Модель расширяющейся Вселенной

Зарождение модели, 1916 г.Модель Вселенной А. Эйнштейна стала первой космологической моделью, базирующейся на выводах общей теории относительности. Это связано с тем, что именно тяготение определяет взаимодействие масс на больших расстояниях. Поэтому

Слайд 1Модель расширяющейся Вселенной
Выполнила: Дюсенова Диана, 3 курс, 3 группа

Модель расширяющейся ВселеннойВыполнила: Дюсенова Диана, 3 курс, 3 группа

Слайд 2Зарождение модели, 1916 г.
Модель Вселенной А. Эйнштейна стала первой космологической

моделью, базирующейся на выводах общей теории относительности. Это связано с

тем, что именно тяготение определяет взаимодействие масс на больших расстояниях. Поэтому теоретическим ядром современной космологии выступает теория тяготения — общая теория относительности. Эйнштейн допускал в своей космологической модели наличие некой гипотетической отталкивающей силы, которая должна была обеспечить стационарность, неизменность Вселенной. Однако последующее развитие естествознания внесло существенные коррективы в это представление.

Слайд 3В основе модели
1) свойства Вселенной одинаковы во всех ее точках

(однородность) и направления (изотропность);
2) наилучшим известным описанием гравитационного поля являются

уравнения Эйнштейна. Из этого следует так называемая кривизна пространства и связь кривизны с плотностью массы (энергии). Космология, основанная на этих постулатах, - релятивистская.

В основе модели1) свойства Вселенной одинаковы во всех ее точках (однородность) и направления (изотропность);2) наилучшим известным описанием

Слайд 4О модели
Важным пунктом данной модели является ее нестационарность.
Это определяется

двумя постулатами теории относительности:
1) принципом относительности, гласящим, что во

всех инерционных системах все законы сохраняются вне зависимости от того, с какими скоростями, равномерно и прямолинейно движутся эти системы друг относительно друга;
2) экспериментально подтвержденным постоянством скорости света.
О моделиВажным пунктом данной модели является ее нестационарность. Это определяется двумя постулатами теории относительности: 1) принципом относительности,

Слайд 51922 г.
Пять лет спустя, советский физик и математик А. Фридман

на основе строгих расчетов показал, что Вселенная Эйнштейна не может

быть стационарной, неизменной. При этом Фридман опирался на сформулированный им космологический принцип, который строится на двух предположениях: об изотропности и однородности Вселенной. Изотропность Вселенной понимается как отсутствие выделенных направлений, одинаковость Вселенной по всем направлениям. Однородность Вселенной понимается как одинаковость всех точек Вселенной: мы можем проводить наблюдения в любой из них и везде увидим изотропную Вселенную.
1922 г.Пять лет спустя, советский физик и математик А. Фридман на основе строгих расчетов показал, что Вселенная

Слайд 6Фридман на основе космологического принципа доказал, что уравнения Эйнштейна имеют

и другие, нестационарные решения, согласно которым Вселенная может либо расширяться,

либо сжиматься. При этом речь шла о расширении самого пространства, т.е. об увеличении всех расстояний мира. Вселенная Фридмана напоминала раздувающийся мыльный пузырь, у которого и радиус, и площадь поверхности непрерывно увеличиваются.

Фридман на основе космологического принципа доказал, что уравнения Эйнштейна имеют и другие, нестационарные решения, согласно которым Вселенная

Вселенной
ρкр = 10-29 г/см3, которое соответствует состоянию неустойчивого равновесия

всей Метагалактики.

По Фридману возможны два основных варианта эволюции нестационарной Вселенной:

1) бесконечного расширения ( ρ < ρкр );
2) пульсирующего расширения и сжатия
( ρ > ρкр ).

Оба возможных варианта эволюции имеют лишь одну общую исходную точку, связанную с начальным моментом развития Вселенной, который впоследствии получил название Большой Взрыв.

А. Фридман сумел расчетным путем определить критическое значение пространственной плотности Вселенной ρкр = 10-29 г/см3, которое соответствует

Слайд 81929 г.

имела эмпирического подтверждения. Однако, американский астроном Э. Хаббл обнаружил эффект

«красного смещения».

Красное смещение - это понижение частот электромагнитного излучения: в видимой части спектра линии смещаются к его красному концу. Обнаруженный ранее эффект Доплера гласил, что при удалении от нас какого-либо источника колебаний, воспринимаемая нами частота колебаний уменьшается, а длина волны соответственно увеличивается. При излучении происходит «покраснение», т. е. линии спектра сдвигаются в сторону более длинных красных волн.

1929 г.Первоначально модель расширяющейся Вселенной носила гипотетический характер и не имела эмпирического подтверждения. Однако, американский астроном Э.

Слайд 9В результате своих наблюдений Хаббл обосновал представление, что Вселенная —

это мир галактик, что наша Галактика — не единственная в

ней, и что существует множество галактик, разделенных между собой огромными расстояниями. Вместе с тем Хаббл пришел к выводу, что межгалактические расстояния не остаются постоянными, а увеличиваются. Таким образом, в естествознании появилась концепция расширяющейся Вселенной.

Постонная Хаббла (3-5) 10-18 с-1 позволяет оценить время, в течение которого продолжается процесс расширения Вселенной.
В результате своих наблюдений Хаббл обосновал представление, что Вселенная — это мир галактик, что наша Галактика —