0; т.к ΔHреш < (ΔHºгидр,K + ΔHºгидр,OH )
экзо
ΔHраств, КNO3 >0; т.к ΔHреш > (ΔHºгидр,K + ΔHºгидр,NO3 )
эндо
Из (1.33) ΔHгидр = ΔHраств – ΔHреш (1.34)
ΔHгидр, ан ΔHгидр, кат



Энтальпия (теплота) гидратации ΔHгидр теплота перехода 1 моль ионов из вакуума в водный раствор

Слайд 33Генерация, хранение, транспорт энергии
ТЭЦ, ЭС, АС, генер. схема экоэнергетики

Альтернативы?
Водород, энергетика
Генерация

H2 из H2O

электролиз
радиолиз
т/хим. циклы
М + Н2О = МО + Н2, у М ср-во к О выше, чем у Н
2МО = 2М + О2, МО легко диссоциирует
2CuBr2 + 4 730 ºС 2Cu(OH)2 + 4HBr
4HBr + Cu2O 100 ºС 2CuBr2 + H2O +
2CuBr2 + 2Cu(OH)2 100 ºС 2CuO + 2CuBr2 + 2H2O
2CuO 1000 ºС Cu2O +

2H2O = H2 + ½O2


H2O

H2

½O2


Генерация, хранение, транспорт энергииТЭЦ, ЭС, АС, генер. схема экоэнергетикиАльтернативы?Водород, энергетикаГенерация H2 из H2O

Слайд 34FeCl3 · 6H2O Тпл =

310 К ∆Η = 336

кДж/моль
LiF + LiOH Тпл = 703 К ∆Η = 734 кДж/моль

MgH2 ∆Ηобр = 3 · 103 кДж/м
n {C6H7O5(NO2)3}
тринитроцеллюлоза
1.5 n CO2 + 4.5CO +3.5 n H2O + 1.5 n N2

C3H5O3(NO2)3
нитроглицерин
3CO2 + 2.5H2O + 1.5N2 + 0.25O2

Нобелевские премии: Н.Н.Семенов




FeCl3 · 6H2O      Тпл = 310 К

Слайд 35Академик H. H. Семенов - один из наиболее ярких представителей

советской науки, внесший неоценимый вклад в её становление и расцвет

своими личными научными достижениями и неутомимой научно-организационной, педагогической и общественной деятельностью.


Академик H. H. Семенов - один из наиболее ярких представителей советской науки, внесший неоценимый вклад в её

Слайд 36
Лектор - академик РАН, проф., д.х.н.,
зав. каф. неорг. химии, декан

ФНМ
ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ТРЕТЬЯКОВ
Владимир
Павлович
ЗЛОМАНОВ
проф., д.х.н.
к.452
Андрей
Владимирович
ШЕВЕЛЬКОВ
проф., д.х.н.,
к.358

Евгений
Алексеевич
ГУДИЛИН
д.х.н., к.548

Лектор - академик РАН, проф., д.х.н.,зав. каф. неорг. химии, декан ФНМЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ТРЕТЬЯКОВВладимирПавловичЗЛОМАНОВпроф., д.х.н.к.452Андрей ВладимировичШЕВЕЛЬКОВпроф., д.х.н., к.358

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика