Разделы презентаций


Народные промыслы Нижегородской области

Содержание

Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Влияние географического положения на особенности культуры и развития народных промыслов


Выполнила:
Учитель географии
МБОУ «Средняя школа №18»
Лукашина Е.Е.

Влияние географического положения на особенности культуры и развития народных промыслов Выполнила:Учитель географииМБОУ «Средняя школа №18»Лукашина Е.Е.

Слайд 2 Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного

декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не

только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня тысячи мастеров – ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры, резчики и мастера росписи по дереву – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.

Введение

Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи

Слайд 3ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Выявление воздействия географического положения отдельных районов Нижегородского края

на развитие народных промыслов, жизнь, быт и культуру людей.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ Выявление воздействия географического положения отдельных районов Нижегородского края на развитие народных промыслов, жизнь, быт и

Слайд 4ЗАДАЧИ
Изучение народных промыслов Нижегородского края;

Установление зависимости между географическим положением

и развитием народных промыслов;

Определение воздействия народных промыслов на жизнь, быт,

культуру людей в разных районах Нижегородской области.

ЗАДАЧИ Изучение народных промыслов Нижегородского края;Установление зависимости между географическим положением и развитием народных промыслов;Определение воздействия народных промыслов

Слайд 5АКТУАЛЬНОСТЬ
Считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний

день очень актуальна, так как во многих районах нашей страны

и Нижегородской области возрождаются народные промыслы, открываются целые города мастеров и умельцев, чтобы показать современным людям быт предшествующих поколений, отразить нравы, обычаи и традиции старинных мастеров и умельцев.
АКТУАЛЬНОСТЬ   Считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна, так как во многих

Слайд 6 В районе Балахны никогда не было своей глины,

её привозили с левобережья Волги, долго перерабатывали и изготавливали изразцы,

которые нашли своё применение в облицовке печей, отделке местных церквей, а также отделке Грановитой палаты в Москве.

ОБРАБОТКА ГЛИНЫ. БАЛАХНИНСКИЕ ИЗРАЗЦЫ

В районе Балахны никогда не было своей глины, её привозили с левобережья Волги, долго перерабатывали

Слайд 7
Гончарный промысел развивался преимущественно там, где была своя глина.


Гончарные изделия были неотъемлемым атрибутом крестьянской семьи, так как в

старину существовала исключительно глиняная посуда. Такой посуды было всегда много: плошки, миски, кувшины, крынки, кружки, так как посуда была хрупкая, часто трескалась от небольшого удара.

Гончарный промысел

Гончарный промысел развивался преимущественно там, где была своя глина. Гончарные изделия были неотъемлемым атрибутом крестьянской семьи,

Слайд 8
Балахнинское кружевоплетение

Кружевами украшалась одежда,

от чего она выглядела изысканнее и наряднее. Применяли кружево в

отделке предметов домашнего обихода: изготавливали подзоры для кроватей, накидушки, отчего в доме создавался уют и красота.
Балахнинское кружевоплетение    Кружевами украшалась одежда, от чего она выглядела изысканнее и наряднее. Применяли

Слайд 9 В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на

коклюшках. Балахна была одним из самых известных центров кружевоплетения в

России. В XIX веке половина всего женского населения Балахны, а также жительницы соседних селений занимались плетением кружев.

В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Балахна была одним из самых известных

Слайд 10 Вышивка для русской женщины была с незапамятных времен

душевной потребностью и бытовой необходимостью.
По древним обычаям,

вышивать умели в каждой семье.
От других районов страны она отличалась большим разнообразием способов украшения костюма и предметов домашнего обихода из тканей, где ведущее место отводилось узору, выполненному с помощью иглы и ниток.

Вышивка

Вышивка для русской женщины была с незапамятных времен душевной потребностью и бытовой необходимостью.  По

Слайд 11Вышивка золотыми нитями развивалась в Городце, Макарьеве, Лыскове. Яркость мотива

– вот что прежде всего привлекало покупателей. Таким шитьём украшали

одежду, от чего она становилась праздничной и торжественной. Стоила такая одежда дорого, поэтому такую красоту могли себе позволить только богатые и состоятельные люди.

ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЁ

Вышивка золотыми нитями развивалась в Городце, Макарьеве, Лыскове. Яркость мотива – вот что прежде всего привлекало покупателей.

Слайд 12Этим швом вышивали белые и цветные узоры, как геометрические, так

и изобразительные, включая птиц, зверей и человека.
Необычайной красотой и

совершенством отличались кисейные, шелковые и коленкоровые платки с многоцветным тамбурным узором.

ТАМБУРНАЯ ВЫШИВКА

Этим швом вышивали белые и цветные узоры, как геометрические, так и изобразительные, включая птиц, зверей и человека.

Слайд 13Много создали мастерицы удивительных по декоративной выразительности и красочности произведений

с вышивкой цветными шелками, шерстью, синелью.
В мастерских многочисленных женских

монастырей, в скитах или отдельными мастерицами выполнялись целые части женского праздничного костюма со сверкающей вышивкой.

ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ

Много создали мастерицы удивительных по декоративной выразительности и красочности произведений с вышивкой цветными шелками, шерстью, синелью. В

Слайд 14В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился

особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке,

образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «чкаловского гипюра», являются ромбы «цветками».

ЧКАЛОВСКИЙ ГИПЮР

В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть

Слайд 15Обработка древесины
Нижегородская национальная культура тесно связана с

деревом. Из него возводили целые города, крепости, храмы, жилища, строили

речные и морские суда, вырезали посуду и бытовые предметы.
Дерево - прекрасный поделочный материал.
Оно обладает достаточной твердостью и долговечностью и сравнительно легко обрабатывается самым несложным инструментом. Из него легко изготавливать разнообразные предметы утилитарного и декоративного назначения.
Обработка древесины  Нижегородская национальная культура тесно связана с деревом. Из него возводили целые города, крепости, храмы,

Слайд 16В городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и

тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные

лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе. Неизвестные резчики работали наугад, полагаясь только на своё художественное дарование, а инструментами в их руках были всего-навсего — стамеска и долото.

ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

В городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория

Слайд 17 «Ложкарной столицей» России называют в народе город Семенов.

Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет

современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали». Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

ЛОЖКАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

«Ложкарной столицей» России называют в народе город Семенов. Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да

Слайд 18О семеновской матрешке, русской красавице в ее обобщенном народном образном

представлении, говорят как о русском сувенире, который олицетворяет народное искусство

России.
Она чарует лаконичностью форм, яркостью росписи, оригинальностью декоративного образа. Прелесть русской расписной матрешки не только в ее красочности, но и в занимательности. Вложенные одна в другую куклы восхищают мастерством исполнения.

РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ Семеновская матрешка

О семеновской матрешке, русской красавице в ее обобщенном народном образном представлении, говорят как о русском сувенире, который

Слайд 19В 30-х годах ХХ века стали заниматься и мастера села

Полховский Майдан в Вознесенском районе.
Матрешка у них более стройная,

чем семеновская, ярче выражены плечи, а образ символизирует местную красавицу, лицо которой обрамляют локоны черных волос. Раскрашивают матрешку анилиновыми красками, цветы крупные и обязательно в сочетании со сказочными яблоками.

ПОЛХОВ – МАЙДАНСКИЙ СУВЕНИР

В 30-х годах ХХ века стали заниматься и мастера села Полховский Майдан в Вознесенском районе. Матрешка у

Слайд 20Произведения городецких мастеров привлекают зрителей, прежде всего яркой праздничностью.

Роспись по дереву развивалась у жителей северных районов области, так

как с одной стороны было что расписывать, а с другой стороны – расписные изделия создавали уют и непревзойдённую красоту крестьянского быта.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Произведения городецких мастеров привлекают зрителей, прежде всего яркой праздничностью.  Роспись по дереву развивалась у жителей северных

Слайд 21 Лён выращивали везде и из его волокон пряли нити,

из которых ткали ткань, половики, скатерти, салфетки и многое другое,

что было необходимо в крестьянском быту.

ТКАЧЕСТВО

Лён выращивали везде и из его волокон пряли нити, из которых ткали ткань, половики, скатерти, салфетки

Слайд 22 Причиной развития кузнечного и ножевого промыслов стали небольшие залежи

болотной железной руды в окрестностях современного Павлова, которые нашли свои

применения в крестьянском быту.

ПАВЛОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ

Причиной развития кузнечного и ножевого промыслов стали небольшие залежи болотной железной руды в окрестностях современного Павлова,

Слайд 23РЕЗЬБА ПО КОСТИ

В 50-е годы 20-ого столетия в область

был специально приглашён мастер по костяной резьбе для того, что

бы в Горьковской, области создать косторезный промысел. Резьба по кости получила развитие у жителей северных районов нашего края, которые умело изготавливали подставки, сувениры, подсвечники для украшения домашнего быта.
РЕЗЬБА ПО КОСТИ В 50-е годы 20-ого столетия в область был специально приглашён мастер по костяной резьбе

Слайд 24Резба по камню
Искусство камнерезного дела связано с залежами

ангидрида.
История камнерезного
промысла уходит корнями в далекое прошлое и

неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами.
Резба по камню  Искусство камнерезного дела связано с залежами ангидрида. История камнерезного промысла уходит корнями в

Слайд 25 Возникновению промысла способствовало наличие местных материалов: дубового сырья,

извести и поташа. Кожевенный промысел в Нижегородской губернии начал развиваться

во второй половине XVII века и распространился по многим городам.
Промысел был достаточно выгоден. Изготавливали кожи, а из них - изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок.

Обработка кожи

Возникновению промысла способствовало наличие местных материалов: дубового сырья, извести и поташа. Кожевенный промысел в Нижегородской

Слайд 26Огромное влияние на культуру людей, их быт, нравы, обычаи, традиции

и развитие народных промыслов оказало географическое положение Нижегородской области.
Если

сопоставить карты природных зон , полезных ископаемых и развития народных промыслов нашего края , то мы увидим, что в зоне тайги, смешанных и широколиственных лесов развивалась обработка древесины, а там, где имеются залежи гипса и ангидрита развивалась резьба по камню. Во все времена люди использовали то природное сырье, которое находилось в окрестностях их обитания.

Мои наблюдения и исследования

Огромное влияние на культуру людей, их быт, нравы, обычаи, традиции и развитие народных промыслов оказало географическое положение

Слайд 27В старину на территории Нижегородского края избы строили из древесины,

так как и на севере, и на юге произрастали дремучие

труднопроходимые леса. Именно древесина стала сырьём для обработки. Из неё изготавливали предметы домашнего обихода – бочки, бочата, ушата, подносы, сахарницы, солонки, женские украшения и многое другое. А ещё из древесины строили дворовые постройки и бани, без которых невозможно было обойтись. Какой же крестьянин без бани! В старину после рабочей недели топили баню, парились, а потом ставили самовар и пили чай.
Интерьер русской избы был очень прост: деревянные лавки, стол, подставки под иконы, полати – вот чем были богаты простые крестьяне. А чтобы было уютно, на стол стелили самотканую скатерть, на пол – самотканые половики, на полки – вышитые уголки, а полати закрывали вышитой занавеской. Занавески для окон делали вручную: их крестьянки вышивали крестиком или гладью.
Одежда простых крестьян была достаточно простой: льняные балахоны подпоясывались поясом. А по большим православным праздникам крестьяне одевали вышитую одежду – рубахи, блузоны, сарафаны, юбки. Заканчивался праздник и красивую одежду убирали в сундуки до следующих праздников.
Не было крупных промышленных предприятий и всё производилось вручную.

Мои наблюдения и исследования

В старину на территории Нижегородского края избы строили из древесины, так как и на севере, и на

Слайд 28Заключение
В начале работы я поставила цель:
- Выявление воздействия

географического положения отдельных районов Нижегородского края на развитие народных промыслов,

жизнь, быт и культуру людей. Считаю, что поставленной цели в своей работе я достигла.


Заключение В начале работы я поставила цель: - Выявление воздействия географического положения отдельных районов Нижегородского края на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика